Главные вкладки

    Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
    материал (младшая группа)

    Шевцова Яна Николаевна

    «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

    Если руки неумелы,

    Если пальчики несмелы,

    Трудно ручку удержать,

    Буквы ровно написать

    Не удержишь карандаш-

    Не получится пейзаж".

    (В. Лирясова).

    Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления тонких движений пальцев рук и развития активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что именно в этом возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей.

    Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?

    Специалисты считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцеву маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_2_fevral.docx24.67 КБ
    Файл konsultatsiya.docx22.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Всестороннее развитие правильной речи дошкольника»

    развитие правильной речи дошкольника, развитие речи дошкольников, связное развитие речи дошкольников, средства развития речи дошкольников

    Пожалуй, каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом, и речевое развитие в частности.

    Первые годы жизни ребенка закладывают фундамент для развития речи. В это время интенсивно развивается головной мозг, совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить отклонения от норм речевого развития, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь, предупредить развитие сложных патологий.

    Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

    Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Желательно, чтобы отец и мать говорили с малышом на одном, родном языке. Очень важно, что язык, который воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте - это наиболее благоприятные годы его жизни.

    Артикуляционная гимнастика - важный шаг на пути к правильной речи

    Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов речи: языка, губ, челюстей и мягкого неба.

    Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) влечет за собой нечеткое, гнусавое (с носовым оттенком), шепелявое, смазанное произношение различных звуков.

    Цель артикуляционной гимнастики - развитие подвижности органов речевого аппарата, отработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

    Артикуляционную гимнастику желательно проводить ежедневно, отводя на нее от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.

    Не перегружайте ребенка, не требуйте от него выполнения всех упражнений во время одного занятия.

    Таблица усвоения детьми звуков речи

    Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй.

    Помните, что каждый ребенок - индивидуален, особен и, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 3-4 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков.

    Возраст ребенка Звуки языка

    От 1 до 2 лет                А, О, Е, М, П, Б

    От 2 до 3 лет                У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, Й

    От 3 до 4 лет                С, З, Ц

    От 4 до 5 лет                Ш, Ж, Ч, Щ

    От 5 до 6 лет                Л, Р

    Как научить ребенка говорить правильно?

    Уже к полутора годам словарный запас малыша может превысить двести слов. Как правило, эти слова воспроизводятся ребенком с некоторыми искажениями, этому виной неумение в полной мере владеть собственным речевым аппаратом.

    Чем же в этом случае малышу могут помочь родители, и как научить ребенка говорить правильно?

    - Начинать с самого «начала». Имеется в виду с самого рождения ребенка, а можно еще и будучи беременной.

    - Играть со своей интонацией. На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своему языку.

    - Пустышка - враг правильной речи. Данный факт подтвержден многочисленными исследованиями, проведенными детскими докторами, специалистами-логопедами. Пустышки способствуют развитию неправильного прикуса, что не только влияет на затруднения с артикуляцией, но и способствует задержке речевого развития в целом.

    - Обращение по имени, зрительный контакт. Чаще всего обращайтесь к ребенку по имени. НЕ забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему.

    - Использование жестов - незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словами, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами.

    - Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите. Коммуникабельным людям не трудно находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки.

    - Тренировка мышц. Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку; а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой.

    - Использовать высокий голос. Доказано, что дети лучше реагируют на высокий голос. Многие женщины интуитивно переходят на более писклявый голос при общении со своим чадом

    - Говорить медленно, повторяя по нескольку раз. Очевидно, что при быстром, смутном языке ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить.

    - Правильное произнесение слов взрослыми - залог правильной детской речи. От незнания, либо с целью говорить с ребенком на понятном ему языке, многие родители допускают искаженное произнесение слов. Как результат - малыш усваивает именно такую ​​форму слова, находясь в абсолютной уверенности, что папа и мама неправильно говорить не могут. Искажения слов - прерогатива ребенка. Родители должны использовать общепринятую, а не придуманную малышом, словоформу.

    - Упрощение слова и предложения, но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем». Сначала ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения языка может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав». Но не надо намеренно искажать слова, особенно после года.

    - Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения. Например, сначала можно говорить «Аня держит котика», затем добавлять «Аня держит хорошего, пушистого котика».

    - Словесные игры. Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словам.

    - Чтение - основа создания богатого словарного запаса. Сравнительный анализ развития детской речи показали: те дети, родители которых не ленились по несколько раз в день читать сказки, стихи и короткие рассказы, имеют гораздо больший запас слов, чем дети, мамы и папы которых не утруждали себя настолько хлопотным занятием.

    - Связывание картинок с реальными предметами. Показывая ребенку ту или иную картинку в книге, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на похожесть.

    - Сюжетно-ролевые игры. Сначала это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, брату, сестренке, говорить «алло», узнавать «как дела?» наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки.

    Активные игры. Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с языковыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка.

    - Исключать фон при общении. Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу.

    - Не перегружайте ребенка. Помните, что у детей с речевыми нарушениями страдают все психические процессы. Поэтому во время речевых задач ребенку нужно давать больше времени для размышлений но не перегружать его. Не следует подгонять его с ответом, лучше повторить задание еще раз и только после неудачных многократных попыток намекните, в каком направлении следует искать решение этой задачи. Проявляйте свою смекалку.

    - Не упрекайте, когда у него что-то не получается, если чего-то он не умеет. Во время выполнения игровых задач у малышей (особенно на начальных этапах) могут возникать трудности. Не акцентируйте внимание на этом.

    - Каждый ребенок - индивидуальность. Его развитие происходит по собственным законам. Поэтому не сравнивайте своего малыша со сверстниками, которые, возможно, опережают его в своем развитии.

    - Золотое правило организации и руководства любой деятельностью ребенка, в том числе и игры: ребенку должно быть интересно и комфортно!

    Развитие мелкой моторики и овладение языком - процессы параллельные. Центр координации движения пальцев рук и языковой центр расположены настолько близко, что активное развитие одного приводит к столь же активному развитию другого. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка. Массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к различным поверхностям, составление пазлов и мозаики, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, рисование и использование таких предметов, как ручка и ложка влияют на ускорение процессов овладения языком.

    Проявляя терпение, находя время на чтение и развивающие игры, родители тем самым не только обучают малыша правильно говорить, но и обеспечивают своему ребенку достойное место в окружающем его социуме.



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

    Если руки неумелы,

    Если пальчики несмелы,

    Трудно ручку удержать,

    Буквы ровно написать

    Не удержишь карандаш-

    Не получится пейзаж".

    (В. Лирясова).

    Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления тонких движений пальцев рук и развития активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что именно в этом возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей.

    Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?

    Специалисты считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцеву маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

    Развитие мозга связано с развитием рук. Влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.

    Пальчиковые игры являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает четко выполнять движения.

    Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речиразвивается речевой слух.

    На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами - мозаика, пирамидки.

    Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

    Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка прекрасно будет развита моторика рук, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развиватьречь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

    Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    1. Выполнение упражнений и ритмических упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

    3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

    4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

    5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).

    6. У малыша развивается воображения и фантазии. Овладев всеми упражнениями, он сможет "говорить руками" целые истории.

    7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

    Когда начинать заниматься?

    В развитии ребенка существует периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период - возраст от 1,5 до 3 лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

    Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет большое значение.

    Развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

    * стимуляция развития речи у детей младшего дошкольного возраста;

    * помощь детям с задержкой в развитии речи;

    * подготовка руки к письму у старших дошкольников;

    * тренировка внимания, пространственного мышления;

    * воспитание эмоциональной выразительности.

    Принцип подбора игр

    Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика) использует в основном движения сжимания, изредка - растяжения и почти никогда - расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки - большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле - зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального "коэффициента полезного действия" игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

    1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

    2. использовались изолированные движения каждого из них.

    Перечень пальчиковых игр

    * Сорока - ворона кашку варила.

    * В гости к пальчику

    * Мальчик - пальчик, где ты был?

    * Идет коза рогатая

    * Мы капусту рубим и др.

    Как играть в пальчиковые игры

    Перед началом упражнений ребенок разогревает ладони легким поглаживанием до приятного ощущения тепла.

    Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

    Выполняя упражнение вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

    При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.

    Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

    Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышцы руки, чтобы они приносили радость.

    Группы пальчиковых игр

    1. Игры - манипуляции

    2. Сюжетные пальчиковые упражнения

    3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

    4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")

    5. Пальчиковые упражнения в сочетании с само массажем кистей и пальцев рук

    6. Театр в руке.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой " гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас ребенка, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

    Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Час общения с родителями «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

    Час общения с родителями «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

    Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

    Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

    Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

    Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

    Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

          Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, перед...

    Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

    Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

    Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...