«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»
консультация по развитию речи

Скачкова Елена Ивановна

Существует множество традиционных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. одной из наиболее эффективной технологии является метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpn_2019.docx50.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной  связной речи.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести   целенаправленную, последовательную педагогическую работу.

Существует множество традиционных методов и приемов, способствующих решению данной проблемы, и одной из наиболее эффективных технологий является метод проектов.

  • Под тематическим образовательным проектом, по определению Лидии Васильевны Михайловой-Свирской,  подразумевается отрезок жизни группы детей, в течении которого дети вместе со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. Эта работа основана  на активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей.
  •  Основные компоненты метода проектов можно назвать ритуальными или по другому  дневной цикл «План- дело-анализ»
  • Предлагаю  на примере одного моего проекта познакомится с нашим дневным циклом через  проект «Спортивные Олимпийские игры» в подготовительной группе
  •  В преддверии недели «Здоровья» утром на групповом сборе  детям были предложены темы «Я человек –моё тело», «Как стать здоровым?», «Спорт», «Что такое спортивная Олимпиада?».
  •  Моя задача заключалась в том, чтобы помочь детям сделать согласованный выбор.  Дети получили разноцветные фишки и четыре корзинки с условными обозначениями, при подсчёте фишек выяснилось, что большинство детей  проголосовали за тему «Спортивные Олимпийские игры».
  •  Затем  мы  приступили к обсуждению проблемы.  Детям были заданы три вопроса «Что мы знаем про спортивные Олимпийские игры», «Что мы хотим ещё узнать» и «Что для этого нужно сделать»
  • Мы с детьми размышляли, обсуждали  идей, записывали их, составляли план нашей работы.
  •  Главной  задачей  таких сборов -  предоставить детям возможность проявить инициативу активность, наращивать способность к осознанному, ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.
  • В ходе активного обсуждения у нас был составлен план, дети сами выбрали дело за которое они будут отвечать.
  • Совместное планирование имеет большую ценность, дети знают, чем они могут заняться сами, это воспитывает у детей чувство собственного достоинства, планирование поддерживает принцип  индивидуализации образовательной работы.
  • В соответствии с принятым планом мы каждое утро уточняли, что мы будем делать в течении дня.
  • Затем мы приступили ко второму пункту цикла – Дело
  •  Во первых мы просмотрели презентаций: «История возникновения Олимпийских игр», «Олимпийские и Параолимпийские игры», «Олимпийские игры в Сочи»
  •  Мы с детьми  написали письмо обращение к родителям,  в котором попросили их рассказать нам,  какие виды спорта им нравятся, что они знают про спортивные Олимпийские игры. Наши родители принимают активное участие во всех наших проектах. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.
  •  Родители организовали нам экскурсию на лыжную базу «Юность», где мы встретились с тренером Андреем  Игоревичем. Мы с детьми побывали в спортивном зале нашей школы, где учитель физкультуры Владимир Петрович рассказал нам, как дети тренируются, ездят на школьные олимпиады, побеждают и их награждают медалями и кубками.
  • Детям была предоставлена свобода для реализации  своих возможностей. Таким образом, у них формируется ответственность за свой выбор.
  • Во время совместной работы я беседовала с нерешительными детьми, мы размышляли с ними над последовательностью действий. Поощряла детей за то, как они смогли наладить контакт со своими партнёрами.
  • Выполняли намеченное «дело» в конце каждого дня подводили итог и анализировали всё что, успели сделать.
  •  Дети, в соответствии со своими интересами,  разделились на микро группы. Девочки  выбрали конструирование из бумаги Олимпийского огня, во время работы велась беседа «Как и где, возник первый Олимпийский огонь». На общем сборе в конце дня девочки рассказали всем детям историю его зарождения.
  •  Мальчики Андрей и Кирилл решили рассказать нам о своих спортивных достижениях.
  • По мере завершения работы дети рассказывали о своих открытиях.  Так о том почему на Олимпийском флаге пять  колец и что обозначает их цвет рассказали Настя и Данил
  • Группа детей подготовила рассказ о талисманах спортивных соревнований.

 

  • Во время ежедневных итоговых сборов дети делились своими впечатлениями о экскурсиях, рассказывали о том что узнали от своих родителей про олимпиады в разные времена и в разных странах.
  • Такие итоговые сборы способствуют развитию умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, формированию диалогической и монологической речи.
  •   В результате у детей формируется представление о своих возможностях, о своей успешности, формируется способность осознания действий, самооценка результата.  
  •  Для того чтобы рассказы детей о своих открытиях были последовательными,  использована  технология моделирования (мнемотехника)

       При  построении мнемосхем на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). В проекте «Спортивные Олимпийские игры»  я подбирала картинки схемы  по такому принципу: снежинка и солнце -  обозначают зимние и летние виды спорта, человечки – одиночный или командный вид спорта и так далее. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит  информацию, рассказывая  о тех видах спорта, какие ему нравятся, рассказ ребенка становится более связным и последовательным

  • Итоговые сборы могут длиться столько дней сколько у детей и взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать ее новыми идеями и ресурсами.  
  •  Завершили мы свой проект при помощи викторины «Олимпийские игры»

Дети разделились на три команды, вновь был предоставлен выбор партнёра. В ходе игры были заданы вопросы ответы на которые мы искали и находили в течении всего проекта.

  • Благодаря доступной и интересной форме проекта дети узнали много нового и интересного о спортивных Олимпийских играх. А также учились  выражать свои мысли, последовательно, связно.
  • Применив в своем проекте метод дневного цикла, наши  дети проявляли инициативность и самостоятельность, что являются непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности, ведь дети которые проявляют инициативу, и самостоятельность наиболее коммуникабельны, творчески развиты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

План по самообразованию: Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театрализованные игры - важный инструмент формирования способности ребенка строить свое языковой общение с другими людьми....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Актуальность выбранной темы:              Общение является  важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческо...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

План по самообразованию   «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год

План по самообразованию    «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»    2019-2020 учебный год...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.

План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

"Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования карт В. Я. Проппа"

Данный материал можно использовать как представление опыта коллегам на педагогических советах, на мастер-классах, также при работе с родителям....