Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Исаева Ольга Николаевна

 

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

·        закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;

·        развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

·        целенаправленно воздействовать на активизацию психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного речевого общения;

·        способствовать взаимодействию родителей, детей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii.docx64.34 КБ

Предварительный просмотр:


Каждому из родителей, безусловно, хочется, чтобы их ребенок с желанием пошел в школу и успешно обучался. Часто родители думают, что главное – научить ребенка читать, а еще лучше – писать, и успех обеспечен.

На самом деле очень важно, чтобы ребенок был коммуникабельным, здоровым и познавательно активным. Для того чтобы этого достичь, ребенку необходимо овладеть связной, понятной для всех речью.

Работа по формированию речевой деятельности ребенка включает в себя следующие аспекты:

- расширение словарного запаса;

- понимание значения слов;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие диалогической и монологической форм речи.

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

На каждом этапе работ решается целый ряд различных задач.

Основные задачи:

  1. закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;
  2. развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  3. целенаправленно воздействовать на активизацию психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного речевого общения;
  4. способствовать взаимодействию родителей, детей и педагогов.

Для выполнения поставленных задач необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. принцип использования игровых ситуаций;
  2. принцип систематичности;
  3. принцип опоры на возрастные особенности.

Рекомендую родителям внимательно рассмотреть виды работ по формированию связной речи, которые представлены на Рис. №1

        

Рис. 1. - Виды работ по формированию связной речи

Рассмотрим виды работ по развитию связной речи у старших дошкольников.

Первый вид работ. Составление предложения.

1.Подобрать к существительному глагол.

Взрослый предлагает назвать картинку или нарисовать задуманный предмет ребенку, назвать нарисованный предмет.

2. Назвать, что он (предмет) может делать.

Взрослый должен придерживаться определенной последовательности по сложности картинок: люди, животные, неодушевленные предметы.

Например:

Кошка мяукает, умывается, мурлычет, ловит мышей.

Солнце светит, греет, печет, радует, и др.

 Составлять предложения без опоры на картинку.

1.Предложить ребенку придумать предложение по заданному слову.

Взрослый предлагает ребенку придумать предложение про любой предмет, животное и т.д.

2.Составлять предложения, используя «красивые» слова (прилагательные), задавая дополнительный вопрос.

Например:

Какая бабушка?

Какой кот?

Какое солнце?

3.Составлять предложения, используя наречия, задавая вопрос.

Например:

Как прыгает?

Как мяукает?

Как светит? и др.

Второй вид работ. Составление рассказа по серии картинок.

1.Составить предложение по каждой картинке.

2. Разложить в правильной последовательности.

3.Ребенок может использовать вопросы – подсказки взрослого.

4.Составить рассказ без помощи вопросов взрослого.

Третий вид работ схематично представлен на Рис. 2.

Рис. 2. – Пересказ коротких текстов

В процессе разбора текста детям объясняется значение мало знакомых и новых слов. Их закрепление происходит в процессе пересказа с использованием наводящих вопросов, в театральной деятельности (обыгрывание сказок, рассказов), в сюжетных играх.

Четвертый вид работ. Завершение начатого рассказа.

1.Прочитать начало рассказа (сказки).

2.Рассмотреть картинку к прочитанному тексту.

3.Предложить ребенку нарисовать картинку к прочитанному тексту.

4.Завершить рассказ (сказку) по прослушанному началу с опорой на картинку и вопросы взрослого.

Пятый вид работ.

1. Составление рассказа (сказки) по теме предложенной взрослым.

1.Взрослый выбирает тему рассказа (сказки) ориентируясь на тему, которая обозначена на неделе.

Например: «Осень», «Овощи. Огород», «Лес. Деревья» и др.

2.Взрослый побуждает ребенка придумать рассказ (сказку) на выбранную тему, предлагая сначала нарисовать картинку или серию картинок.

3.Придумывание названия рассказа, сказки.

4.Обсуждение характеристики персонажей: внешний облик, деятельность героев , их поступков; времени года; характере самого рассказа (сказки).

5.Взрослый дает образец начала рассказа (сказки). При затруднении задает наводящие вопросы.

2. Составление рассказа с помощью наглядного материала (вырезанных силуэтных картинок).

Например: птица, любое животное, ребенок, охотник или любой другой взрослый, дом, дерево и другие предметы.

1.Взрослый предлагает тему рассказа.

2.Предложить рассмотреть вырезанные силуэты картинок. Назвать каждую из них, дать им описательную характеристику (внешний вид, настроение, характер и др.)

3.Обсудить, какие действия они могут совершать связанные с обсуждаемым сюжетом.

4.Предложить придумать название рассказа  на заданную тему.

5.Обсудить будущий план рассказа. Взрослый должен направлять ребенка, задавать ему уточняющие вопросы, давать подсказки.

6.Предложить образец рассказа  или его начала.

7.Предложить, вырезанные силуэты картинок, разместить на магнитной доске (стандартном листе А4) в соответствием с выбранным сюжетом.

Придуманный рассказ можно обыгрывать с помощью кукол и др. игрушек. Можно инсценировать, обыграть в сюжетной игре. Участие в таких играх могут принимать все члены семьи.

3. Работа над составлением текста сказочного содержания.

Необходимо объяснить ребенку, чем отличается сказка от рассказа.Отличи

тельной особенностью сказки является фантастичность: необычные герои, волшебные предметы и др.

Рекомендую родителям внимательно рассмотреть схему по составлению текстов сказочного содержания, которые представлены на Рис. 3  

Рис. 3. – Составление текстов сказочного содержания

Работа с детьми по сочинению сказки сначала носит совместный характер (взрослый – ребенок). Далее ребенок может сочинять сказку по наводящим вопросам взрослого:

1.Назови героев выбранной сказки.

2.Назови, что делал каждый из героев?

3.Какие волшебные предметы встретились в сказке, перечисли их волшебные качества (сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, шапка – невидимка)

4.Какие действия повторяются несколько раз?

Например: «Лиса, заяц и петух» - Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная…, «Маша и медведь»- Не садись на пенек, не ешь пирожок…

Взрослый предлагает тему сказки. Например: «Приключение в горах», «Волшебный лес», «Дельфин – спасатель» и т.д.

Взрослый начинает сказку сам, предлагает ребенку завершить ее самостоятельно. При затруднениях задает вопросы – подсказки.

Взрослый предлагает ребенку пересказать составленную сказку, обыгрывая

действия вырезанными силуэтами.

Дети любят сочинять, но часто не могут правильно оформить задуманное

высказывание, родители должны помочь им в этом:

▪обучать правильному построению предложения;

▪обучать правильному интонационному оформлению;

▪обучать разным видам пересказа;

▪ обучать самостоятельному рассказыванию.

Такие творческие задания радуют детей, развивают воображение, повышают интерес к художественной литературе, развивают навыки связной речи.

Регулярное чтение дошкольникам стихов, рассказов, сказок помогает лучше познать окружающий мир.

Проводится беседа по прочитанному произведению, взрослый объясняет смысл прочитанного, настроение, совместно определяется жанр, характер, мораль.

Читая новый рассказ или сказку, повторяйте названия ранее прочитанных произведений, проговаривайте названия их героев, основные события. Проигрывайте рассказы и сказки с помощью вырезанных силуэтов и других игрушек.

Одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, о своих родных и близких, о самых ярких впечатлениях в своей жизни.

Взрослый должен создавать такие ситуации, ставить ребенка в такие условия, чтобы у него появлялось самостоятельное желание поделиться своими впечатлениями, интересами, пожеланиями.

Ребенку необходимо внимание и регулярное общение со взрослым, так как это непосредственно влияет на развитие речи ребенка.

Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности и познавательные возможности детей дошкольного возраста. Поэтому активное участие родителей в развитии связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания.

Очень хочется верить, что благодаря рекомендуемым заданиям, ваш ребенок будет гармонично развиваться и к моменту поступления в школу его связная речь будет достаточно хорошо развита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Первостепенной задачей в логопедической работе представляет собой развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, ...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...