Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Сидоренко А.В.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются именно той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_naglyadnogo_modelirovaniya.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Применение наглядного моделирования в  логопедической  работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В процессе формирующего эксперимента мы организовали работу по таким направлениям:

-формирование навыков рассказывания по картине;

-формирование навыка пересказывания;

-формирования  навыка рассказывания по серии картинок.

При проведении занятий с использованием наглядного моделирования по формированию связной речи необходимо учитывать следующие принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от фраз к рассказу).

2. Постоянная активизация в ходе занятия детей, но только на уровне фразовых ответов.

3. Исключение, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольника. Так, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, описывать предметы, составлять рассказ.

Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

Продуктивным, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.

На первом этапе работы мы осуществляли обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели в виде блок-схемы. Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения. В качестве элементов таких наглядных моделей мы использовали изображения предметов, о которых говорится в предложениях, в сочетании с однотипным изображением отдельных членов предложения (например, изображение «стрелки» на месте сказуемого). При необходимости логопед помогает детям с помощью дополнительных вопросов, указаний, пояснений.

Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер (изображение «волнистой линии» вместо определений, относящихся к предмету, о котором говорится в предложении; схематическое изображение предлогов и союзов и др.). Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.

Применяя наглядные модели, мы существенно увеличивали эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В начале обучения составлению описательного рассказа, предлагаемая нами наглядная модель  включала ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета. Например, в задании «Опиши овощи и фрукты» схемы направляют внимание ребенка на обозначение формы, цвета, запаха, сочности, вкуса описываемых овощей или фруктов.

На последующих занятиях мы учили детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. Например, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа-описания включает следующие изображения: «зеркало» - внешний вид животного; «человек» - какую пользу животное приносит человеку; «кастрюля» - чем питается животное; «домик» - где оно живет; «коляска» - как называются детеныши; «ухо» - как животное подает голос.

Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели.

В методике обучения детей с ОНР рассказыванию, описанной В.П.Глуховым особая роль отводится пересказу, так как при этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Автор указывает на то, что при обучении детей с ОНР пересказу применяют вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. К числу таких приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей).

Автор указывает на эффективность приема использования детского рисунка при обучении пересказу, который дети выполняют сами по выбору сюжета, после чего они сами составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.

При обучению пересказу мы  использовали «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, где происходит обучение планированию пересказа путем моделирования действий персонажей. Также мы использовали условные наглядные схемы в виде блоков-квадратов, которые после чтения и разбора текста заполнялись силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

В своей работе мы предусмотрели и проведение работы с родителями. Мы подготовили ряд рекомендаций для родителей по закреплению у них формируемых навыков рассказывания и пересказа. На индивидуальных и групповых консультациях  родителям разъяснялись непонятные для них вопросы, объяснялась методика использования наглядного моделирования в условиях домашней работы.

Также мы провели консультацию для педагогов, на которой были рассмотрены вопросы использования наглядного моделирования для решения не только вопросов развития связной речи, но и других психических функций.

Таким образом, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....