Главные вкладки

    Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
    статья по логопедии

    Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Направления коррекционной работы по формированию связной речи     у старших дошкольников с общим недоразвитием речи                                        (III уровень речевого развития)

    Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

    В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

    Проблемой развития речи в той или иной степени занимаются различные науки: психология и логика, языкознание и филология, частные методики, логопедия, даже философия.

    По данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий логопедам - практикам в повседневной коррекционно-развивающей работе.

    Основными коррекционными задачами логопеда по развитию связной речи являются:

    а)        систематическая работа по формированию и закреплению лексико- грамматических категорий;

    б)        формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;

    в)        формирование умения анализа текста, выделения смысловых звеньев, составления плана и пересказа по плану;

    г)        формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний;

    д)        обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;

    е)        развитие самоконтроля детей за собственной речью.

    Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. в коррекционной работе логопеда по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР выделяют несколько этапов:

    1. Подготовительный этап - развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.
    2. Начальный этап - овладение диалогической речью.
    3. Основной этап - формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов).

    Деление на этапы чисто условное и определяется основной задачей и ведущим направлением коррекционной работы на каждом этапе. На практике происходит постоянное взаимопроникновение этапов.

    Например, на подготовительном этапе используются элементы диалогической речи, отрабатываются как однословные ответы, так и в случае положительной динамики, простые двухсловные ответы и постановка репродуктивных вопросов: кто?, что? , что делать?.

    Время, содержание и объем подготовительного этапа зависит от уровня речевого развития детей.

    При ОНР с I, II уровнем речевого развития этот этап занимает минимум целый учебный год и начинается не позднее 4-летнего возраста.

    Но завершение подготовительного этапа всегда однозначно определяется сформированностью фразы, умением самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении, что является выходом на III уровень речевого развития связной речи.

    Развитие речи на подготовительном этапе идет по следующим направлениям:

    1. Развитие восприятия и понимания речи, а именно:

    а)        понимание постепенно усложняющихся инструкций;

    б)        бытовых и игровых ситуаций;

    в)        грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных текстов;

    г) расширение пассивного словарного запаса в  соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами.

    1. Развитие экспрессивной речи след в след за импрессивной вне зависимости от состояния фонетической стороны и сформированности грамматического строя, направленное на решение главной задачи - пробудить у детей желание речевого общения.
    2. Подготовка речевого аппарата к коррекции звукопроизношения:

    а)        развитие артикуляционной моторики;

    б)        формирование фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа.

    1. Формирование фразы, являющейся первым шагом к овладению связной речью, проводящееся в определенной последовательности:

    а)        договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок; по образцу, данному логопедом, и без образца;

    б)        составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по данному образцу и без образца;

    в)        составление предложений сначала по 1-фигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них; по опорным словам, по образцу и самостоятельно;

    г)        заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу.

    Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию связной речи:

    • преобразование деформированной фразы;
    • составление предложений по опорным словам;
    • составление предложений с данным словом;
    • распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;
    • преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.

    Только имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде сформированной фразы, можно перейти к начальному этапу - приступить к работе над диалогической речью.

    Оптимальная форма организации работы по формированию диалогической речи на начальном этапе - это подгрупповые занятия с 3-4-мя детьми.

    Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР - 4-5 лет, оптимальный уровень речевого развития -III.

    Что такое диалог, диалогическая речь?

    Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них.

    Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически неполные.

    Поэтому работа над диалогической речью предшествует формированию речи монологической, подготавливая базу, почву для последней.

    Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на поставленные вопросы, а также задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее.

    В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:

    1. научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);
    2. научить постановке вопросов;
    3. воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта задача в значительной степени психологическая).

    Сформированность диалогической речи является следующим и решающим шагом в овладении связной речью, умением рассказывания.

    А основной и завершающий этап развития связной речи - это формирование монологической речи.

              Монологическая речь в полной мере осуществляет обе основные функции речи, теснейшим образом связанные между собой;

    1 - коммуникативную:

    а)        сообщения (информативная);

    б)        побуждение к действию (регулирующая).

    2 - средство выражения мыслей, образования и развития их.

    По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на развитие логического мышления и словесно-          логической памяти.

    Коноваленко В.В, Коноваленко С. В. и другие специалисты формами монологической речи считают; описание, повествование и рассуждение (последнее не является предметом изучения в дошкольном возрасте).

    Задача данного этапа - научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.

    Дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала.

    Поэтому обучение связной монологической речи дошкольников с ОНР, имеющих I и II уровень речевого развития, практически невозможно до выхода на III уровень речевого развития и прочного закрепления соответствующих III уровню навыков, т.е. на втором-третьем году обучения.

    Работа по формированию связной монологической речи - это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

    1. обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста;
    2. обучение составлению рассказов (придумывание) по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.

    Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

    Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа.

    Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. Практика показывает, что у детей с общим недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. Связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, т.к. она требует четкой систематической коррекционно-развивающей работы логопеда.

    Таким образом, в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР формирование связной речи является главной конечной целью всего коррекционно-развивающего процесса.

    Список литературы:

    1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

    2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.

    3. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. - Москва: Гном и Д, 2001.

    4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – Санкт- Петербург: Детство-пресс, 1999.

    5. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

    6. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М: Просвещение, 1989.

    7. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение./Уч.- метод. пособие для логопедов и воспитателей. - М., Гном и Д, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

    Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

    Система работы по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием новых коррекционных технологий

    Представленная в статье система работа позволит решить многие задачи коррекции: активизировать словарь; учить строить предложения разными лексико-синтаксическими средствами, распространять предложение...

    Методика работы по усвоению предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

    Значимость речевого недоразвития определяется не только речевой патологией  у детей, но и тем, какое оно оказывает влияние на общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Усвоение грамм...

    Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

    Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

    Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

           Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

    Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ

    В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда   по формированию предложно – падежных конструкций  у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...

    Методы работы по формированию словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

    Развитие словаря прилагательных это длительный процесс, опирающийся на постепенном расширении и углублении знаний детей о признаках предметного мира.Поскольку актуализация и расширение словаря признак...