Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».
материал по теме

 Гусманова Эльза Фларитовна

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на

речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речевой системы они затрагивают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elza.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан

Исследовательская работа

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

                                                         Гусманова Эльза Фларитовна

                                учитель-логопед

                                        МОБУ СОШ с.Амзя

г. Нефтекамск,

2017 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические подходы к изучению формирования

словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня старшего дошкольного

возраста………………………………………………………………………………….5

1.1.  Характеристика речи детей с ОНР 3 уровня……………………………………..5

     1.2      Роль дидактической игры в развитии ребенка…………………………………7

Вывод по 1 главе………………………………………………………………………...8

Глава II. Исследование состояния лексической стороны речи

у старших дошкольников с ОНР 3 уровня…………………………………………9

  1. Организация  исследования………………………..………………………………...9
  2. Анализ результатов исследования………………………………………………….10

Вывод по 2 главе………………………………………………………………………..12

ГлаваIII. Формирование лексической стороны речи

у старших дошкольников с ОНР

 через использование дидактических игр…………………………………..…………13

3.1 Организация и содержание работы………………………………………………..13

3.2Анализ результатов коррекционной работы……………………………………....14

Вывод по 3 главе………………………………………………………...........................16

Заключение………………………………………………………………………………17

Список  использованной литературы………………………………………………...18

Приложения…………………………………………………………………………..…19

Введение

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на

речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речевой системы они затрагивают.

Одной из важнейших задач обучения детей с недоразвитием речи является развитие у них вербализованных представлений об окружающем мире, расчлененного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений как предметных, так и тех, в которые вступают предметы в различных ситуациях.

Ограниченность лексического состава, неправильное или неточное понимание и употребление слова детьми с ОНР в той или иной мере отражается на эффективности их общения с окружающими, на возможности более точного и выразительного оформления содержания своих мыслей. [11, с. 17].  

Все это и определило актуальность выбора темы исследования.

Цель работы:  формирование возможностей развития лексики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня, через использование дидактических игр.

Объектом исследования является лексика старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

Предметом  являются приемы работы над развитием лексики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

По мнению ведущих психологов, дефектологов и педагогов, существует неразрывная связь между игрой ребенка и его умственным развитием. В свою очередь, дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована для расширения, уточнения и обогащения словаря детей, имеющих ОНР. Дидактическая игра, как метод обучения, используется с целью закрепления знаний, их обобщений и систематизации, а также в целях развития и совершенствования познавательных процессов.

Таким образом, мы выдвинули гипотезу: работа по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет проходить успешно при использовании в коррекционно-педагогическом процессе дидактических игр.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования;
  2. Исследовать состояние лексики у старших дошкольников  с ОНР 3 уровня;
  3. Установить особенности лексики старших дошкольников, имеющих

          ОНР 3 уровня;

  1. Подобрать специальные приемы логопедической работы над                                                       развитием  лексики и провести экспериментальное обучение;

5.  Установить эффективность проведенного обучения.

6. Оформить методическое руководство по коррекции лексической  стороны речи у старших дошкольников  с ОНР 3 уровня через дидактические игры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, представленные в данном исследовании, могут служить практическим   материалом   при   организации   коррекционной   и профилактической работы с детьми с ОНР и могут быть использованы в работе логопедами.

Глава I. Глава 1. Теоретические подходы к изучению формирования словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня старшего дошкольного возраста

1.1. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой  стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использования вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. 8; с 78

Третий уровень общего недоразвития речи у детей характеризуется следующими недостатками:

1. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предложения.

2. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка - ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные).

4. У большинства детей на этой стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию.

Следует учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на первый взгляд казаться несущественными, однако совокупность их ставит ребенка в очень затруднительное положение в дальнейшем в обучении

1.2. Роль дидактической игры в развитии ребенка

Наиболее системные исследования детской игры были проведены российскими учеными. Работы Л.С. Выготского заложили основу для дальнейшего ее изучения как деятельности, имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Этот аспект нашел свое отражение в исследованиях А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.

Установлено, что формирование личности ребенка происходит благодаря игре. Именно она обеспечивает выделение и осмысление ребенком социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка - быть как взрослый

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала [18, с. б].

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

 

Вывод 1 главы. Характерными для общего недоразвития речи являются ограниченный запас слов, аграмматизм, нарушение звукового состава слов. В условиях обычных методов обучения для них недоступно только по причине аномального речевого развития. Недостатки речи, подобные этим, являются сами по себе серьезным препятствием для нормального развития, обучения. Таким образом, анализ аномального речевого развития должен включать в себя рассмотрение зависимых от состояния речи сторон психической деятельности,  которая в значительной мере определяет будущее ребенка.

Отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на первый взгляд казаться несущественными, однако совокупность их ставит ребенка в очень затруднительное положение в дальнейшем при обучении.

Словарь детей не всегда является достаточным показателем недоразвития речи. В зависимости от среды, воспитания и других причин может наблюдаться богатство или ограниченность развития словарного запаса. Он должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями, в частности с особенностями развития фонетического и грамматического строя речи.

Важным условием результативного использования  дидактических игр в обучении является соблюдение  последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Дидактическая игра может служить как для развития познавательной деятельности, так  и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих сверстников).

Глава II. Исследование состояния лексики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня

 

2.1. Организация исследования

 Исследование организовано с целью выявления нарушенных и сохранных компонентов лексической стороны речи детей с ОНР 3 уровня.

За основу были взяты приемы логопедического обследования старших дошкольников, предложенные профессором Уральского Педагогического университета Н.М. Трубниковой.

Исследование проводилось среди детей старшей  группы МОБУ СОШ с.Амзя. Нами было обследовано 10 детей с диагнозом ОНР 3 уровня в возрасте 5-6 лет. Среди них было выявлено 5 человек с несформированностью лексической стороны речи. Из этих детей была составлена экспериментальная группа. Остальные дети были оставлены в контрольной группе. Затем была изучена документация и проведена индивидуальная беседа.

2.2 Анализ результатов исследования

 Результаты полученных экспериментальных данных по обследованию состояния импрессивной и экспрессивной сторон речи дали возможность составить общую картину уровня развития лексической стороны речи (см. диаграммы 1-2).  

Таким образом, изучив состояние пассивного словаря  детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, мы выявили, что для детей, участвующих в обследовании, самыми трудными для выполнения были пробы на обследование понимания предложений (таблица 2

Был отмечен низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций (хозяйка собаки, владелец мотоцикла). Понимание значения предлогов и определение положения предмета в пространстве детям испытательной группы трудно выполнимо: они либо путают значение предлогов, либо указывают неверно. Задание на понимание форм множественного и единственного числа показало, что, в большинстве случаев, старшие дошкольники дифференцируют эти понятия.  Также отмечаются трудности в понимании единственного и множественного числа глагольных форм..

При изучении состояния активного словаря мы обнаружили, что предметный словарь достаточно развит у старших дошкольников с ОНР 3 уровня, но отличается от нормы тем, что называние предметов часто не конкретно. Задание на определение умения называть признаки предметов по противопоставлению показало, что такие слова - признаки как «широкая», «высокое» все дети обозначают словами «большая», «большое». При изучении глагольной лексики старших дошкольников с ОНР  отметили ограниченность глагольной лексики. Дети обследуемой группы при назывании действий, изображенных на картинках, неадекватно использовали приставки. Так, вместо глагола «входит мальчик», обозначали как «приходит мальчик» или вместо «мальчик переходит» - «мальчик идет».  Отмечено, что обследуемые  дети знают такое понятие как «времена года» и называют их. Но просьбы определить «Какое время года идет раньше...», или «Какое время года идет за ...» вызвали трудности: они называли неверно или же выражали отказ от выполнения задания.

Вывод по 2 главе

Итак, мы можем констатировать, что ОНР обусловливает своеобразное недоразвитие речи, которое выражается в снижении речевой активности, бедности лексического запаса, в неточном употреблении слов, трудности актуализации словаря. Словарь старших дошкольников с ОНР   отличается недифференцированностью,     недостаточной  осознанностью    при  употреблении многих слов, использованием в речи слов, имеющих расплывчатое значение. Для детей с ОНР характерен  низкий  уровень  языкового  развития  со  множеством семантических ошибок.

В ходе спонтанного обучения преодолеть выявленные нарушения невозможно, необходимо специальное логопедическое воздействие.

Для обучения старших дошкольников с ОНР необходимо разработать комплекс специальных методов и приемов, направленных на формирование словарного запаса. Необходимы поиски более эффективной системы коррекционной работы, способствующей устойчивому формированию и обогащению словаря детей с ОНР.

Коррекционное воздействие на формирование словаря у детей с ОНР должно быть направлено на создание у них речевой базы и таких механизмов, которые способствовали бы развитию речи и усвоению языковой системы. Все это позволит повысить уровень овладения речевой коммуникацией в целом.

ГлаваIII. Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР через использование дидактических игр.

3.1 Организация и содержание работы

В основу формирующего эксперимента легли приемы и методы, описанные Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.  и др.

Исследователи подчеркивают необходимость раскрыть обобщающую функцию слова, рекомендуют расширять лексический запас за счет названий предметов, действий, признаков и качеств, которые могут быть наглядно продемонстрированы и непосредственно восприняты детьми. Многие исследователи показывают целесообразность и эффективность включения лексической работы в игровую деятельность детей с ОНР.

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием   представлений   об   окружающей  действительности, познавательной  деятельности  старших дошкольников с ОНР 3 уровня, поэтому мы подобрали ряд дидактических игр, которые направлены на обогащение словарного запаса, уточнение значения слова,    расширение    семантики    слова,    активизацию   словаря, совершенствование поиска слова, перевод  из  пассивного в активный словарь.На основе подобранных дидактических игр нами была составлена программа коррекционной работы. (приложение3 )

Главный вывод, который мы сделали в ходе работы, выбранной нами в качестве формирующего эксперимента: увеличение словарного запаса детей, имеющих ОНР, необходимо рассматривать не только как процесс количественного и качественного обогащения речи, развитие их мыслительной деятельности и способности ориентироваться в речевом материале.

3.2 Анализ результатов коррекционной работы

После проведенного обучения мы повторно обследовали детей экспериментальной и контрольной группы, используя пробы, взятые для констатирующего эксперимента.

Цель   контрольного   эксперимента:   выявить   эффективность коррекционно-логопедической   работы   с   детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР 3 уровня, направленной на уточнение и расширение словаря. В процессе контрольного эксперимента было выявлено, что состояние лексической стороны речи у обследуемых детей экспериментальной группы изменилось. Сравнительный анализ представлен в следующих таблицах (5,6,7,8). Мы также обследовали детей контрольной группы, используя пробы, взятые для констатирующего эксперимента.

Сравнительный анализ представлен в следующих таблицах (9,10,11,12).

Сравнительный анализ результатов обследования экспериментальной  и   контрольной групп(диаграмма 5,6)

Для коррекционной работы с детьми были подобраны игры на закрепление умения определять название предмета по его частям и название профессии по выполняемым действиям. Дети научились классифицировать предметы, объясняя при этом свой выбор. Стоит заметить, что критерий классификации не указывался.

В словаре детей появилась глагольная лексика, обозначающая действия людей разных профессий, а также действия диких и домашних животных. В игре «Лото» группа детей находила в розданных карточках названное действие, которое выполняет человек и животное, и выделяли его. В игре   «Кто какие звуки издает?» дети закрепили названия действий, обозначающих звуки живой и неживой природы. Словарь - действий, применяемый в быту, отрабатывался с детьми в игре «Угадай без слов».

Старшие дошкольники научились на слух определять из ряда слов «лишнее» и объяснять свой выбор. Также с детьми была проведена работа по уточнению понятия «антонимы». Полученные знания были закреплены в играх по типу «Слова - неприятели».

В коррекционной работе было уделено внимание  описанию предметов, при этом дети научились по основным признакам узнавать и называть предметы   (игра   «Загадка-описание»)   и   самостоятельно   давать характеристику предметам, описывая наиболее отличительные их признаки («Опиши, какой?»).

Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы:

- при выборе дидактических игр, мы руководствовались мнением о том,   что   коррекционно-логопедическая   работа   строится   на взаимодействии различных анализаторов (слуховой, слухо-зрительный,  двигательный, вкусовой и др.), объясняя это тем, что за счет этого будут достигнуты положительные результаты. Мы убедились, что в работе с детьми, имеющими ОНР 3 уровня в качестве первичного дефекта, опора на анализаторы не только необходима, но и обязательна;

- вся система коррекционной работы со старшими дошкольниками должна быть направлена на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и др.);

- логопедическая работа с детьми должна строиться на добрых, доверительных отношениях; она должна вызывать приятные чувства и желание участвовать в процессе работы.

Вывод по 3 главе

В ходе коррекционной работы, удалось достигнуть того, что словарь, используемый группой старших дошкольников, имеющих ОНР 3 уровня, стал разнообразней и конкретней; дети стали использовать адекватную лексику, те речевые средства, которые имелись в пассиве.

Формирование словарного запаса детей с ОНР требует целенаправленной и напряженной работы, использования, а также целой системы подобранных дидактических игр, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции, побуждающих употреблять вновь приобретенные слова и закреплять их в речи.

Обогащение словаря детей, имеющих ОНР, должно осуществляться под влиянием обучения вместе с уточнением значений уже известных им слов, представлений и понятий о предметах и явлениях окружающей действительности. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Важно отметить, что при организации работы по развитию лексики старших дошкольников с ОНР 3 уровня, особое внимание должно быть уделено формированию мотивации и потребности в общении, т.к. «функция речи как средства общения лежит в основе всего последующего вербального и личностного развития человека»[19, с.200].

Итак, мы можем говорить о том, что проведение коррекционной работы с учетом первичного дефекта позволяет добиться хороших результатов. Мы убедились, что использованная нами система работы по развитию лексики старших дошкольников с ОНР 3 уровня, состоящая из специально подобранных дидактических игр, приводит к видимым положительным сдвигам.

                                                                                                                 

Заключение

Ограниченность лексического состава, неправильное или неточное понимание и употребление слова детьми с ОНР в той или иной мере отражается на эффективности их общения с окружающими, на возможности более точного и выразительного оформления содержания своих мыслей.

Организованное нами исследование позволило выявить: трудности актуализации словаря, неточном употреблении многих слов, низком уровне обобщения, неточном подборе антонимов, синонимов, ошибках образования глагольных форм.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специально организованной работе над развитием лексического строя речи, которое должно включать в себя следующие направления:

           • Уточнение имеющегося словаря;

           • Обогащение словарного запаса.

В связи с этим нами была выдвинута гипотеза, что формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет проходить успешно при использовании в коррекционно-педагогическом процессе дидактических игр.

 Контрольный эксперимент, который мы провели по окончании коррекционной работы, подтвердил ее.

Представленные данные о результатах формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная, поэтапно организованная работа по развитию лексики с учетом первичного дефекта и использование в работе специальных, занимательных дидактических игр, которые вызывают позитивные эмоции и интерес, приводит к положительным результатам.

Список литературы

  1. Агранович   З.Е.   Сборник  домашних   заданий   для   преодоления
    лексико-грамматического   недоразвития   речи   дошкольников   с
    ОНР. - М., 2002г.
  2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. -
    Библиополис.
     1994г.
  3. Выготский Л. С. Детская речь. - М., 1996.
  4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.

 5 Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной
речи. - Чебоксары. 1980г.

6. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. –

 М.,2003г.

7. Лалаева Р.И.,   Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Союз», 2001.

8. Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. - М., 2002г.

9. Филичева   Т.Б.,   Чиркина   Г.В.,   Устранение   ОНР   у   детей
дошкольного возраста. - М. 2004г.

10.        Хрестоматия     по    логопедии/    Под    ред.    Л.С.     Волковой,
Селеверстовой В.И. - М., 1997г.

10. Чиркина Г.В. Основы логопедии - М., 1989г.

11. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками -
М., 2003г.


Приложение 1. Протоколы обследования лексической стороны речи

                           (констатирующий эксперимент)

Приложение 2. Протоколы обследования лексической стороны речи            

                           (контрольный   эксперимент)  

Приложение 3. Программа коррекционной работы над развитием лексики

Приложение 4. Пробы для обследования лексики



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Методы работы по формированию словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие словаря прилагательных это длительный процесс, опирающийся на постепенном расширении и углублении знаний детей о признаках предметного мира.Поскольку актуализация и расширение словаря признак...

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...

Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий

Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий...

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...