Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Бушила Мариана Еремеевна

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vokalno-pevcheskikh_navykov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  № 99

«ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТОП-ТОП»

           663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60 

E-mail: mdou99@norcom.ru

          Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

        / Из опыта работы М.Е.Бушила –музыкального руководителя

                 МБДОУ №99 «Детский сад комбинированного вида «Топ-топ»/

                     

           г. Норильск

                                                                      2015 год                                             

     Проблема постановки певческого голоса ребенка-дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем в практике музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется чувствительностью  этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка (вокал является эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов), значением вокализации для развития музыкального звука, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Певческая деятельность – один из общедоступных способов  музицирования. Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка. Дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки, развивается речь.

   Практическая деятельность доказывает, что пение один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Огромную роль играет пение в хоре – объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. С помощью голоса – «инструмента», который всегда с тобой, можно многое выразить, о многом рассказать. Но это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью «закрытым». Петь хочет и может каждый ребенок. Для того, чтобы дети захотели петь необходимо сделать процесс обучения пению увлекательным и интересным.

   Эффективной формой музыкально- досуговой деятельности дошкольников является кружковая работа, позволяющая развивать музыкальные способности детей с учетом их индивидуальных склонностей и интересов.  Для того, чтобы пение легло в основу серьезной деятельности дошкольников как исполнительской, так и слушательской,  в детском саду мной был организован вокальный кружок «Нотка». В кружке занимаются 16 детей старшего дошкольного возраста. Набор в кружок осуществлялся на основе предпочтений самих детей, интереса к данному виду музыкальной деятельности. Занятия проводятся раз в неделю, во второй половине дня, по 25 минут.

Очень важным моментом  считаю выработку сознательного и критического отношения детей к своему пению. Прежде всего необходимо научить ребенка  правильно ощущать себя в певческом коллективе, слышать в хоре голоса других детей, не только свой. С самых первых занятий  спрашиваю детей, что и как у них получилось, правильно ли они спели, понравилось ли им исполнение песни, качество выполнения других задач. Сознательное и активное отношение детей к музыкальной работе на музыкальных занятиях и занятиях в вокальном кружке создает атмосферу общего дела, общего труда, объединяет музыкального руководителя и воспитанника. Главная задача уделять максимальное внимание каждому участнику кружка.

    Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению провожу в несколько этапов, в зависимости от способностей детей.  На подготовительном, или ознакомительном  этапе дети узнают, кто такие дирижер, солист и что такое хор. Для наглядности  и знакомства воспитанников с «живым» звучанием  детского хора и отдельных исполнителей приглашаю  хор Норильской детской  школы искусств.

   Ребенок старшего дошкольного возраста открыт для любой деятельности, он впитывает в себя все интересное, новое, он еще полностью доверяет взрослым и хочет у них учиться всему на свете, надо только использовать эту готовность. Стремлюсь, чтобы каждая встреча с музыкой детям приносила радость. Учебный  материал  подбираю  с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Разнообразие репертуара дает возможность работать над выразительностью, характером исполнения. Необходимо все время следить за качеством звучания, учить детей самостоятельно оценивать исполнение. Вначале необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься любимым делом и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Главными методами вокальной работы являются вокальный показ, устное объяснение и певческие упражнения.

     Голоса детей в дошкольном возрасте делятся как минимум на три природных типа: высокие, средние и низкие,- каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания. Общий диапазон – это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса, примарный диапазон – область наиболее свободного, естественного, красивого звучания, находящаяся  в середине общего диапазона. Учет в вокальной работе типов певческих голосов детей приводит к более высоким результатам в их вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии.

    Целенаправленную работу по постановке певческого голоса ребенка начинаю с укрепления его примарного диапазона. Однако, следует помнить,  что певческий аппарат дошкольника анатомически и функционально только начинает складываться, поэтому задача охраны детского певческого голоса пока является основой. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно, чтобы доставляло им радость и удовольствие.

     Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, то есть соединять возможности слуха и голоса), нужно в общем-то немного: специально подготовленный педагог-музыкант, владеющий собственным певческим голосом; игровой характер всех занятий и упражнений; интересный и доступный песенный материал; атрибуты для занятия (музыкально-дидактический материал, пособия); активная концертная деятельность детей.

      Немузыкальных детей не существует, доказано психологами, хотя отдельные стороны музыкальности могут проявляться по-разному. Поют  же дети неверно по разным причинам: слабое слуховое представление высоты звука, недостаточный объем голоса, отсутствие координации  в работе  слухового и голосового аппаратов, неумение слушать себя при одновременном пении с другими детьми.  На чистоту интонирования влияет также общее  состояние здоровья ребенка, его настроение, степень внимания и заинтересованности.

    Сформировав у детей желание заниматься музыкальной деятельностью, вселив уверенность в свои силы,  приступаю непосредственно к работе по развитию их музыкальности и песенности, то есть постановки певческого голоса.

Начинаю вокальные занятия с детьми  с формирования правильной «певческой стойки» - положение корпуса и головы во время пения. Она способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.  У ребенка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги – почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.  Постоянная работа над «певческой стойкой» идет постепенно и терпеливо. Положения корпуса и головы в процессе занятий уточняются, пока не сформируется привычка стоять правильно и красиво.

С помощью выразительного исполнения песни или попевки, образного слова, беседы о характере музыки пробуждаю интерес к ней, желание ее выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни. Важную роль в этом процессе играет дыхание. Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых занятий  приучаю детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Постоянно провожу и корректирую работу над певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. «Пение – это дыхание» - аксиома, известная всем, кто занимается этой областью искусства. В певческом дыхании можно выделить три основных звена: вдох, сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы и выдох с резонированием звука и поддержкой столба дыхания. Правильный вдох формируется постепенно. Детям легко объяснить: «Вдыхаем мы носиком, как будто нюхаем розочку». Дальнейшее уточнение идет по линиям: вдыхаем с удовольствием, на полуулыбке, берем не очень много воздуха. Важно, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Правильный вдох тоже формируется постепенно. Сначала раздвигаются в стороны нижние ребра, а затем, по мере тренировки, начинает ощущаться во вдохе и нижняя часть спины, которая слегка отодвигается назад.

В дальнейшем, по мере тренировки ребенок научится сохранять состояние вдоха на протяжении всей музыкальной фразы. Чтобы вдох  «не упал» и возникающий во время пения воздушный столб имел опору, его надо поддержать. Делается это прямой мышцей живота, которая подтягивается в направлении вверх.

Предлагаю следующие упражнения:

  • «Надуй шарик», (Надувать шарик на слог «шу-шу-шу…», а сдувать постепенно на слог «тсссссссс…»);
  • «Игра с флюгером»;
  • «Задуй свечку»;
  • «Вдохни аромат цветка».

Первое время дети несколько утрируют вдох, порой делают его даже с призвуком, но  со временем это проходит.

   Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное пение, поэтому с самого начала обучения прививаю навыки протяжного пения. Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Хорошая дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, нижней челюсти) с помощью упражнений.        

Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т. к. со звукообразованием связана напевность. Начинаю работу  с формирования округлых гласных  в умеренных по темпу песнях.

    Детям очень сложно петь в унисон, потому что каждый извлекает звук по-своему: по-своему опускает челюсть, по-своему опускает нёба. Для чистого унисона необходима одна на всех позиция звукоизвлечения.

   Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях.

     Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших человеческих  качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

     Пение является  один из важных средств  музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.  Работа над песней – не скучное заучивание текста и не механическое подражание взрослому. Это увлекательный процесс, напоминающий  настойчивое и постепенное восхождение на высоту, который, в итоге, даст свои положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Статья освещаает значимость использования распевок на музыкальных занятиях  в ДОУ, рекомендует педагогические методы и приёмы формирования и развития певческих навыков у детей старшего дошко...

Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...