Выступление на педагогическом совете на тему: "Организация трудовой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Цели и задачи образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
методическая разработка

Ларионова Ольга Владимировна

В конспекте освящены задачи трудового воспитания дошкольников в контексте ФГОС по возрастным группам, обозначены виды труда, а также компоненты трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost_v_dou.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР - детский сад «Пчёлка»

Козловского района Чувашской Республики

Конспект выступления на педагогическом совете

«Организация трудовой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Цели и задачи образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

                                                                                                  Подготовила и провела:

                                                                                                        воспитатель первой. кв.кат.

                                                                                                           Ларионова О. В.

г. Козловка, 2022 г.

Слайд 1. Тема моего выступления «Организация трудовой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Когда на свет ребенок появился,

Событие, но здесь важней всего,

Что человек, конечно, не родился,

А родилась надежда на него.

Когда он уступал дорогу старшим,

Поддерживал больных и стариков,

Он находился все еще на марше-

До человека было далеко.

Когда влетал в квартиру, как на крыльях,

Неся с собой из школы аттестат,

Им сделаны какие-то усилия,

Но человеком он еще не стал.

И лишь когда с упорством и терпением

Себя к труду привяжет он навек,

Его поздравить можно с днем рождения,

Родился настоящий человек.

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого, дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников.

Слайд 2.В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков, а также стремление обучаться труду.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

         В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Слайд 3.В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского  развития;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов  возрасту и особенностям  развития);
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Слайд 4.

Виды   труда в ДОУ:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно - бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Слайд 5.

Компоненты трудовой деятельности:

  • Мотив  - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.
  • Цель - это то, к чему надо стремиться.
  • Трудовые действия – это то,  при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
  •  Планирование  - это умение предвидеть предстоящую работу.
  • Результат -  это показатель завершения работы,  фактор,  помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Слайд 6.На следующем слайде вы можете видеть задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам.

Слайд 7.Примерная сетка совместной образовательной деятельности и в процессе режимных моментов по возрастным группам представлена на слайде.

Итак, рассмотрим каждый вид труда в ДОУ:

Слайд 8.

Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Слайд 9.Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания.

Слайд 10.Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Слайд 11.Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда.

Слайд 12.Труд в природе  - в уголке природы, в цветнике, на огороде.

Слайд 13.Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе.

Слайд 14.Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней. Так как обучение ручному труду начинается только со старшей группы фото на слайде общего содержания.

Слайд 15.Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда.

Слайд 16.Санитарно-эпидемиологические требования к  организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.СанПиН 2.4.1.2660-10 гласит:

 7.6 На подоконниках в групповых не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, а так же цветы, превышающие высоту 15 см (от подоконника).

12.22  Общественно-полезный труд детей  старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.

Слайд 17.Немаловажную роль в организации трудовой деятельности в ДОУ играет предметно-развивающая среда.

Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:

  • обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  •  соответствовать возрастным возможностям детей и  стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить  педагогическую ценность игрушек и игровых материалов.

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

Слайд 18.Необходимые условия для успешного формирования позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества:

  • Помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;
  • Развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей. 

Слайд 19.

Всем спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация взаимодействия между воспитателями и родителями в адаптационный период"

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация работы с родителями по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни"

quot;Организация работы с родителями по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни" выступление на педагогическом совете...

Педагогический совет в нетрадиционной форме "Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Сценарий педагогического совета по теме "Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС»

Доклад на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация предметно - развивающей среды по развитию речи в группах с учетом ФГОС»

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков....

Выступление на педагогическом совете "Структура и формы трудовой деятельности в ДОУ"

В трудовой деятельности дошкольника присутствуют все структурные компоненты полноценного труда - мотив, цель, планирование, процесс, результат....