Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Яровикова Зинаида  Аркадьевна

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельнсти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_moya.docx58.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела образовательной программы

Тема

«Развитие творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности».

                                                     

               Выполнила:

                                                                     Яровикова З.А.

                                                                                       воспитатель МДОУ д/с                                              

                                                                                «Солнышко» п.Алексеевский        

Содержание.

1.Пояснительная записка.

1.1.Актуальность.

2.Анализ психолого-педагогических исследований.

      2.1.Понятие «творчество, творческие способности»

      2.2.Анализ образовательных программ.

3.Система работы направленной на развитие творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности.

      3.3.Предметно-развивающая среда.

      3.4. Содержание театрализованной деятельности.

      3.5Взаимодействие с семьями воспитанников.

      3.6 Взаимодействие с педагогами.

      3.7.Монитороинг.

4.Результаты работы.

1.Пояснительная записка.

1.1.Актуальность. Сегодня перед педагогами поставлена задача совершенствование традиционных методов воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной  компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить  у ребенка выразительность речи, повысить   уровень его интеллектуальной культуры, воспитывать эстетически развитую личность, прививать любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, вырабатывать у ребенка эмоциональную отзывчивость и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывает, что начало развития творческих способностей приходит на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Именно способность ребенка  с такой идентификации с полюбившимся героем позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей. Поэтому  задача приобщения театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Театрализованная деятельность помогает решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятель-ность и речь.

Таким образом  театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.

Новизна: систематизация средств и методов театрально-игровой деятельности.

2.Анализ психолого – педагогических исследований.

2.1. Понятие  «творчество,  творческие способности».

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество – это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

2.2.Анализ образовательных программ.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:

● интегрируется содержание разных образовательных областей;

● создаются условия для познавательной деятельности;

● создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

● формируются коммуникативные качества;

● расширяется социальный опыт.

● развиваются творческие способности.

В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как: «без-опасность»  «познание», «социализация». Главных героев спектакля можно  склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как «художественное творчество», «социализация», «труд». Таким образом,  театрализованная деятельность – это обширная  отрасль  примене-ния всех образовательных областей  и при умелом использовании может при-вести к формированию определенных  личностных качеств  воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов и нашло отражение в программе «От рождения до школы»  под редакцией  Вераксы.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.   Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.

3.Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

 Наблюдая за играми детей своей группы, обратила внимание на то, что дети скованны при исполнении ролей в спектаклях, этюдах, играх - драматизациях и инсценировках, мало эмоциональны. Выступая перед зрителями  дети теряются, замыкаются, не все дети могут передавать характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций.

Решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

1.     Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2.     Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)

3.     Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности  педагога и детей в едином педагогическом процессе.

4.     Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).

5.    Способствовать самореализации каждого ребенка через создание  благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

На первом этапе своей работы я изучила  методическую литературу, а также программы дошкольного образовательного учреждения, а именно: «Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г.; «Театральная  педагогика в детском саду» Мигунова Е.В.;  «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В.;  «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М.Д., Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» /Программа» Театр-творчество-дети»;  «Кукольный театр в детском саду» Антипина Е.А.; «Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И.А., Давыдова М.А.. Проанализировав работы данных авторов и предметно-развивающую среду группы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности, разработала и составила план кружковой работы «Теремок» (Приложение).

3.3.Предметно-развивающая среда.

Среда является одним из средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому следует учитывать:

-индивидуальные социально - психологические особенности ребенка;

-интересы, склонности, предпочтения, потребности;

-любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.

При создании развивающей среды учитывала следующие  принципы:

♦    принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать, самостоятельно выбирать то, что ему по душе.

 принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.  Обновляемость.

В группе существует театральный уголок, куда входят пальчиковый, настольный, конусный театры, театр на палочке,  театр на фланелеграфе, шапочки к театральным играм, театр би-ба-бо, ширма, декорации.

В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, игровая импровизация, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), игры-драматизации и инсценировки.

3.4.Содержание театрализованной деятельности

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры-драматизации;

-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-задания для развития речевой интонационной выразительности;

-упражнения на развитие детской пластики;

-пальчиковый  игротренинг для развития мелкой моторики рук;

-упражнения на развитие выразительной мимики.

Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.

В театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять воспитательную, познавательную и развивающие функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально- исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества и социально-эмоциональному развитию.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал ил рассказывал что-либо,  умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владел основами актерского мастерства и навыкам режиссуры. Одно из главных условий-эмоциональное отношение взрослого к читаемому. Старшим детям можно читать более сдержанно, менее эмоционально, выраженно, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая  материал  для  спектакля  или  инсценировки,  я стараюсь    учиты-вать возрастные особенности,  возможности,  знания и умения детей, стараюсь обогащать  их  жизненный опыт,  развивать интерес к новым знаниям,  расширять творческий потенциал. Э.Г. Чурилова выделяет несколько основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем, которыми я  руководствуюсь:

● Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.

● Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

● Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

● Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.

● Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

● Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.

● Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.

● Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

● Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

В ходе работы с детьми проводила следующие мероприятия: сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое настроение ”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали мини-этюды, пантомимы.  Постоянно игра в   развивающие игры “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает - не летает”, “Растет - не растет”, “Живой телефон”, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию.

Упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер” и др., на развитие фантазии “Продолжи сказку…”. Благодаря специально подобранным упражнениям, близким по характеру детским играм, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности (развитие фантазии, внимания).

3.5.Взаимодействие с семьями воспитанников.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила и провела родительское собрание «Роль сказки в развитии  детей», консультации: «Воспитание дружеских взаимоотношений в игре», «Кукольный театр дома», «Какие сказки читать на ночь»,  беседы, памятки и другие. Для родителей показали игру - драматизацию русской народной сказки « Репка» (на новый лад), « Заюшкина избушка», по произведению В.Сутеева «Под грибом», «Кто сказал, мяу?».

3.6.Взаимодействие с педагогами ДОУ.

Делюсь опытом работы и с коллегами. Проводила консультации:  «Создание условий в ДОУ для познавательно-речевого развития дошкольников»,

 «Сказкотерапия  как средство развития эмоциональной сферы детей),

«Развитие речи через театрализованную деятельность».

Основы драматизации и актерского мастерства закреплялись на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.  

3.7.Мониторинг.

Результаты педагогической деятельности подтверждены мониторингом уровня развития детей: в начале года проведенный мониторинг показал, что некоторые дошкольники не проявляли устойчивого интереса к театральной деятельности. Игры воспитанников были индивидуальные, часто носили разрозненный характер (ребенок брал настольный театр «Теремок» и играл либо один, либо с кем-нибудь вдвоём). К концу года дошкольники научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в спектакле. Если кому-то не доставался игровой персонаж, то дети самостоятельно уже вводили в сказку дополнительного героя, в связи с этим сюжет сказки менялся, побуждая детей импровизировать на темы знакомых сказок. Творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая сюжет от лица разных героев сказки,  дети научились создавать характерные образы героев, используя мимику, жесты, движения и музыкальное сопровождение.

Но к концу года дошкольники научились придумывать костюмы самостоятельно, используя для этого подручные средства.

Игры становились все интереснее и разнообразнее: иногда сюжет,  составленный детьми, уводил их далеко за пределы сказки, появлялась новая сюжетная линия. Все это способствовало творческому развитию воспитанников, формированию устойчивого интереса к театрализованной деятельности, расширению кругозора.

Расширился и словарный запас детей. В своей речи дети стали употреблять специализированные театральные термины: сцена, актер, постановка, режиссер, зритель и др. Дошкольники стали больше общаться  и взаимодействовать между собой.

Результаты мониторинга.

Эмоционально-образное развитие

Учебный год

Начало года

Конец года

н.у.

с.у.

в.у

н.у

с.у.

в.у.

2016-2017

28%

42%

30%

15%

40%

45%

Театральная культура

Учебный год

Начало года

Конец года

н.у.

с.у.

в.у

н.у

с.у.

в.у.

2016-2017

30%

35%

35%

12%

42%

46%

Речевая культура

Учебный год

Начало года

Конец года

н.у.

с.у.

в.у

н.у

с.у.

в.у.

2016-2017

25%

35%

40%

21%

35%

44%

         Вывод. В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности  у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение  словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. К концу учебного года дети стали чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные навыки кукловождения. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу вижу в разработке тематического планирования по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности.

Список использованной литературы:

1.Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.

3.Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду.

4.Васькова О.Ф, Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.

5.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2010.

6.Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Волгоград 2009.

7.Гальцова Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет. Волгоград 2009.

8.Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. М. 2012.

9.Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» 1973.

10.Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

М. «Генезис» 2000.

11.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.

12.Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.

13.Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.

14.Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. 2012.

15.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет.г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010г.

16.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет. . г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010г

 Приложения:

Кружковая работа.

Старшая группа.

Цель кружка: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа.

Задачи кружка:

1. Учить детей навыкам общения и коллективному творчеству.

2. Формировать общую культуру детей.

3. Пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения.

4. Развивать эстетические способности детей.

5. Закреплять представление дошкольников об окружающих предметах.

6. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

7. Развивать речь детей с помощью кукольного театра; обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

8. Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.

9. Развитие желания выступать перед родителями.

10. Воспитывать любовь к театру и театральной деятельности.

Сентябрь.

  1. неделя. Вводное. Первое посещение кружка.
  2. неделя. Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же  я?

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

 (Стр. 14 занятие №2 А.В. Щеткин) 1. «Беседа». 2 «Измени  голос».

  1. неделя. Пойми меня.

Цель: развивать внимание, память, образное мышление.

1.Отгадывание загадок.

2. Беседа.

3. Игровые упражнения.

(Стр.15 занятие №3 А.В.Щеткин).

     4 неделя. Язык жестов.

 Цель: развивать внимание, память, образное мышление.

 1.Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем.

 2.Беседа. 3. Подвижная игра «Смелые мышки». (Стр. 16 занятие №4. А.В.Щеткин).

Октябрь.

1 неделя. «Животные во дворе».

Цель: развивать артикуляцию и дикцию; познакомиться с новыми скороговорками, с движениями животных. Занятие №12 (стр.27).

2 неделя. Игровой урок.

Цель: развивать выразительность жестов, мимики голоса; пополнять словарный запас детей. Занятие №13. (Стр.28. А.В.Щеткин).

3 неделя. Очень жить без друга туго, без подруги или друга.

Цель: воспитывать коммуникативные качества. Занятие №2 (стр.53 М.Д.Маханева).

 4  неделя. «В  тесноте да не в обиде».

Цель: развивать логическое мышление, воспитывать внимательность.

1.Отгадывание загадок.

2. Веселый танец.

3.Игра-имитация «О ком я говорю». 

Ноябрь. 

Цель: развивать речь детей;  

1 неделя. Упражнения по развитию речи.

2 неделя. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом ».

Цель: прививать детям любовь к театральному  творчеству, развивать  творческие способности, учить распределять роли.

3 неделя. Репетиция  сказки В.Сутеева «Под грибом».

4 неделя. Играем  сказку В Сутеева «Под грибом».

Цель: Развивать правильное речевое аппарат.  

Декабрь.

1 неделя. Театральная игра «Ходим кругом».

Цель: учить детей снимать зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими ребями. Занятие №22 (стр.42 А.В.Щеткин).

2 неделя. Отгадывание загадок по сказке. Иммитационные  упражения  под музыку. Веселый танец.

3 неделя. Репетиция пьесы «Теремок» (куклы би-ба-бо) .

Цель: развивать дикцию, память, внимание, фантазию детей. Занятие №23, (стр.43). Дайте срок, построим «Теремок».  

4 неделя. Показ сказки «Теремок» (в группе).

         Январь.

  1. неделя. Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался.

1.Беседа по содержанию сказки.

 2.Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости. Занятие №3 (стр.63 Маханева).

2 неделя. Сказка о невоспитанном мышонке.

1.Игра на интонирования вежливых слов. Драматизация сказки.

3 неделя. Сказка об умном мышонке.

1.Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, радостно, приветливо, небрежно, угрюмо, вежливо).

Занятие №4 (стр. 64). Драматизация сказки.

 4 неделя. Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть.

1.Чтение стихотворения.

2.Беседа по содержанию сказки.

3.Работа над выразительностью речи. Занятие №1 (стр.65 Маханева М.Д.)

Февраль. 

1 неделя. Игровой урок.

Этюды на выразительность движений.

«Пугливый мышонок», «Злая собачка», «Пчела», «Озорная кошка».

2 неделя. Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «мяу».

1.Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал, мяу». Занятие №3 (стр.61).

 2.Пантомимические этюды.

3 неделя. Только «мяу» где сыскать?

1.Рассказывание сказки «Кто сказал, мяу» детьми с помощью воспитателя.

2. Пантомимическая игра «Угадай, что покажу». Занятие №4 (стр.61. Маханева).

4 неделя. Не вы ли «мяу-мяу» говорили?

1.Упражнения в интонировании диалог. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»  Занятие №1 (стр.62 Маханева).

Апрель.

1 неделя. Репетиция спектакля по сказке В. Сутеева« Кто сказал, мяу?».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса, пополнять словарный запас.  

2 неделя. Показ сказки В.Сутеева «Кто сказал, мяу?» (для родителей).

Цель: воспитывать артистические качества.

3 неделя. Эмоции

Цель: учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Занятие №28 (стр.52 А.В.Щеткин).

1.Игра «зеркало»

2.Изобрази эмоции.

4неделя. Эмоции

Цель: учить распознавать эмоции (радость, грусть,страх, злость) по мимике и интонации; изображать это эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать эмоциональной сферы. Занятие №29 (стр.53 А.В.Щеткин).

Май 

1 неделя. Театральная игра. «Полет на луну».

Цель: совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность, воспитывать ловкость, смелость. Занятие №34 (стр.60 А.В.Щеткин).

2 неделя. Друг всегда придет на помощь.

Цель: совершенствовать умение понятно выражать свои чувства  и понимать переживания других людей. Занятие№2 стр. 109 М.Д.Маханева.

3 неделя. Если с другом ты поссорился…

Цель: Учить находить выход из конфликтных ситуаций; совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли. Занятие№4 (стр.116 М.Д.Маханева).

4 неделя.  Викторина  «Мы любим сказки».

Цель: закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Список используемой литературы 

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г

2. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.

3. Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.

4. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г.

5. Журналы «Ребенок в детском саду»: № 1,2,3,4/2001г.

6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.

7. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.

8. В.И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.

9. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.

10. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.

11. Л.М. Шипицына «Азбука общения»,Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.

12. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.

13. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

14. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.

15. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.

16. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.   

17. Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Москва, Творческий центр “сфера”, 2009г.

19. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва, «ВАКО», 2007г.

  2. Театральная  постановка сказки В. Сутеева «Кто сказал,  мяу?».  

Ведущая: Первый раз щенок на даче.

Лает носится и скачет.

Малышу здесь все в новинку:

Камни, ямочки, травинки.

Все обнюхал наш герой

Чтоб узнать: кто, где, какой?

Поглядите как он рад,

 Что  его пустили в сад.

Щенок (вбегает)

Гав - гав- гав! Как здесь чудесно!

Все ужасно интересно!

(обнюхивает траву, из- под его носа

вспархивает бабочка)

Это что еще за штука?

Гав! Ты кто? Спускайся ну-ка!

( гонится за ней). Бабочка покружившись улетает.

Эх, как жалко, не поймал.

Котенок: (из окна) Мяу!  (прячется)

Щенок: (оглядывается). Это кто сказал, мяу!

Котенок: (из окна) Мяу - мяу! (прячется).

Щенок: Где ты, эй?

Покажись-ка мне скорей! (прячется)

Щенок: Вылезай, да со мною поиграй.

Утка: Не зевать, не отставать.

Лапку в лапку все шагать!

Щенок: Ого -го, как много вас

«Мяу» кто сказал сейчас?

Утка: Кря-кря-кря, ну что за шутки

Только крякать могут утки.

Отойди-ка, я к пруду

Малышей купать веду!

Лапка в лапку не зевать.

Друг за дружкою шагать. Кря-кря-кря!

( скрываются)

Щенок: Где же , мяу?

Это где-то под крылечком

Подниму я хвост колечком,

Ямку лапой рыть я стану

И кого-нибудь достану!

Ведущий: Всеми лапами подряд

Наш щенок работать рад,

Так старался, так трудился,

Вдруг мышонок появился.

Щенок: Это ты,  Мяу-мяу сказал?

Мышонок: ПИ - пи-пи, боюсь, боюсь,

Поскорее удалюсь!

Там, где звук такой услышат,

Быстро прячутся все мыши.

Ведущий: Вновь задумался щенок,

Ничего понять не мог.

Котенок: Мяу!

Щенок: Гав! Гав! Он наверное в кустах.

(Сует нос в куст, оттуда прыгает лягушка).

Р-р-р! Так вот он! Ишь какой!

Очень странный и смешной.

(Лягушка прыгает, Щенок загораживает дорогу).

Ты куда? Опять в кусты?

 Мяу - мяу, крикнул ты?

Лягушка: Перестань болтать болтушка.

Я болотная болтушка.

Нам мяукать не прилично.

Квак – квак! Квак – квак !

Ты запомни! Только так!

Квак - квак! Квак - квак! (скрывается)

Котенок: Мяу - мяу! Только так!

Щенок: Снова , мяу . Брось дразниться.

Я могу и рассердиться. Подразнился, а теперь,

Покажись, какой ты зверь?

(сталкивается с петухом)

Ой-е-ей, какой он важный!

Только я щенок отважный

Подойду - спрошу

(осторожно подходит к петуху).

-НЕ вы ли «Мяу-мяу» говорили?

(петух угрожающе)

Ко-ко-ко. Какое слово

Ты сказал, пустоголовый?

Сколько жил я на веку,

Я кричал «Ку-ка-ре-ку»

Щенок: Ой, как страшно он кричит.

Даже хвостик мой дрожит.

Петух  (гордо)

Этим криком на заре

Всех бужу я во дворе.

Кукареку -  ко-ко-ко-о! (уходит).

Щенок (облегченно)

Ну, ушел он далеко.

Котенок: Мяу - мя -ау! (прячется)

Щенок: Ты опять? Вот поймаю будешь знать!

(в траве закачался цветок).

Стоп! Цветок зашевелился.

Уж наверно, мяу  там.

Я теперь ему задам! Гам!

Пчела (сердито): Ж-ж-ж. Повеж-ж-жливее пес!

(жалит щенка)

Щенок: Ай- яй- яй: мой бедный нос!

Пчела: Ж-ж-ж. Не будешь зря соваться.

Знай, на пчел нельзя бросаться.

(улетает).

Щенок (жалобно). Ай, как носик мой болит.

Ай- яй- яй, как он горит.

(трет нос лапами).

Котенок: Право, жаль тебя немножко.

Только, мяу - это кошка. Ко-о-шка!

Знать пора бы, милый. Мяу - мя-у! Это я-а!

(подходит к щенку).

Щенок: Ну, попомнишь ты меня!

(бросается на котенка).

Ведущий: Так знакомство состоялось

И опять щенку досталось

Но, хоть он и пострадал,

Да зато умнее стал.

Осторожнее стал наш пес.

Не везде сует свой нос.

Знает, кто кричит и как.

И не спутает котенка

Ни с пчелой, ни с лягушонком.

Знать хотите, что потом

Стало с кошкой и щенком?

Хоть дрались они в начале.

Но потом друзьями стали.

Их водой не разольешь

Погляди и сам поймешь.

( выходит щенок, за ним котенок,

Щенок кладет лапы, кошка его гладит).  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...

Программа «В мире театра» «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность.            Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и дей...

Отчет по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2020 год

Цель: Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности....

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей подготовительной группы посредством театрализованной деятельности»

Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...