Педагогический проект «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования интерактивных технологий».
проект по развитию речи (старшая группа)

Сухова Юлия Владимировна

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_atestatsii.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическое развитие детей №31 «Родничок»

607039, Нижегородская область, город Выкса, сельский поселок Дружба,

микрорайон Дружба, здание №29-А

_____________________________________________________________________________

Педагогический проект «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования интерактивных технологий».

                                                               Воспитатель    

                                                                            1 квалификационной

                                                             категории:

                                                                 Сухова Ю. В.

г. Выкса

Срок реализации : сентябрь 2020 г – март 2021 г.

Этапы реализации проекта:

I – Прогностический (сентябрь 2020 –ноябрь 2021 г.)

II –  Деятельностный ( декабрь  2020 г. – апрель 2021 г.)

III – Аналитико- рефлексивный (май 2021 г.)

Тип проекта: Тип информационно-практический

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста, родители  воспитанников.

Актуальность.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Овладение родным языком, развитие связной речи является одним из самых

важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в

современном дошкольном воспитании,  как общая основа воспитания и

обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью

является важнейшим условием полноценного психического развития. Без

хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения,

нет подлинных успехов в учении.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из

основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной

речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с

людьми и общее интеллектуальное развитие.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников.

 На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых

можно регулировать процесс развития речи. Наряду с традиционными методами и приемами, мной были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, интерактивные педагогические технологии,  использование мнемотехники, ИКТ.

Гипотеза.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития связной речи дошкольников.

Цель проекта:

развитие  связной речи дошкольников посредством  интерактивных технологий.

Задачи:

  • Развитие у детей монологической речи;
  • Формирование умений детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы;
  • Развитие  социальной уверенности при  общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками
  • Развитие умений составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
  • Формирование умений составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действиями;
  • Воспитание культуры речевого общения, доброжелательность.
  • развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
  • использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
  • проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
  • взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты, «Мастер-Класс»);
  • создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).

Новизна: Целенаправленное использование интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении, способствует более эффективному формированию связной речи  детей.

Практическая значимость:

  • внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
  • в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
  • в обобщении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

  • развитие связной речи дошкольников;
  • родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: Прогностический, деятельностный, и аналитико-рефлексивный.

1этап — Прогностический этап (сентябрь 2020 года)

  • изучение психолого-педагогической методической литературы;
  • Обследование уровня сформированности связной речи у детей;
  • Создание конспектов НОД
  • Создание дидактических игр
  • Создание интерактивных игр
  • Разработка цикла мероприятий, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников
  • Создание речевой среды
  • Изучение и использование информационно – коммуникационных технологий
  • Сотрудничество с родителями с целью повышения педагогической
  • грамотности по речевому развитию детей.
  • Анкетирование родителей
  • Создание картотек «Интерактивные технологии»

2 этап — Деятельностный этап ( январь  2021  – апрель 2021 года)

Проведение серии мероприятий, направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста:

  •  Интерактивных игры: «Сказочные загадки», «Четвертый лишний» (Фрукты, овощи, предметы)
  • Разработка и апробация конспектов НОД:
  • Организация сюжетно-ролевых игр, спортивных игр, дидактических игр, интерактивных игр на интерактивной доске и интерактивном столе.
  • Обучение детей пересказу по схемам мнемотехники.
  • Обогащение предметно – развивающей среды:
  • Оформление консультаций и памяток для родителей и педагогов.
  • Создание кейс-технологий с использованием ИКТ.
  • Создание картотек по речевому развитию : «Словесные игры для детей»
  • Картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр.
  • Наглядный материал ( иллюстрации, сюжетные картинки); Картотека «Мнемотехника»
  • Тематические  картотеки по развитию связной речи;
  • Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр
  • Пополнение речевого уголка дидактическими играми

Работа с детьми:

  • Интерактивные технологии
  • Наблюдение
  • Беседа
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Игры-инсценировки
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Досуговые мероприятия
  • Экскурсии

С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания.

1.Применение интерактивных технологий: 

Технология «Микрофон». Цель:

Используется как традиция утреннего сбора. (Обсуждение «Что я увидел, когда шел в детский сад», «Как я провел выходные», «Мой питомец» и др.

Технология «Карусель»: Цель: формирование у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. (Игры: «Добрые и злые персонажи сказок», «Гласные и согласные звуки», «Полезное и не полезное»).

Технология «Хоровод». Цель: формирование умений выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

 Технология «Аквариум» Цель:  Формирование о  важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. (Разыгрывание  ситуаций несколькими детьми, а остальные дети наблюдают и анализируют). 

Технология «Работа в парах». Цель: совершенствование умений договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.  («Описание картины», «Закончи предложение»)

Технология «Мнемотехника» Цель:  обучение составление рассказа, обогащение словарного запаса.(Составление описательных рассказов «Описание  животных», «Времена года», «Опиши предмет»)

Технология «Дерево знаний». Цель: Обучение детей правильно строить предложения. («Что нужно дереву для счастья?»).

2. НОД с использованием ИКТ

НОД Кейс-иллюстрация по сказке В. Г. Сутеевой «Под грибом» Цель: умение обсуждать поступки героев, пересказ произведения.

НОД Составление рассказа по картине «Спасли Ежа» (Ушакова О. С.) Цель: умение детей передавать общий сюжет.

НОД  технология «Мозговой штурм». Цель: умение детей передавать словесное содержание.

НОД Кейс – технология «На льдине» Цель: формирование у детей способности рассуждения.

Заучивание стихотворений по технологии «Мнемотехника»

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память, расширять и актуализировать словарь

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Цель: воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

3. Дидактический материал, дидактические игры:

Д/и «Что сначала, а что потом? Цель: умение составлять сказку по картинкам в правильной последовательности с проговариванием текста.

Дидактическая игра «Времена года». Цель: Развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса.

Д/ игра «Из чего приготовим пиццу?». Цель: развитие словарного запаса.

Д/и «Фоторобот» Цель: активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

Макет дерева «Времена года». Цель: учить детей составлять рассказ-описание, основываясь на моделировании определенного времени года.

Работа с лепбуком «Развиваем речь», «Волшебная страна», «Шипелочка»

Цель: развитие зрительного внимания, мышления, связную речь, фантазию.

Работа с кругами Луллия. Цель: совершенствование связной речи, формирование структуры предложения.(«Соедини и назови на каком дереве растет?», «Противоположности», «Подбери пару».

4.Сетевое взаимодействие:

  • Экскурсия в «Сельскую библиотеку» п. Дружба

   (Знакомство со сказками, поучительными          мультфильмами, народными праздниками»)

  • Посещение детского «Дома Творчества»
  • (Викторины и развлечения на разную тематику.)

 

5. Дидактические интерактивные  игры:

Интерактивная игра «Четвертый лишний». Цель: умение назвать лишний предмет и обосновать свой ответ( «Фрукты», «Овощи», «Предметы», «Животные»)

Интерактивная игра «Сказочные герои» Цель: закрепление название сказок и сказочных героев. Развитие речи в процессе игры.

 

6. Режимные моменты

Наблюдения

Беседа «О друзьях и дружбе», «Наши мамы»

Пальчиковая гимнастика «Репка», «Этот пальчик в лес пошел»

Отгадывание загадок разной тематики

Заучивание стихотворений по временам года

Чтение художественной литературы

Словесные игры: «Противоположности», «Рифмы», «1.3.5»

Рассматривание фотографий, сюжетных картин

 

7. Викторина «Путешествие по сказкам».

Цель: Продемонстрировать родителям результаты, которых достигли дети к концу учебного года. Побуждать к активному монологу.

Формы  взаимодействия с родителями:

1)Анкетирование «Развитие связной речи»

2) Консультации: «Как помочь развить ребенку связную речь»,  папка-передвижка «Речевые игры для детей 5-6 лет», ««Мнемотехника, как средство развития связной речи»,

3) Памятки:

«Ваш ребенок левша», «Играем пальчиками -речь развиваем», «Пальчиковая гимнастика», «Упражнения с шариком «Су-джок».

4) Родительские собрания

  • «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,
  • «Интерактивные технологии для детей 5-6 лет в ДОУ».
  •  «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

5) Мастер-класс для родителей, совместное изготовление лепбука по развитию речи «Развиваем речь».

6)Викторина по развитию речи для детей «Путешествие по сказкам»

Цель: Продемонстрировать родителям результаты, которых достигли дети к концу учебного года. Побуждать к активному монологу.

Дистанционные технологии в работе с родителями:

  • Конференции ZOOM
  • Онлайн консультации на персональной странице  официального сайта МБДОУ Д/с №31 «Родничок»
  • Мессенджер «Viber

Работа с педагогами:

  • Консультации: ««Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками»

  • Создание буклета «Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Выступление  «Использование здоровьесберегающих технологий детей 5-6 лет.
  • Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

 

3 этап — Аналитико- рефлексивный этап (май 2021 год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений  проведенной работы:

Обобщение и распространение успешного опыта работы по повышению связной речи посредством интерактивных  технологий у детей  5-6 лет

  • Выполнены пособия, атрибуты
  • Организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
  • Разработан и проведен конспект занятия «В гостях у Ученого кота»
  • Оформление буклета для родителей и педагогов.
  • Создание лепбуков «Развиваем речь», «Волшебная страна», «Шипелочка».
  • Викторина для детей с участием родителей «Путешествие по сказкам»

Оценка результативности реализации проекта:

Таким образом, эффективность работы проведенной с детьми подтверждают следующие результаты:

  • У детей развилась монологическая  форма речи.
  • Научились связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы.
  • Развилась уверенность при  общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • Научились составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  • Научились (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действиями.
  • Воспиталась культура речевого общения.
  • Родители стали активными участниками образовательного процесса по развитию связной  речи дошкольников.

Вывод:

Анализируя результаты проведенной работы, я подошла к следующим результатам, что использование интерактивных и здоровьесберегающих технологий, и их проведение  улучшило показатели связной речи у детей. Кроме того, наличие зрительного плана детей, делает рассказы и рассуждения более четкими, связными, полными и последовательными. Составление сказок и рассказов по схемам мнемотехники, учит детей самостоятельной постановке вопросов, развивает логическое мышление.

Работа в этом направлении стала эффективной для становления и улучшения связной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад

Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разно...

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»

В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии критического мышления в образовательном процессе ДОУ

Сегодня основным направлением педагогики  является новое качество образования, ориентированное на формирование у детей способностей развиваться всю жизнь. Технология критического мышления являетс...

Педагогический проект "Развитие связной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством настольного театра"

Проект направлен на систематическую работу по развитию связной речи детей посредством настольного театра. В настольном театре используются русские народные сказки. Сказка является эффективным средство...