План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей подготовительной группы посредством театрализованной деятельности»
материал (подготовительная группа)

Дружинина Катерина Владимировна

Актуальность:

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный                  многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.  

Цель:

Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Показать роль и значение театрализованной деятельности в формировании   речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Подобрать и разработать картотеки речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, музыкально-ритмических разминок.

3.   Создание в группе театрального уголка с различными видами театра.

4. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.

5. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов.

6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;

7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Планируемый результат:

  • Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
  • В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
  • Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
  • Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.
  • Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_teatr_2022.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

«Развитие коммуникативно-творческих способностей детей подготовительной группы посредством театрализованной деятельности»

Воспитатель: Дружинина К.В.

2022г

Актуальность:

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный                  многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.  

Цель: 

Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Показать роль и значение театрализованной деятельности в формировании   речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Подобрать и разработать картотеки речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, музыкально-ритмических разминок.

3.   Создание в группе театрального уголка с различными видами театра.

4. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.

5. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов.

6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;

7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Планируемый результат:

  • Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
  • В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
  • Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
  • Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.
  • Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

План работы на 2019-2020год.

Месяц

Тема

Форма работы

Работа с родителями

Сентябрь

1 этап- организационно-ознакомительный

Знакомство с понятием театр:

кукольный театр

Сбор информации по данной проблеме

Изучение литературы по данной теме. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». М.: Просвещение, 1991г.

Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

 Интернет ресурсы.

Разработка перечня необходимого оборудования для театрального уголка.

Оформление центра

Театрализованной деятельности.

Разработка проекта с участием родителей «В мире театра»

Разработка конспектов НОД

Консультация для родителей «Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей.

Октябрь

2 этап – основной (реализация)

Знакомство с видами театров

(теневой, фланелеграф,

настольный, пальчиковый,

плоскостной театры, театр кукол

бибабо).

Познакомить детей с волшебным миром театра, с видами театра. Познакомить с понятиями «мимика», «жест». Упражнять в изображении героев с помощью мимики, жестов.

Консультация для родителей «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить»

Ноябрь

Пальчиковый театр

Освоение навыков

владения этим видом театральной

деятельности.

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Учить выступать перед товарищами как артист. Учить детей выделять героев сказки. Продолжать развитие творческих способностей детей в самых доступных для них видах театральной деятельности.

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развиваем сценическую раскрепощённость.

Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей.

Декабрь

Знакомство с понятием «ролевой

диалог».

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Выразительно читать стихотворный текст; умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией. Ролевой диалог героев сказки "Заюшкина избушка",

Работа над интонациями, выражающими основные чувства. Основы кукловождения.

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Развитие слуха и чувства ритма у детей.

Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей.

Январь

Знакомство с теневым театром.

Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности. Формировать у детей интерес к театральной деятельности.

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

Консультации:

«Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр»,

Февраль

Театр деревянных игрушек. Магнитный театр. Театр-оригами.

Разыгрывание мимических этюдов и театральных этюдов. Развивать творческое воображение, Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой)

Задания для развития речевой интонационной выразительности. Продолжать развивать умение выполнять движения с предметами проговаривая потешки и прибаутки.

Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Картотека: 

«Мимические упражнения»

«Театральных этюдов»

Март

Театр масок

Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности.

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением,

развиваем воображение; расширяем словарный запас.

Консультации «Театральные игры как средство

всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?»,

Апрель

Знакомство с видом театральной

деятельности – куклами –

Петрушками.

Чтение и инсценировка сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу?».

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей.

Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек , песенок, загадок и пословиц; Упражнение на активизацию словарного запаса.

Картотека пословиц и поговорок, скороговорок, литературных викторин, загадок.

Картотека дидактических игр по развитию речи.

Май

3 этап –заключительный

Театрализованное представление

Сказки В. Сутеева «Под грибом».

Знакомство с персонажами

сказки, распределение ролей.

Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности.

Работа над выразительностью интонировать голоса героев сказки.

Совместное развлечение с детьми «Путешествие в сказку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности".

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельнсти...

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...

Программа «В мире театра» «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год

Актуальность.            Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и дей...

Развитие выразительности речи детей подготовительной группы посредством театрализованной деятельности

Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятел...

Отчет по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2020 год

Цель: Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности....