"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разнообразные формы организации электронных картинок и найти пути применения их на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sargylana.docx | 50.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования» МР «Усть-Алданский улус (район)»
МБДОУ «Детский сад №28 «Кэнчээри» с.Танда»
ТЕМА
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования
электронных картинок»
Выполнила:
Готовцева Саргылана Алексеевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №28
«Кэнчээри» с.Танда»
2017 г
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования
- Владение речью как средством общения
- Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
- Дидактические средства освоение содержания. Описание основных технологий (форм, методов, приемов, средств реализации программы)
- Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей для каждой возрастной группы
- Интеграция с другими образовательными областями
- Умная машина в жизни ребенка
1.7. Правила компьютерной безопасности
Глава 2 Описание работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством электронной сюжетной картинки.
2.1. Эффективность использования сюжетных картинок для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Методические рекомендации
Использованная литература
Введение
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разнообразные формы организации электронных картинок и найти пути применения их на практике.
Актуальность: дети современного мира обучены и воспитаны на компьютерных играх, где играя познают виртуальный мир, который дает частичное развитие ребенка.. Компьютерные игры почти все с правилами, которые повторяются каждый раз. В таких играх ребенок лишен живого общения.
Основное значение использования электронных картинок – формировать у детей развитие связной речи, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении сюжетов, развить у них воображение, память и творческие способности.
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Владение речью, как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие творческих способностей, воображения.
Осуществление этих важных задач идет путем разработки и создания новых форм на основе теоретических исследований, которые в дальнейшем создадут у детей необходимые представления для усвоения связной речи, а в дальнейшем развивается коммуникативные способности.
С учетом практической значимости проблемы нами была определена тема исследования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронной картины».
Объект исследования: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Педагогические условия использования электронных картинок на организованных и самостоятельных деятельностях с детьми.
Цель исследования: Выявить эффективность условия использования электронных картинок.
Гипотеза: развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
-создать условие инновационной технологии ИКТ;
- использовать функциональность электронной картинки;
-дать ребенку возможность самому составить сюжет картины;
- проводить игры с учетом индивидуальных особенностей детей;
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
- выявить состояние и проблемы развития склонности к общении в современных научно – теоретических исследованиях;
- разработать критерии уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- определить педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
Глава 1. Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучение грамоте (ФГОС ДО).
Главным в рассмотрении закономерностей овладения языком в дошкольном детстве выступает понимание особенностей становления и взаимосвязи всех языковых уровней-фонетического (произношение звуков речи, дикция, интонация), лексического(словарный запас), грамматического (владение морфологией, словообразованием, синтаксисом) в тесной связи с развитием метаязыковой способности(осознанием явлений языка и речи). Именно на этой основе развивается связная монологическая речь, а также формируются коммуникативные способности ребенка.
Ф.А. Сохин, основатель лаборатории развития речи в Институте дошкольного воспитания, разработал теорию усвоения языка в дошкольном детстве. Он показал, что даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, экспериментируют со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие их лингвистического развития- постепенное осознание языковых явлений, т.е. развитие метаязыковой деятельности детей. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка. Всю работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции дошкольников можно представить как взаимодействие:
- цели (развитие языковой способности, овладение нормами языка и речи);
- содержание (развитие речевых умений и навыков в области фонетики, лексики, грамматики, диалогической монологической речи);
- методов и приемов (словесные, наглядные, игровые);
-средств и условий (фронтальные и индивидуальные занятия).
Главная цель речевого воспитания состоит в том, что бы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Индивидуальные различия в уровне владения речью у детей одного возраста могут быть исключительно велики, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка.
Основные задачи развития речи-воспитания звуковой культуры речи, словарная работа (обогащение, закрепление и активизация словаря), формирования грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе каждая задача постепенно усложняется ,меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно.
- Владение речью как средством общения
Представление о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста выдвинуты в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А. М. Шахнаровича. Взгляды авторов исследований направлений речевого развития отражены в следующих положениях:
- речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речи;
- язык и речь представляют собой своеобразный узел, в который «сплетаются» различные линии психического развития – воображение, мышление, память, эмоции;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Правильное организованное обучение и диалогическое общение позволят детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развить творческие способности в разных видах художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной, художественно-речевой. Ребенок может выразить свои эмоции, чуство словом, которое должно быть образным, емким, точным. При этом параллельно с культурой речи развиваются и культура общения, речевой этикет.
К речевым умениям относятся отличная вербальная память, языковое чутье, т.е. правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться на слова собеседника, общая эрудиция. В коммуникативные умения входит инициативность в беседах,самостоятельность, умение вступить в разговор, активность, эмоционально- оценочное реагирование.
1.2 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи включает следующие компоненты: знанаия, прогнозирование и программирование процесса общения, «вживание» в коммуникативную ситуацию и управление ею, общение (вербальное и невербальное) учет социальной роли партнера и коммуникативная культура.
Развитие речи и речевого общения в значительной мере обусловлено эмоциональной чувствительностью ребенка к взаимодействию со взрослыми и сверстниками: общему тону общения, тембру, интонации обращения к ребенку, силе голоса, темпу речи. Эмоции включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в той или иной ситуации общения с окружающими.
Таким образом, развитие языковой способности тесно связано с понятием «культура речи» (владение нормами устного и письменного литературного языка и умение ими пользоваться в соответствии с целями и речевой ситуацией).
1.3 Дидактические средства освоение содержания. Описание основных технологий (форм, методов, приемов, средств реализации программы)
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такогообучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.
Речевое общение осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.
Прежде всего общение происходит в контексте ведущей деятельности – игре. Характером ее определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Между развитием игровой деятельности и развитием речи наблюдается двусторонняя зависимость: с одной стороны – для развертывания игры требуется определенный уровень речевого развития, а с другой стороны-игра стимулирует развитие речи, ее форм и функций. Социальный характер игры требует согласования действий, организации взаимодействия партнеров, что невозможно без речевого общения. В то же время коммуникативная ситуация игры побуждает к выступлению в разнообразные контакты, организует общение играющих.
Основная форма обучения родному языку – специальные фронтальные и индивидуальные занятия с детьми. Ни в коем случае нельзя превращать занятия в школьный урок, поэтому главными методами выступают игровые и наглядные,развивающие творческую активность ребенка и познавательный интерес. Важно включать в обучение принцип доступности и систематичности.
1.4 Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей для каждой возрастной группы
В поддержке детской инициативы большую роль играют беседы, направляющие внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок. Известный педагог Е.И. Радина подчеркивала, что в беседах воспитатель наталкивает детей на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения ,т.е . учит их логически мыслить. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в слове, слушать собеседника. Для пробуждения детской инициативы надо научить воспитателей задавать вопросы. Некоторые вопросы требуют простого названия или описания знакомых предметов и явлений, другие – вызывают умозаключения и обобщения, третьи – активизируют мысль ребенка. Необходимо задавать детям вопросы (прямые и наводящие), но они должны быть четко и правильно сформулированы, чтобы возбудить самостоятельную мысль, подвести к установлению связей и обобщений. Только правильное руководство беседой развивает у детей навыки диалогической и монологической речи.
Путь по которому должно идти руководство развитием речи детей целях формирования способности строить связное высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения к развернутой монологической речи самого ребенка. В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика- взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребенка приобретает произвольный характер, в нее включается элемент планирования. Это дает возможность двинуться дальше – к обучению планированию и составлению самостоятельного рассказа.
1.5 Интеграция с другими образовательными областями
Художественная литература и устное народное творчество оказывают на ребенка неповторимое влияние, помогают почувствовать красоту родного языка, развивают образность речи.
Развитие речи в процессе приобщения к художественной литературе и устному народному творчеству занимает большое место в общей системе работы с детьми. Воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в процессе речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом- лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывания сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.
Важно подчеркнуть, что широкое понимание образности относиться к культуре речи. В этом смысле воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказывание, на сколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
1.6 Умная машина в жизни ребенка
Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разберемся.
Несмотря на то, что большинство мам и пап пользуются старыми известными методами для развития ребенка (кубики с буквами, настольные обучающие игры, книги, карточки с картинками, вырезанные из картона цифры), тем не менее находится и немало сторонников более современных способов обучения малыша – с помощью развивающих компьютерных игр.
Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков.
Несмотря на большое количество плюсов, постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать малышу компьютер, лучше всего начинать постепенное знакомство с ним тогда, когда ребенку уже исполнится 4-5 лет.
Также постоянное сидение у компьютера отрицательно сказывается на физическом здоровье малыша. От долгой работы за монитором у ребенка может возникнуть головная боль, ухудшение зрения и даже остеохондроз. Длительное времяпрепровождение за компьютерными играми делает малыша раздражительным и капризным, особенно если у него что-то не получается.
1.7. Правила компьютерной безопасности
Чтобы уберечь малыша от вредного воздействия компьютера, родителям необходимо не только контролировать его нахождение у монитора, но и правильно оборудовать его рабочее место. Нельзя сажать малыша на стул, предназначенный для взрослого. Необходимо купить специальную мебель, подходящую ребенку по росту, чтобы ему было удобно проводить время за компьютером. Особое внимание следует обратить на посадку малыша: если ноги у него болтаются, нужно подставить под стул маленькую скамеечку, и следить, чтобы ребенок держал спину ровно.
Мышь и клавиатура должны располагаться не на столе, а немного его ниже – хорошо, если это будет выдвигающаяся подставка. Лучше не экономить на мониторе и купить для ребенка современный, с отличной цветопередачей и хорошими углами обзора. Можно установить на компьютер специальную программу, которая меняет цветовую температуру экрана в зависимости от освещения и времени суток, обеспечивая максимально комфортные для глаза цвета.
До пяти лет ребенок не должен проводить у компьютера более 10 минут в день, постепенно можно немного увеличивать это время, добавляя по 3-4 минуты, и доведя его до 20-25 минут на тот момент, когда малышу исполнится 6-7 лет.
Между занятиями с компьютером нужно сделать полезные упражнения для глаз, шейного позвонка и для спины.Например для глаз: 5-6 круговых движений глаз, по часовой и против часовой стрелки, 5-6 раз с вверху вниз, снизу вверх. Для шейного позвонка медленными круговыми движениями сделать круговые обороты 8 раз и обратно. И для спины держа руки вверх плавно подыматься вверх не сжимаясь.
Глава 2. Описания работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста по средствам электронной сюжетной картинки
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения связной речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Настоящее время проблема развития связной речи стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей
Коммуникабельность – качество человека, которое обычно очень привлекает всех. Это умение свободно общаться на любые темы с разными, в том числе незнакомыми людьми.
Очень сложно приходится детям в общении со сверстниками, в налаживании контактов в коллективе, если они стесняются, боятся сказать что – то не то.
Для выявления связной речи детей старшего дошкольного возраста провела педагогическое наблюдение по 3 направлением. Наблюдение, составление рассказа по картинкам и беседа.
В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:
- Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим развития связной речи в общении и со сверстниками и с взрослыми.
- Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.
- Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)
- Совместные игры детей на прогулке.
2 метод – беседа Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.
На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:
- Нужно ли делиться игрушками с детьми?
- Ты всегда стараешься так поступать?
- Почему?
- Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
- Почему?
- Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
- Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)
- Как нужно попросить взрослого о помощи?
- Что нужно делать, когда приходишь в детский сад?
- Когда уходишь?
3 метод – рассказ по картине
В старшей группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Это может быть составление слов, обратный рассказ, рассказ из услышанного, составление рассказа по 3-4 карточкам с рисунком. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.
Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках» Радлова.
В этом возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.
Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.
При этом можно задавать те вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.
Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.
По итогам проведения педагогического наблюдения можно сделать следующие анализы результатов. Ребенок стремится общению, но главным образом с детьми своего пола т.е межличностное общение со сверстниками характеризует избирательностью и половой дифференциацией. Ребенок не достаточно инициативен отвечает на вопросы взрослого, но инициативу не проявляет. Ребенок не учитывает желание сверстников не считается с их интересами.
2.1. Эффективность использования сюжетных электронных картинок для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Ребенок сам по себе целая энциклопедия мыслей и идей. Если он хочет выявить желание говорить или разложить свои мысли, то он не хуже взрослого может высказываться, рассказывать. Отмечу, что все дети без исключения узнают или проверяют той или иной предмет например: игрушки, книги, разные бытовые предметы - лишь держав их на руках, все тщательно рассмотрев, потрогав. Такой метод ребенка быстро и ближе знакомит его с предметом. Потом ребенок делает себе свои выводы, проанализируя свой предмет. Также с нашими сюжетными электронными картинками, ребенок увидев сюжет картины и приложенные к ней рисунки должен составит свой выдуманный рассказ из любой темы. То, что сочиняет ребенок сам, он хорошо запоминает, фиксирует. Это все складывается и заключается в том, что: организованная образовательная деятельность по развитию речи, связанная с составлением рассказов по электронным картинам и серий сюжетных электронных картин, позволяет расширять запас слов детей, в том числе, слов с противоположным значением, помогает развивать умение детей правильно и грамотно строить предложения.
В электронной картинке составили следующие темы:
Тема | Цели, задачи | Содержание (примерное) |
«Летом» | Выбрать правильную электронную картину, составить маленький рассказ, развивать память, внимание воображение и творческие способности. Правильно составлять связанные речи, и расширить словарный запас. | Летом бывает очень жарко. Я со своими родителями на машине далеко выехали отдыхать, купаться... |
«Золотая осень» | Правильно выявлять погодные явления, разделять сезонный момент | Как то осенним днем мы пошли в лес за …. |
«В нашем дворе» | Учить передавать свои мысли, воспитывать аккуратность в обращении с электронными картинками | Наш двор детского сада очень красивое. В ней можно поиграть... |
Наш музей | Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, заинтересовать детей с сюжетом, развивать внимание | В нашем селе есть одно достояние. В ней находится музей с вековыми экспонатами..... |
Мой детский сад | Вовлекать детей в ролевое взаимодействие, развивать воображение, память | Мой детский сад очень уютный. Здесь я могу развиваться , обучаться.... |
Зимушка зима | Обогатить словарный запас, умение работать самостоятельно | Зима очень холодное время года. Лишь только новый год чуть согреевает нашу мысль из внутри. Все мы ждем этот волшебный праздник.... |
Весенняя пора | Развивать память, творческие способности. Умение выполнять задание. | После зимой, наступает долгожданная весна. Лучики солнца согреевает нас, тает снег, слышны звуки капель из крыш... |
Мир знаний | Воспитывать внимательное отношение к окружающим, учить внимательно следить и связывать слова, развивать зрительную память, и словарный запас. | Школа это мир знаний. После детского сада мы приступаем порог школы, во взрослую жизнь... |
Уборка в доме | Воспитывать заботливое отношение к окружающим. Закреплять умение рассказывать свое творение, рассказ. | Мы каждый выходной с мамой делаем убоку в нашем доме… |
На сенокосе | Воспитывать заботливое отношение к окружающим. Закреплять умение рассказывать свое творение, рассказ. | Я со своими родителями поехали на место где мой отец … |
Наш мебель | Развивать память, творческие способности. Умение выполнять задание. | В нашем доме есть много мебели…. |
Ребенок выбирает свою тему, выбирая из маленьких картинок делает свой сюжет. И составляет свой рассказ и может подходить творчески добовляя того , чего не видно на картине.
В конце учебного года повторно провели педагогическое наблюдение на развитие связной речи детей. И по результатом проведенных работ можно сделать следующий анализ:
- Ребенок легко вступает в контакт проявляет активное общение со взрослыми и со сверстниками.
- Ребенок охотно включается совместную деятельность, выслушивает сверстников, уступает им.
- Выполняет элементарные правила со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, с помощью электронных картинок ребенок с высоким интересом, желанием играет и берет инициативу, направляет внимание на поплощение интересных событий в словестные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказов
Заключение
Коммуникативная направленность является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в использовании инновационных технологий. При работе по данному направлению показали положительные результаты в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста:
-созданы условия для самостоятельных и организованных деятельностей по развитию речи с детьми в ИКТ:
- разработаны электронные картинки в функциональном виде, где ребенок с высоким интересом, желанием играет с сюжетно-ролевые игры, в которых сам сочиняет сюжеты;
- эффективность использования электронных картинок выявлено в результате диагностических работ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
Методические рекомендации
- Во время работы над картиной не надо ребенка отвлекать вопросами.
- Не надо изменить придуманный ребенком сюжет.
- При выборе темы, материала, партнера дать инициативу самому ребенку.
- Во время работы на компьютере обязательно сделать перерыв.
Использованная литература
- Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи// Дефектология. 1989. № 5.
- Глухова В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология, 1990. № 6.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995г.
- Река Л. О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание 1990 г. № 10
- Репит М.Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980 г.
- Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовки к обучению грамоте. / Вопросы психологии. 1974, № 2
- Сохин Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника. / Вопросы психологии. 1989 г. № 4.
- Смирнова А.А, Леонтьева А.Н., Рубинштейн С.Л. Психология. Москва, 1962г.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Москва, 1981 г.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1991.
- Ушакова О. Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования.// Управление ДОУ 2015. № 7
- Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва 1977г.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. – М.: Социально-политический журнал. Ассоциация «Гуманитарий», 1994.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989г.
- Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.
- «Детский сад» все для воспитателя // июнь 2015. № 6 (42)
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.
Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей и родителей старших дошкольников....
Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"
Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше; Теа...
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ДИ»
Статья содержит теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а так же обобщается практический материал по данной теме. Развитие мелкой моторики рук име...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию
В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследова...
Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. По мнению психологов и педагогов,...