Главные вкладки

    Учебно-методический материал по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме:
    Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

    Горбунова Елизавета Вадимовна

    Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора».  Описаны этапы работы, методы и приемы.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие вокально- певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

    Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка. В певческой деятельности ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Голос- инструмент, которым ребенок может активно пользоваться с малых лет.

    В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, эмоционально- слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

    Развиваются нравственные представления ребенка, так как при исполнении песен он передает свое отношение к их содержанию, переживает настроение, душевное состояние другого человека.

    В пении активизируются умственные способности ребенка, он постигает выразительное значение мелодии, аккомпанемента, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

    Исполнение песен положительно влияет на физическое развитие детей: правильно поставленное пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата, развивает приятный тембр голоса, улучшает речь, развивает координацию слуха и голоса.

     Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно

    объединяет детей общим настроением, дети приучаются к совместным действиям.

    Проблема постановки певческого голоса   - одна из важных и актуальных проблем  практики музыкального воспитания дошкольников. У детей вокальные связки еще не сформированы окончательно, им характерно  негромкое, но напевное  и звонкое пение. При эффективном педагогическом воздействии дети могут овладеть азбукой певческого исполнительства. Самый подходящий материал по обучению пению всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус. 

     Вернуть утерянные ценности, обратиться к истокам поможет фольклор: ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
    Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создано специально для детей и было продиктовано заботой о подрастающем поколении.
    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

    Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народные песни, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно- декоративного искусства.
    Еще К.Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обычная и прочная связь, соединяющая, отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».
    Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

    Таким образом, данные проблемы актуальны на сегодняшний день, вот почему я решила углубленно работать над развитием вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора.

     Проблемой развития певческих навыков и охраны детского голоса занимались:

    Н.А. Метлов, педагог – музыкант, характеризовал особенности голосового аппарата детей, диапазоны голосов детей разных возрастных групп, дал  рекомендации по охране голоса и слуха.

    Н.А Ветлугина – доктор педагогических наук, в своих работах уделила особое внимание вопросам выразительности исполнения детьми песенного репертуара, методы и приемы обучения пению, роль упражнений и их систематизация, развитие песенного творчества.

    В трудах А.И. Катинене – охарактеризованы разновидности певческой деятельности – исполнение, распевание, пение, сопровождаемое движением или игрой на инструментах;

    В трудах Р.Т. Зинич установлены приёмы преодоления неточного интонирования на основе развития слуха;

    Г.П. Стулова исследует вопросы теории и методики развитие детского голоса в процессе обучения пению от рождения до 10 лет

    Мною была изучена научно-методическая литература по данной проблеме:

    • Г.М. Орлова, С.И. Бекина. «Учите детей петь»М.,Просвещение., 2007
    • М.А. Давыдова» Музыкальное воспитание в детском саду» М. ВАКО,2006
    • Л.С. Замыцкая, Н.Б.Крашенинникова.«Обучение дошкольников выразительному пению в процессе формирования у них музыкальных и речевых навыков», Н.Новгоров, 2003
    • Экспресс- анализ и оценка детской деятельности. Под редакцией О.А.Сафоновой. Н. Новгород,2006
    • Н.А. Метлов « Музыка -  детям» М., 2001
    • Л.Н.Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», М., 2000
    • А.Д. Войнова. «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников»М, 2002
    • Е.С.Маркова. « Напевные песни и их роль в развитии певческого дыхания детей» Спб, 2003
    • Г.П.Стулова. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М, 2004
    • Журнал « Музыкальный руководитель» 2009-13
    • Картушина М.Ю. «Вокально – хоровая работа в детском саду» М. Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.
    • Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М., Советский композитор, 1988.
    • Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.
    •  Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
    • Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.
    • Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.
    • Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство , 1971.
    • Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.
    • Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1988.
    • Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.: Просвещение, 1990.
    • Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М.: Советский композитор, 1971.
    • Капица О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.
    • Князева О.Л., М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Н.Новгород, 1997.
    • Праздники, обряды, традиции. – 2-е изд., доп. и перераб./Сост.: Б. Марьянов. – М.: Мол.гвардия; 1979, - 159 с., ил.
    • Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева,  Л.Г. Каримова, Л.А. Семикова. Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: Талам, 2000.-96 с.
    • Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1972.
    • Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под.ред. Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2005.- 152 с.

    Данная литература помогла мне:

    • Углубить знания по проблеме формирования  певческих навыков у детей;
    • Подобрать диагностический инструментарий
    • Изучить  методы и приёмы работы, технологии  по развитию певческих навыков детей;
    • Обогатить предметно-развивающую музыкальную среду в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора

    Провела диагностику (автор Э. П. Костина) «Диагностика уровня развития музыкальности детей». Вид музыкальной деятельности – певческая. В качестве показателей были взяты вокально-певческие навыки: эмоциональная отзывчивость, развитие звуковысотности, чувство ритма, динамический и тембровый слух, развитие музыкальности и продуктивного творческого мышления. Результаты диагностики показали:

    1 – эмоциональная отзывчивость на музыку

    2 – звуковысотный слух

    3 – тембровый слух

    4 – динамический слух

    5 – чувство ритма

    6а – музыкальное мышление - репродуктивное

    6б – продуктивное творческое мышление

    7 – музыкальная память

    Изучив научно-методическую литературу, опыт коллег по данной проблеме, проанализировав данные диагностики, я поставила цель работы:

    Формировать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора. Определила  задачи:

    -продолжать формировать музыкально-слуховые певческие представления;

    -стимулировать развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен;

    -углублять музыкально-сенсорное восприятие основных музыкальных звуков,

     -совершенствовать певческие умения и навыки;

    -способствовать освоению азбуки седьмой ступени песенного творчества детей;

    - воспитывать интерес к русским народным праздникам и традициям;

    -содействовать творческой самостоятельности и активности.


    Для того чтобы работа осуществлялась в системе, разработала
    перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, где определила задачи, музыкальный репертуар, методы и приёмы, дидактические средства, обогащение предметно-развивающей среды, взаимодействие с воспитателями. Подбирая репертуар, я учитывала доступность к пониманию и детскому исполнению, разнообразность, также исходя из интересов и желаний детей.

    Формы

             Глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависят от эффективности  методов и приемов.

    Работа по формированию певческих навыков у детей включала в себя несколько этапов:

    1 этап – ознакомление, восприятие.

    Применяла такие методы как наглядный и словесный. На  ознакомительном этапе  я сообщала  название песни и выразительно ее исполняла, чтобы дети поняли, к чему должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Если сложный текст, выразительно читала его и объясняла значение непонятных слов. Далее проводила беседу о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание ее выучить.  

    Побуждала детей к высказыванию о характере песни в целом, о смене настроения ее частях, о средствах музыкальной выразительности (темп, звуковедение), о моделировании формы песни.

    После чего в группе дети с воспитателем ежедневно прослушивали фонограмму этой песни, моделировали ее форму и  содержание.

    Дети с удовольствием слушают и запоминают русские народные мелодии. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягодку земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой.. Несмотря на то, что в песнях есть незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова: коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.

    2 этап – разучивание песни, проходило в среднем на 4-5 занятиях.

    На этом этапе я поняла, как важно  использовать индивидуальный подход к ребенку. Исполнять  песню небольшими группами, индивидуально (прием-соревнование, кто чище споет, дети оценивают пение друг друга), чередование  положений «сидя», «стоя» для профилактики утомления. Разучивание  песен я начинала  с более простых, запоминающихся фрагментов. Учитывала рекомендации Н. А. Метлова, рассаживала детей так, чтобы нечисто интонирующие сидели в первом ряду, за ними – средне-интонирующие и в третьем ряду – хорошо поющие дети.

    Для пения и распевания голоса беру попевку «Скок-поскок», она помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает легкость, подвижность голоса. Также песенки «Патока с имбирем», «Андрей-воробей», «Заинька-зайка», «Петушок», «Дождик», «Ворон» удобны для задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу. В старшем возрасте  попевку  «Сорока» дети поют в разных тональностях, закрепляя  представление детей о звучании низкого и высокого регистров.

    Фольклорные песни позволяют применять такой прием, как пение без сопровождения (a capella), что дает возможность детям вычленять слухом и свой голос, и голоса товарищей и верно подстраиваться в общее звучание. Детская народная песня обычно имеет очень простой музыкальный строй и почти не требует сопровождения инструмента. Мелодии этих песен быстро запоминаются и легко воспроизводятся, позволяя сопровождать песню танцевальными движениями.

    Игры с использованием детского фольклора имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением.

    Также использовала приемы развития навыка чистого интонирования:

    - настройка на первом звуке песни;

    - задержка на отдельном звуке мелодии;

    - дирижерский жест, показывающий высокое и низкое звучание;

    - пение «цепочкой», этот прием также активизирует внимание детей;

    - пение «про себя» (часть песни исполняется как обычно, а часть-                «молча»;

    - пропевание отдельных интервалов: прима- «тук-тук», терция- «ку-ку», квинта- «динь-дон», секста- «ау».

    Разучивание мелодии происходило по фразам, в замедленном темпе.

    Для формирования навыка правильного звукообразованияя использовала приемы:

    - беседа о характере музыки (использование кубиков, иллюстраций, цветных карточек).

    - показ приемов исполнения;

    - жестикуляция;

    - сравнение звучания с музыкальными инструментами (плавное - дудочка, легкое и отрывистое - колокольчик).

    Приемы для выработки правильной дикции:

    - произношение на высоком звучании в ритме песни (для исполнения песен в быстром темпе);

    - произношение текста шепотом в ритме песни;

    -пение мелодии без сопровождения;

    - произносить песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта;

    - произносить ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным посылом звука;

    - петь мелодию песню, сохраняя разговорный посыл звука;

    - наиболее полезным и эффективным для улучшения техники словопроизношения являются песни-скороговорки.

    Выразительное произношение текста способствовало  выразительности пения:

    - произношение слов по слогам всей группой и отдельными детьми.

    Для овладения правильным дыханием, показывала, где его брать и обращала внимание на певческую установку - посадка прямая, не поднимая плеч, использовала упражнения «Свечка», «Насос» и др.

    Для того, чтобы научить детей стройному,  слитному пению, я использовала следующие приемы:

    - показ момента вступления;

    - проигрывание первого звука или интервала песни;

    - определение смысловых акцентов.

    Необходимое  условие возникновения песенного творчества:

    -накопление впечатлений от восприятия песен-образцов для творчества;

    -накопление опыта исполнительства, когда дети приобретают умения и навыки, необходимые для выражения собственных музыкальных впечатлений.

     Дети сочиняли  музыкальный ответ на предложенный текст: попевки   «Поезд», «Гуси» Т. Бырченко, « Зайка, где бывал?» М. Скребковой, « Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера;

    Выполняли  задания на нахождение тоники: попевки «Наш дом» Е. Тиличеевой, «Лифт», «Лужи» Т. Бырченко; сочиняли  окончание песни: попевки «Снежок», « Мишка»

    Т. Бырченко.

    Сочиняли  попевки определенного настроения, жанра: попевки  «Осенью» Г. Зингера, «Колыбельная» В. Агафонникова, «Плясовая» Т. Ломовой.

    Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров оказывает большое влияние на развитие творческой личности.

    Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

    Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено "с ног на голову". Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Небылицы развивают у ребенка фантазию, образное мышление, стимулируют познавательную деятельность.

    Скороговорки.  Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. Дети сочиняли попевку на заданную скороговорку.

    Игровые и плясовые песни - Исполняя с детьми эти песни, устраиваю импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни.

    Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.

    3 этап – повторение песни.

    На заключительном этапе работы с песней шло закрепление в непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной.

    В группах имеются фонограммы, альбомы песен. Во второй половине дня воспитатели устраивали «Вечера песни», где дети пели не только полюбившиеся песни, но и слушали сольное исполнение чисто поющих детей.

    Для восприятия музыки имеются:

    -музыкальный центр,  наборы аудиозаписей, дисков, видеоматериала (песни, разучиваемые в НОД, любимые детские песни, произведения для слушания, музыкальные пьесы и сказки) а так же иллюстрации, картины.

    - наглядное пособие «Мир музыкальных образов» С.В. Конкевич;

    -музыкально-дидактические игры по моделированию песен (содержанию, форме, структуре): «Сложи песенку»,

    « Весело - грустно»,  « Сколько нас поет».

    -домик композитора (альбомы с фотографиями и иллюстрациями);

    - дидактическое пособие «Танцы народов мира»;

    -файловые папки, кубики (с жанрами музыки).

    Для воспроизведения  музыки:

    -детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, треугольники,  барабаны, дудки, детский синтезатор, тарелки, маракасы, ложки, народные музыкальные инструменты.

    -музыкальные дидактические игры: «Бубенчики»,  «Цирковые собачки», «Ритмическое лото»

     Для развития  слуховых дифференцировок детей:

    -музыкальный конструктор  - семь ступеней;

    -музыкальная лесенка – семь ступеней;

    - дидактическое пособие – «Прохлопай ритм», «Шумовые кирпичики»

    - комплект наглядных пособий «Вокально – хоровая работа в детском саду»

    -кубики по жанрам музыки, категориям в пении;

    - дидактическая игра «Рисуем голосом»

    -альбомы с детскими рисунками.

    Для творческой деятельности:

    -игрушки-самоделки для развития восприятия, тембра, ритма;

    -кубики по слушанию музыки, пению;

    -музыкальный конструктор для придуманных детьми песен;

    -шумовые инструменты с различным звучанием;

    -элементы костюмирования, театральные куклы би-ба-бо.        

            В группах имеются мини-центры, содержание которых соответствует реализуемым задачам. Особенно хочется отметить, что в связи с введением ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы, в группах появились интересные полифункциональные ширмы, игровой материал, элементы костюмирования, музыкальные инструменты, созданы аудио и видеотеки с записями музыкального репертуара, фонограмм, праздников, развлечений, концертов.

            В своей работе обеспечивала тесную взаимосвязь с  воспитателями и специалистами:

    • знакомила с музыкальным репертуаром накануне занятия;
    • обсуждали роль воспитателя  на музыкальном занятии;
    • распределяли функции музыкального руководителя и воспитателя;
    • составляли эскизы оформления музыкального зала и группы;
    • проводили праздники, музыкальные развлечения;
    • продумывали участие родителей и педагогов в организации праздников и развлечений;
    • консультации для воспитателей «Использование метода моделирования в процессе знакомства с песней».
    • мониторинг (индивидуальная работа)
    • взаимодействие по созданию и обогащению предметно-развивающей среды, оформлению групп и музыкального зала к праздникам.

    Большое значение имеет работа с семьёй. Совместная работа с родителями – предполагает расширить работу по развитию певческих навыков в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора не только в детском саду, но и в домашних условиях. На консультациях родители больше узнают о возможностях своих детей, и могут помочь создать благоприятную среду дома и в детском саду.

    В родительские собрания включались выступления по темам:

    •  Консультации по темам: «Значение народной песни для развития музыкальных способностей детей», «Народная музыка в жизни детей»;

    Выступления на родительских собраниях по темам: «Фольклор в детском саду», «Перспективы участия родителей в детских утренниках, занятиях-развлечениях», «Народные праздники в ДОУ», «Чему научились дети за учебный год».

    • Участие родителей в проекте «Масленица - блиноедка»;
    • Пошив родителями народных костюмов для развлечений, праздников, кукол в музыкальный уголок;

     «Знакомство с целями и задачами музыкального воспитания детей на текущий год», «Готовимся к осеннему празднику вместе», «Фольклор в детском саду», «Перспективы участия родителей в детских утренниках, занятиях-развлечениях», «Народные праздники в ДОУ», «Значение народной песни для развития музыкальных способностей детей», «Народная музыка в жизни детей».

    Совместный проект «Масленица-блиноедка».

    Музыкальные гостиные «Музыка  и дети», «Моя мама – лучшая на свете!»

    Концерт, посвящённый празднику « День защитника Отечества»- «Мой папа самый лучший!», праздники и развлечения.

    Проведённая работа дала положительный результат. По результатам диагностики значительно выросли показатели:

    Группа детского сада:  старшая группа «Полянка»  (5-6 лет)

    Обследовано:  24 ребенка

    Показатели музыкальности

    Сентябрь  2013 г. (балл/уровень)

    Май 2014 г.

     (балл/уровень)

     развитие эмоциональной отзывчивости

    2,5 (высокий)

    3,6 (оптимальный)

    развитие звуковысотности

    2,2 (средний)

    3,5 (оптимальный)

    развитие тембрового слуха

    2,1 (средний)

    3 (высокий)

    развитие динамического слуха

    2,4 (высокий)

    3,5 (оптимальный)

     развитие чувства ритма

    2,3 (средний)

    3,5 (оптимальный)

    развитие музыкального мышления - репродуктивное

    2,1 (средний)

    3,5 (оптимальный)

    продуктивное творческое мышление

    2,2 (средний)

    3,6 (оптимальный)

    развитие музыкальной памяти

    2,1 (средний)

    3 (оптимальный)

    Положительной динамики роста показателей удалось добиться за счёт:

    -личная мотивация

    - использование эффективных методов и приёмов в процессе непосредственно образовательной деятельности «Мир музыки»

    - использование современных технологий

    - интеграции с другими образовательными областями

    - использования эффективных форм взаимодействия с воспитателями и родителями

    - построения предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.

    Основываясь на своем опыте, можно сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.  

    Таким образом, используя русский народный фольклор в своей работе с детьми, я добилась следующих результатов: дети исполняют произведения напевно, чистым, протяжным голосом, владеют различными средствами выразительности голоса, у детей развивается ритмический слух, гибкость голосового диапазона, артикуляционная моторика, дети заинтересованы в исполнении народных песен, хороводов, игр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по обучению и развитию вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

    Для работы со старшими дошкольниками был подобран специальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции, в котором использованы различные средства музыкальной выра...

    Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

    Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

    Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

    Пение является важным средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка....

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

    "Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста".

    статья описание педагогической технологии "Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"....