План работы по самообразованию 2020–2021 г. на тему «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу и фольклор»
методическая разработка

Гордиевская Елена Викторовна
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы и фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_20-21.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию 2020–2021 гг.

Гордиевской Елены Викторовны.

Тема «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу и фольклор»

  Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка.  Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потекши, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Книга является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя.   Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят ребёнка в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель: Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы и фольклора.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме использования художественной литературы и фольклора в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Подобрать формы и методы работы с родителями по совместной работе в данном направлении;
  • Составить картотеку устного народного творчества с целью формирования у детей духовно-нравственного развития.

Этапы работы по самообразования:

  • Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
  • Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
  • Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
  • Представление опыта работы по теме: май 2022г.

Ожидаемые результаты  

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
  • повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

План работы с детьми:

Сентябрь.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок», чтение рассказа Е. Кошевой "Два огородника"(беседа по прочитанному)

2. Дидактическая игра: «Угадай сказку».

3. Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

4.Пополнение книжного уголка художественной литературой.

Октябрь.

1. Консультации для родителей: «Сказка для ребёнка»

2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок.

3. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».

4. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Ноябрь.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя».

2.День матери: изобразительная деятельность «Маму очень я люблю».

Декабрь.

1. Консультации для родителей «Что читать детям»

2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

3.Чтение "Синие листья" В. Осеевой (беседа по прочитанному)

Январь.

1. Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Февраль.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»

2.Конкурсрисунков«Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки»

Март.

 1.Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.

 2.Выставка «Портрет моей мамочки»

 3.Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку».

  4.Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются"

Апрель.

1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»

2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок

3. Беседа на тему: "Доброжелательность"

Май.

1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Используемая литература:

1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

 2. Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2006.

 3. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2010

4. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

5. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

6. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

7. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

8. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу».

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение  речи.Проблема восприят...

Консультация "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества....

Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...

Консультация для родителей "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевые игры на бытовые темы."

Человека высокой культуры поведения отличает вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Эти качества формируются с самого раннего возраста....

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...

Мастер-класс на тему "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру".

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....