Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
проект по развитию речи (старшая группа)

Сухова Юлия Владимировна

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_attestatsii.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект « Развитие речи детей старшего возраста посредством  инновационных и развивающих технологий»

Автор проекта – Сухова Ю. В. Воспитатель

МБДОУ Д/сад №31 «РОДНИЧОК»

Сроки: сентябрь 2017 г. – май 2018 г.

Этапы реализации проекта:

I – подготовительный (сентябрь 2017–ноябрь 2017 г.)

II – организационный (декабрь 2017 г. – апрель 2018 г.)

III – итоговый (апрель — май 2018 г.)

Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателяна занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, интерактивные педагогические технологии,  использование мнемотехники, ИКТ.

Цель проекта: развитие связной речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Задачи:

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

—развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе сверстников, планировать и  контролировать свои действия, следовать инструкциям,  умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).

Объект: развитие речи дошкольников старшей группы «Непоседы».

Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:

— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;

— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.

Практическая значимость:

— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.

— в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;

-в обобщении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

— развитие речи дошкольников;

— родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап (сентябрь 2017 года)

— изучение психолого-педагогической методической литературы;

— проведение педагогической диагностики;

—разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников ;

— создание речевой среды

2 этап — основной этап (ноябрь 2017 года –апрель 2018 года)

Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами.

Обогащение предметно – развивающей среды:

- оформление книжного уголка, приобретение нового наглядного материала по данной теме

- оформление консультаций и памяток для родителей и педагогов.

- создание кейс-технологий с использованием ИКТ.

- пополнение речевого уголка дидактическими играми.

- оформление буклета для родителей и педагогов.

-создание журнала для родителей «Непоседы»

-создание картотек по интерактивным технологиям

Работа с детьми:

— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением здоровьесберегающих технологий.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, двигательно-активные физкультминутки, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж, Су-джок.

3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная терапия

4.Создание кейс-технологий с использованием ИКТ

  • Кейс «Мозговой штурм»
  • Кейс «Помощь идет»
  • «Под грибом»
  • «Спасли ежа»

5.Применение интерактивных технологий коллектива группового обучения(«Мозговой штурм», «Микрофон, «Хоровод»,»Дерево знаний»)

Применение мнемотехники

Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами.

С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания.

Работа с родителями:

1)Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка»

2) Консультации: «Как говорит ваш ребенок»,  «Песочная терапия для развития речи дошкольников»,  «Развитие связной речи детей дома». Папка-передвижка «Речевые игры для детей 5-6 лет»

3) памятки:

«Ваш ребенок левша», «Пальчиковая гимнастика», «Упражнения с шариком «Су-джок»

4) Родительские собрания с использованием ИКТ:

 «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,

«Интерактивные технологии для детей 5-6 лет в ДОУ».

Работа с педагогами:

-Консультации: «Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками»,

- Создание буклета «Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Выступление с презентацией «Использование здоровьесберегающих технологий в старшей группе».

Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста».

3 этап — заключительный этап (май 2018год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

— анализ проведенного проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...

Педагогический проект Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

    Овладение нормами и правилами родного языка - одна из основныx задач развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. В со...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

Педагогический проект «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования интерактивных технологий».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

Педагогический проект "Развитие связной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством настольного театра"

Проект направлен на систематическую работу по развитию связной речи детей посредством настольного театра. В настольном театре используются русские народные сказки. Сказка является эффективным средство...

Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно ра...