Главные вкладки

    Педагогический проект Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
    проект по развитию речи (старшая группа) на тему

          Овладение нормами и правилами родного языка - одна из основныx задач развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. В современном дошкольном образовании процесс речевого развития рассматривается как основа воспитания и обучения детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 47»

    Асбестовского городского округа

    Педагогический проект

    Развитие связной речи у старших дошкольников посредством

    сюжетно-ролевых игр

    https://nogayga-push-kolosok16.edumsko.ru/uploads/9000/30573/persona/articles/.thumbs/iCXXOAIG1.jpg?1494226339

    Разработчик:

    Климова Татьяна Анатольевна

    2016г.

    Введение

    Развитие связной речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование связной речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов. «Из всех….знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке.» В.И. Чернышёв.

     В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается совершенствование всех сторон речи. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он хочет сказать. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. Она в свою очередь во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки детей, исправляют их, давая правильный образец [3].

    У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. О.С. Ушакова и Н.Г. Смольникова в своих исследованиях отмечают, что «…своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи».

    Основные виды деятельности дошкольника – игра и общение, следовательно,  благодаря использованию словесных, сюжетно-ролевых, театрализованных и других игр в образовательной деятельности в детских дошкольных учреждениях происходит формирование и совершенствование речевой деятельности ребёнка.

    Воспитатели понимают, что необходимо развивать связную речь дошкольников, но недостаточно используют для этого сюжетно-ролевые игры. Степень изученности проблемы сюжетно-ролевой игры для дошкольников в психолого-педагогической литературе достаточно высока. Ею занимались такие авторы как Е.А. Аркин, П.А. Рудик, А.П. Усова. Исследованиями, направленными на изучение теории ролевой творческой игры занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.И. Жуковская и другие авторы. Хочется отметить работу Л.А. Венгера. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе, в которой автор раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребёнка, роль игры для овладения новыми формами мышления необходимыми при обучении в школе.  «…Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» (Л.С. Выготский) [3]

    Однако вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи старших дошкольников в работах данных исследователей изучен недостаточно.

     Проблема: какова роль сюжетно-ролевых игр на развитие связной речи старших дошкольников.

     Объект: процесс развития связной речи у старших дошкольников.

     Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи.

     Цель проекта: составить и апробировать комплекс мероприятий, который направлен на развитие связной речи у старших дошкольников посредством  сюжетно-ролевых игр. 

     Задачи: 

                   1.   Изучить теоретические основы формирования связной речи у старших дошкольников.     

                   2.   Определить значение и виды сюжетно-ролевых игр

                  3.  Изучить роль сюжетно-ролевой игры в формирования связной речи.

                  4. Провести наблюдение за процессом игры детей старшего дошкольного возраста.

                   5.   Подобрать сюжетно-ролевые игры и составить план  по развитию связной  речи посредством сюжетно-ролевых игр  у детей старшего  дошкольного возраста.

                           6.   Разработать методические рекомендации для воспитателей по использованию сюжетно-ролевых игр.

    Значимость и актуальность нашей темы отражена в ФГОС ДО пункт 2.6. Структурная единица - «речевое развитие, включает: …; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; …»

               Разработанный комплекс мероприятий может использоваться воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

              Новизна работы заключается в том, что составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на развитие связной речи у старших дошкольников посредством  сюжетно-ролевых игр. 

              База реализации педагогического проекта: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ детского сада № 47.

    Паспорт проекта

    База реализации проекта

    МБДОУ детский сад № 47

    Цель проекта

       Составить и апробировать комплекс мероприятий, который направлен на развитие связной речи у старших дошкольников посредством  сюжетно-ролевых игр. 

    Задачи проекта

    1.   Изучить теоретические основы формирования связной речи у старших дошкольников.     

    2.   Определить значение и виды сюжетно-ролевых игр

    3. Изучить роль сюжетно-ролевой игры в формирования связной речи.

    4.   Провести наблюдение за процессом игры детей старшего дошкольного возраста.

    5.  Подобрать сюжетно-ролевые игры и  составить план  по развитию связной  речи посредством сюжетно-ролевых игр  у детей старшего  дошкольного возраста.

    6.   Разработать методические рекомендации для воспитателей по использованию сюжетно-ролевых игр.

    Адресная направленность проекта (участники проекта)

    Дети старшего дошкольного возраста

    Форма педагогического проектирования

      Перспективное планирование по развитию связной  речи у детей старшего  дошкольного возраста.

    Методические рекомендации по использованию сюжетных игр в ДОУ

    Содержание проекта 

          Нами было проведено наблюдение за процессом игры детей старшего дошкольного возраста. Иногда в  возникших спонтанно, по собственной инициативе детей играх, иногда в организованных с помощью воспитателя сюжетно-ролевых играх.  У 10% детей наблюдается наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Дети делают отдельные высказывания, задают вопросы по поводу выполняемых действий, но предложения построены не правильно, дети не комментируют свои действия; у  68% детей имеется наличие ролевой речи, периодически появляется переход на прямое обращение, плохо выражают свои мысли и  чувства; у 22% детей наблюдается развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Ребенок в ходе игры рассказывает о предполагаемых действиях, стремится к общению с детьми, предложения построены правильно, может выражать свои мысли и чувства, является инициатором игр. 

            Таким образом, чтобы повысить показатели развития связной речи у старших дошкольников нами был составлен план по развитию связной  речи посредством сюжетно-ролевых игр  у детей старшего  дошкольного возраста.

     Перспективное планирование по развитию связной  речи посредством сюжетно-ролевых игр  у детей старшего  дошкольного возраста.

    1. Подготовительный этап.

            На подготовительном этапе основная цель – установление эмоционального контакта с детьми и хороших межличностных отношений между ними. Для этого мы используем несложные по своему сюжету игры. Они помогут преодолеть трудности, которые вполне закономерно могут возникнуть в процессе общения с детьми, создадут благоприятную и спокойную обстановку в группе.

    1. Основной этап.

             Цель основного этапа заключается в том, чтобы сформировать у детей связную диалогическую речь и выработать коммуникативно-речевую активность детей.

    1. Заключительный этап.

             На заключительном этапе мы используем такие виды сюжетно-ролевых игр, которые помогают закрепить ранее приобретенные умения и навыки и способствовать дальнейшему развитию связной речи. Эти игры предполагают активного включения в работу.

            Ознакомиться непосредственно с целями и ходом представленных на данных этапах  игр можно в Приложении.

     Методические рекомендации по использованию сюжетных игр в ДОУ

              Как показывает практика, воспитатели старших групп главным образом разучивают с детьми готовые сюжеты игры, предусмотренные Программой. Воспитатели стремятся охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к сюжетам игр.

                Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога. Для этого необходимо следовать некоторым рекомендациям.

                1.  Сюжетно-ролевая игра будет формировать связную речь только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. В каникулярное время играть можно как в утренние часы, так и в вечерние. В остальное время желательно играть в сюжетно-ролевые игры во второй половине дня, проводя подготовительную работу (прогулки, экскурсии, чтение соответствующей литературы и т.д.) в первой половине дня.

              2. Развивающая предметно-пространственная среда.

              Чтобы все ролевые игры по определённому сюжету давали необходимый эффект, в группе должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда с учётом потребностей детей как в самоутверждении, так и в творчестве. Она разнообразна, изменчива, динамична и представляет собой большое поле для деятельности. Сюжетно-ролевые игры в старшем возрасте предполагают отказ от стационарных игровых зон, так как они сковывают инициативу детей предложением готовых сюжетов. Например, в больнице может быть столовая, а рядом с больницей магазин.

              3. Подготовительная работа.

              Перед началом игры проводится тематическая экскурсия, преследующая познакомить ребёнка подробнее с деятельностью того заведения, тема которого будет затронута в игре.

              После экскурсии проводится беседа, во время которой обобщаются полученные знания. Можно поиграть в мини-игры, которые наметят план будущей ролевой игры, почитать стихи, рассказы, соответствующие теме, подготовить необходимые атрибуты.

            4. По ходу действия следить, чтобы сюжет развивался правильно, по желанию детей вводить дополнительные роли, советовать новые повороты событий, сглаживать возникающие конфликты. Воспитатель может принять участие в игре, выбрав себе какую-либо роль. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями.

             Воспитателю нужно учить дошкольников разворачивать сюжет игры в речевом плане, объяснять свой замысел, понимать других людей, придумывать многотемные сюжеты и события, изменять замысел соответственно предложениям других участников.

    Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

    Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

    Проект «Мнемотехника – технология в развития связной речи у старших дошкольников»

    При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...

    Проект «Мнемотехника – технология в развития связной речи у старших дошкольников»

    Цель: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники...

    Выступление на педагогическом совете: Развитие связной речи через ознакомление дошкольников с художественной литературой

    Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с ФГОС, сего...

    Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Первостепенной задачей в логопедической работе представляет собой развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, ...

    Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»

    В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...