Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Глухова Мария Александровна

Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе

«В гостях у Бабы-Яги».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_svyaznoy_rechi_v_starshey_gruppe.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное  Дошкольное Образовательное Учреждение   г.Владимира «Детский сад № 103 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей».

Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе

«В гостях у Бабы-Яги».

Программное содержание:

1. Образовательные:  упражнять детей в описании игрушки, упражнять в словообразовании существительных с помощью суффиксов, учить различать деловое и художественное описание.

2. Развивающие: закреплять знания о структурных частях рассказа; учить составлять сказки по опорным картинкам, подбирать слова – синонимы; развивать понимание переносного значения слов, учить подбирать однокоренные слова и находить общую часть; учить составлять сложноподчинённые предложения с союзами «потому что», «чтобы».

3. Воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал и оборудование к занятию: макет избушки Бабы –Яги, элементы сказочной поляны, мягкая игрушка кошка, метла, книга со сказками, опорные картинки для составления сказки.

Ход занятия

Входит воспитатель в костюме Бабы – Яги.

-Здравствуйте, ребята. Я пришла пригласить вас к себе в гости. Хотите попасть в сказку? Для этого надо вспомнить, что такое СКАЗКА?

-Назовите слова-родственники к слову СКАЗКА.

(сказать, сказочный, рассказ, сказочка, сказочник)

-Какая у этих слов общая часть?

-На чем можно попасть в сказочный лес?

-А я предлагаю вам превратиться в пчел и комаров. Как жужжат пчелы? Как пищат комары?

-Превращаемся: девочки - в пчел, мальчики - в комаров. Полетели!

-Приземляйтесь на полянку.

-Вот волшебный лес, а вот моя избушка. Забыла, какие слова нужно сказать, чтобы избушка повернулась? («Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»).

-Она у меня непослушная. Строже надо говорить. Не слушается. Скажите громко и сердито.

-Не получается. Наверное, надо ласково и тихо.

Избушка поворачивается, в окне кот с запиской. В записке описание в деловом стиле.

«Это животное семейства кошачьих. У него четыре лапы, длинный хвост, гладкая шерсть. У кошки на лапках мягкие подушечки и острые когти. Питается мясом, молоком, рыбой. Ловит мышей и мелких птиц. Все кошки хищники».

-Где можно встретить такое описание?

-А как бы вы описали кота красивыми словами, с любовью, от души?

(описание художественное)

-Это взрослый кот или котенок?

(у кошки усы, у котенка – усики, а у кота усищи)

-У кошки – хвост, у котенка -, а у кота - …

-У кошки лапы, у котенка -, а у кота - …

-У кошки – глаза, у котенка -, а у кота - …

-И что же делать с этим котенком? Может отпустить в лес, пусть себе гуляет?

(дети предлагают оставить в избушке) .

-Я не решаюсь оставить. Вот если вы меня убедите, что он мне нужен, тогда я оставлю его у себя.

(рассуждения детей)

-Вы меня убедили, беру котенка к себе. Буду его кормить, ласкать, ухаживать за ним, научу на метле кататься. А вы умеете на метле кататься?

-А кто хочет прокатиться?

-Вот кто ответит первый на мой вопрос правильно, тот и прокатится на метле.

-Чем моя метла похожа на самолет, бабочку, птицу, муху, стрекозу? (летает)

-Правильно. Вот только моя метла несется, а самолет? (мчится)

-А облако? (плывет)

-А птица? (парит)

-А мухи? (вьются)

-Ну, давайте полетаем: ты помчишься на метле, а остальные: кто на самолете, кто птицей, кто облаком, кто бабочкой. Полетели!

-Устали? Приземляйтесь, отдохнем. Да, ребята, котика-то мы оставили, а имя-то мы ему не дали. Ну-ка, придумайте ему кошачье имя!

(дети предлагают)

-Такие вы имена красивые придумали, мне не хочется никого обидеть, поэтому я сама дам ему имя «Кот- Котофеевич»

-У меня есть сказка про кота, сейчас я ее прочитаю. Ой, а что это с моей книжкой случилось? Все листы перепутались, помогите мне книжку правильно сложить!

Литературная викторина «Путаница»

(воспитатель читает части сказки, перепутав их, а дети говорят, какая это часть сказки и объясняют, по каким признакам они определили)

«И вернулся кот к своему хозяину. Переловил всех мышей. Простил его хозяин, и стал кот снова в доме жить, на печке спать, песенки мурлыкать. Но и мышей ловить, тоже не забывал».

«И вот развелось мышей видимо-невидимо. Рассердился хозяин на кота, выгнал его из дома. Пришел кот в лес. Думает: «Кто же меня теперь кормить будет? » Пошел к медведю в берлогу. Попросился к нему жить.

-А что ты умеешь делать?

-На печке лежать, песенки мурлыкать.

-И все?

-Да.

-Нет. Мне лентяи не нужны.

Пошел кот к лисе. Она тоже его не пустила. Ходил-ходил, никто брать кота не хотел».

«У одного мужика жил-был кот. Звали его Кот- Котофеич. Кормил хозяин кота хорошо, кот растолстел, разленился и перестал ловить мышей».

-Что-то мой Кот- Котофеевич загрустил. Ребята, вы не знаете, почему мой котик такой грустный? (Ваш котик грустный, потому что.)

-Зачем кот выпустил когти? (кот выпустил когти, чтобы.)

Дидактическая игра «Что умеют делать кошки? »

-Давайте тогда поиграем с ним? Встанем в круг. Будем передавать кота друг другу и рассказывать, что умеют делать кошки. Я первая: «Бегать». (дети называют по очереди глаголы)

-Кот- Котофеевич устал, спать захотел. Перед сном мы ему расскажем сказку. А любит котик сказку с картинками. Картинок у меня очень много, а сказка всего одна. Вы можете придумать новые сказки? Только сказка должна быть у каждого своя.

Работа с картинками

-Выбирайте по две-три картинки.

Первый ребенок рассказывает – кот «засыпает».

Воспитатель предлагает рассказать свои сказки гостям, а потом нарисовать и подарить коту на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...

Конспект НОД по развитию связной речи . Составление рассказа по серии картинок «Зима пришла»

Цель: составлять последовательный связный рассказ с исполь­зованием в качестве плана серии сюжетных картинок....

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...

Конспект занятия по развитию связной речи: Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам

Тема: Составление рассказа-описания «Городок» по опорнымпредметным картинкам.Задачи:1. Составление распространенных пред­ложений.2. Усвоение степеней сравнения прилагательных.3. Развит...