Проект Воспитание детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Мои успехи».
проект на тему

Проект разработан для проведения в группах раннего возраста. Содержит 30 игровых занятий. Главным в проекте является развитие мелкой моторики рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proet_mihaylovoy.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

    Михайлова Нелля Анатольевна воспитатель Самарская область г. Новокуйбышевск ГБОУ ООШ №9 Структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»    

Проект   Воспитание детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Мои успехи».

                          Проектная деятельность

                 Для детей  раннего возраста, от 1,5-2лет.

 

Актуальность.

    Все работники дошкольного образования хорошо знают проблему задержки речевого развития.1 Всем известно, что речевое развитие неотъемлемая часть развития интеллекта ребенка.1 И то, что если мы занимаемся речевым развитием, мы должны начать с занятий на развитие сенсорики и мелкой моторики рук.1

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств.

Кто из воспитателей не хочет, чтобы наши дети выросли с художественной, музыкальной, физической одаренностью. Как бы мы могли тогда радоваться их успехам. Каждый работник образования, «сея разумное, доброе, вечное» желал бы, чтобы все его старания были бы не напрасны.1

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. 1На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов необходимо для развития. 1Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.  Идет обучение детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. 

 Немало важную роль играет развитие мелкой моторики.

 Моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

             Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, лепка, рисование, застёгивание пуговиц, шнуровка.

Если говорить с медицинской точки зрения, то в  коре головного мозга проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Равно как и нарушения.

Развитие мелкой моторики естественно не может быть без тактильных ощущений.

 Считается, дети первой младшей группы слишком малы для многих занятий. Воспитатели считают, дети от 2-3 лет не могут конструировать из лего-конструктора, поделки родителям и даже рисование не для детей этого возраста. Я так не считаю. Если обратиться к книге  Печора К. Л. «Методические рекомендации. Ранний возраст». Мы увидим, дети не только конструируют. Дети этой возрастной категории должны уметь шнуровать обувь. И всем известен тот  факт, что если не заниматься с детьми, можно и Маугли получить. И наоборот, занимаясь с детьми, мы получим – развитых, современных, и даже одаренных детей. Детей, которые идут в ногу с прогрессом. Это моё принципиальное мнение. Для развития мелкой моторики рук создан этот проект.

               Цель проекта: 

                 Развивать мелкую моторику рук с использованием     дидактических игр, нетрадиционных игровых занятий с использованием ИКТ- технологий.

Задачи: 

  1. Развивать восприятие окружающего у детей при помощи дидактических игр подобранных в соответствии с их возрастными особенностями.
  2. Познакомить детей с новыми игровыми заданиями, ставить перед детьми посильную проблему.
  3. Развивать мускулатуру кистей рук детей используя игры на совершенствование мелкой моторики рук. Обогащать знания детей зрительными, тактильными способами.
  4. Взаимодействовать с родителями в процессе проведения проекта.

          

                    Участники проекта:  дети группы раннего возраста,  родители детей группы раннего возраста, воспитатели.

                    Содержание практической деятельности:

Название занятия

Ход занятия

Цель

Материалы и оборудование

Понедельник

Утро:

1

Утро радостных встреч. «Побеседуем на тему:  «Ребенок и взрослые»

Воспитатель проводит беседу с детьми. Задает вопросы, отвечает на вопросы детей.

Углублять представления о людях: понимать различие людей по полу и  возрасту. Выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Узнавать и называть людей отдельных профессий.

Картинки на тему беседы.

2

Пальчиковые игры Части тела

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Учить детей показывать части тела и выполнять движения в соответствии с текстом. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

После пальчиковой игры покатать по ладошке шарик Су- джок.

3

Подвижная игра «Птичка»

Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.          Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко,         Улетела птичка — ай!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

Совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Маски для проведения подвижной игры.

Вечер:

4

Игра с крупой «Золотая рыбка»

Взять напечатанную раскраску «Рыбка». Положить перед каждым ребенком лист с раскраской в низкую коробку (можно использовать крышку от коробки из под обуви). Сверху насыпать столько крупы чтобы не было видно рисунка. Поставить перед детьми задачу:

-«Вы видели рисунок под нашей крупой. Давайте уберем лишние крупинки, так  чтобы фасолинки были только внутри.

Вызвать у детей радость от осознания своей умелости. Развивать мелкую моторику рук.

Фасоль, раскраска рыбок.

5

Чтение  стихотворения С. Михалкова «Цирк»

Чтение стихотворения с показом картинок по содержанию.

Учить слушать и понимать содержание стихотворения, договаривать слова; формировать познавательную активность.

 Картинки по содержанию.

6

Рисование «Смотрит солнышко в окошко…»

Дети под контролем воспитателя набирают краску на кисть, мазками наносят «лучики солнца» по контору нарисованного заранее солнышка.

Учить рисовать лучики солнца, упражнять в умении работать кистью, знакомить с желтым цветом.

Развивать зрительное внимание, усидчивость.

Гуашь желтого цвета, кисти, альбомные листы, вода в непроливайке, салфетки.

Вторник

Утро:

1

Дидактическая игра «Поручения»

 Предложить детям назвать игрушки, сказать какого они размера, цвета. Каждого ребенка по очереди попросить чтобы напоили чаем медвежонка, поставили матрешку на куб, подарить медвежонку большой куб, неваляшку напоить из синей  чашки и т.д.

Учить детей различать и называть игрушки, а также их основные качества (цвет, размер); совершенствовать понимание речи, развивать слуховое восприятие; продолжать знакомить детей с расположением групповой комнаты, с назначением вещей, которые в ней находятся.

Большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки (настоящие предметы) большой и маленький кубы.

2

Подвижная игра «Кот и мыши»

Текст:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот,

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите:

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

Играющие водят хоровод, в центре которого – мышка – это ее «домик», проговаривая или напевая слова. Как только песенка кончилась, играющие понимают руки, не размыкая их – «дверки открываются», мышка выбегает наружу и бежит от кота, поджидавшего ее за пределами хоровода. В начале воспитатель может быть котом или мышкой.

Развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти, коллективного взаимодействия, стремления к взаимовыручке.

Подготовить элементы костюмов кота и мышки (шапочки, хвостики)

3

С воздушными шарами «Расфасовка круп»

Взять воздушные шарики разного цвета в каждый вместе с детьми насыпать крупу в красный – гречку, в синий – рис и т. д.Поочередно дети насыпают крупу. После того как шарики будут завязаны дать детям поиграть ими.

Учить детей на ощупь определять, где какая крупа.

Воздушные шарики 2-3 цветов, нитки для завязывания шариков, крупа 2- 3 вида.

Вечер:

4

Самообслуживание.  Игра на развитие культурно – гигиенических навыков «Умываются котята…»

Кукле испачкать лицо краской. Учить умывать куклу и совершенствовать навыки умывания. Дать детям в руки мыло. Поставить перед ребятами задачу – намылить руки не роняя мыло в таз с водой.

Формировать у детей культурно – гигиенические качества.

Кукла, полотенце, мыло,  мочалка. Таз с водой на каждого ребенка.

5

Игра малой подвижности «Метание в цель»

Мешочки набитые крупой дети метают в цель.

Совершенствовать у детей метание мешочков с крупой в цель.

Мешочки с крупой.

6

Сюжетная  игра «Куклы на прогулке»

Дети выполняют игровые действия с одеждой: подбирают по сезону. Повторить с детьми названия некоторых предметов одежды.

Совершенствовать умение детей одевать кукол. Помочь детям развить сюжет.

Куклы, кукольная одежда (весеннее – осенний гардероб).

Среда

Утро:

1

Беседа «Почему растаял снеговик»

Побеседовать с детьми о свойстве снега.

Расширять представление детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи.

Во время беседы рассмотреть картинки, по возможности рассмотреть эксперимент со снегом или со льдом.

2

Пальчиковая игра «Детки»

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные...

(3. Александрова)

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. 

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

3

Подвижная игра  «Солнышко и дождик»

Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Приучать  детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.

Маски для подвижной игры солнышка, дождика.

Вечер:

4

Развивающая игра  с крупой «Пицца»

Приклеить к вырезанному листу альбома в виде круга – пиццы. (Горох, рис, пшено, белая фасоль окрашенные разными цветами – красным, зеленым, синим, желтым). Объяснить детям о том, что крупинки это продукты для пиццы. На намазанный клеем лист дети рукой сыпят поочередно крупу. Красную, желтую и т. д.

Помочь детям разместить на «тесте» начинку для пиццы. Вызвать радость от своей умелости. Развивать мелкую моторику рук при игре с окрашенной крупой. (Горох, рис, пшено, белая фасоль окрашенные разными цветами – красным, зеленым, синим, желтым). Объяснить детям о том, что крупинки это продукты для пиццы.

Клей, альбомный лист, кисточки, салфетки, окрашенные крупы, маленькая горсть каждого цвета на каждого ребенка.

5

Лепка «Блины»

Из желтого пластилина скатать шарики диаметром 2—2,5 см. и

 сплющить их между пальцами, постепенно поворачивая по кругу. Рассмотрите с детьми готовый блинчик. Обратите внимание малыша на то, что блинчик равномерно плоский и круглый.

 Дайте ребенку пластилиновые шарики и скажите, что сейчас вы будете делать блинчики для кукол. Предложите малышу сделать блинчики самому, при необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарик, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками.

Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

 Мягкий пластилин желтого цвета, пластмассовые тарелки, куклы.

6

Дидактическая игра «Какой?»

Дети рассматривают карандаши, воспитатель показывает готовые рисунки . Просит дорисовать рисунки карандашами. Каждый ребенок должен назвать цвет карандаша.

Учить детей различать и называть цвета: красный и зеленый.

Карандаши зеленые и красные, заготовленные рисунки зеленой травки, красных флажков и цветов.

Четверг

Утро:

1

Дидактическая игра «Подбери пару»

 Воспитатель на столе раскладывает перемешанные фрукты. Все фрукты парные. Дети собирают одинаковые и откладывают в сторону.

Учить подбирать карточки с изображением одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия, воспитывать внимание.

Вырезанные из цветного картона парные фрукты (яблоки, груши, бананы, ананасы, персики, апельсины)

2

Подвижная игра "Проползи в воротца"

Дети сидят на стульчиках вдоль одной из сторон площадки. Впереди на коврике на расстоянии 2 – 3м поставлена дуга – воротца. Педагог приглашает самого смелого малыша, предлагает ему доползти на четвереньках до воротец, пролезть под ними, встать и вернуться на свое место.

Указания к игре: Когда дети научатся ловко ползать, рекомендуется поставить 2 – 3 дуги, стоящие на расстоянии 1м друг от друга.

Упражнять детей в ползании на четвереньках и пролезании под воротца, не задевая их. Развивать ловкость.

Воротца.

3

Развивающая игра с воздушными шариками «Достань шарики»

Спрятать не надутые воздушные шарики в разные емкости. В высокую баночку (более 15см), в баночку с закручивающейся крышкой, в баночку с полиэтиленовой крышкой. В мыльницу, в футляр от очков, в шкатулку, коробочку из под чая, баночку из под крема. В полиэтиленовые емкости для пищевых продуктов разных размеров, которые вкладываются друг в друга.

Учить детей доставать не надутые шарики из самых различных емкостей.

Не надутые воздушные шарики, баночки, шкатулки, футляр для очков, коробочки из под чая, мыльница.

Вечер:

4

Развивающая игра пазлы «Мягкий пол»

Игра на конструирование. Попросить детей собрать коврик для группы.

Развивать внимание, память, логику.

Пазлы «Мягкий пол»

5

С крупой чудесный мешочек

Провести игру чудесный мешочек. Вместо мешочка взять наволочку, насыпав в нее 1-1,5 кг разной крупы (горох, гречка, пшено, фасоль, рис), «закопать» в ней знакомые детям игрушки (мяч, куклу, машинку, матрешку). Перед началом игрового занятия можно детям показать еще раз игрушки.

Развивать тактильные ощущения детей, мелкую моторику рук.

Крупа (рис, пшено, горох, фасоль, гречка), наволочка, игрушки – матрешка, машинка, кукла, мяч).

6

Чтение С. Маршака «Где обедал воробей»

 Прочесть два раза детям стихотворение с показом рисунков, задать вопросы после чтения по содержанию произведения.

Развивать слуховое восприятие. Формировать  умение внимательно слушать, анализировать поведение героев произведения, воспринимать материал на слух, находить и называть животных на картинках.

С рассматриванием иллюстраций

Пятница

Утро:

1

  1. Беседа «Почему болят зубы?»

Провести с детьми беседу. Продемонстрировать детям картинки с красивыми зубками. Рассмотреть зубную щетку. Побеседовать о том, что зубки нуждаются в чистке зубной щеткой.

Формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.

Картинки с зубками, зубная паста, зубная щетка, зеркальце.

2

Пальчиковая  игра «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

(Народная песенка)

 Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

 Без атрибутов.

3

Подвижная игра «Пузырь»

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов: «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Игра без атрибутов.

Вечер:9

4

Развивающая игра  «Перчатки»

Прочесть стихотворение детям, предложить самим надеть на руки перчатки, провести несколько раз с ограничением времени. Ехал Ваня на лошадке –
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок...
Потерял свои перчатки –
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок...

Стал перчатки он искать,
Стал с лошадки он слезать, -
Он искал, искал перчатки,
А перчаток не видать!

Ищет, ищет – не находит...
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок...
В поводу лошадку водит –
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок...

Ищет Ваня на лугах,
На зелёных берегах, -
А Ванюшины перчатки...
У лошадки на ногах!

Матвеева Н.

Учить детей надевать перчатки самостоятельно. Развивать ловкость пальцев, помочь детям понять, что пальчики могут быть «послушными».

Разные по фактуре перчатки (шерстяные, тряпочные на всех детей)

5

Развивающая игра с крупой «Золушка»

На пластмассовую тарелочку насыпать горстку двух различных круп (гречка, рис). Попросить с детьми перебрать крупу.

Совершенствовать умение сортировать крупы.

Пластмассовые тарелки, крупа гречка и рис.

6

Конструирование «Башенка для зайчика»

 Познакомить детей с кирпичиком. Учить действовать по показу, акцентировать внимание детей на зеленом цвете, способствовать речевому общению. 

 Рассмотреть с детьми образец, подробно объяснить прием конструирования. В процессе работы воспитатель оказывает детям дифференцированную помощь, подсказывает, задает вопросы, внимательно следит за ответом, поощряет их действия. Если он видит, что детям трудно, вновь использует прием поэтапного конструирования. После постройки башенки из кирпичиков воспитатель читает стихотворение: 
                                          Заинька, посиди. 
                                          Серенький посиди, 
                                          Вот так посиди, 
                                          Вот этак посиди.

4 кирпичика зеленого цвета, игрушка-зайчик на каждого ребенка. 

Используемая литература:

  1.  Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста; учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. — М.: Просвещение, 1977. – 176с.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 416с.
  5. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И.Бабаева и др. Сост.и ред. Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, З.А.Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2008. – 288 с.
  6. Петерсон  Л.Г.,Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента»,2006(3-е изд.) – 224с.
  7. Развивающие игры с малышом до трех лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 240с., ил.
  8. Шквыря Ж. Ю. Развивающие игры с воздушными шарами для малышей – ООО «Феникс», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук

Папка-передвижка для родителей детей младшего дошкольного возраста, информирующая о том, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать, так же представлены способы развития мелкой моторики д...

«Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

В данной работе представлен опыт использования игр по развитию мелкой моторики, с целью активизации речи детей раннего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики"

Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятель...

Презентация.Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

Задачи: * развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;*повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив   их в занимательную игру;*сочетать игры и упражнения для тренировки...

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

План по самообразованию "Развитие речи у детей младшего возраста через развитие мелкой моторики и сенсорные игры"

Развитие речи у детей младшего возраста через развитие мелкой моторики и сенсорные игры...