Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц на тему «В гости к Лесовичку» в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Зонова Наталия Васильевна

Способствовать развитию связной речи детей через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zonova.odt434.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Теремок»

Конспект занятия

 по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц
на тему «В гости к Лесовичку»
в средней группе

Автор конспекта:

Зонова Н.В.,

воспитатель МБДОУ

д/с № 7 «Теремок»

п. Октябрьский, 2016 г.

Цель НОД.  Способствовать развитию связной речи детей через обучение  рассказыванию при помощи мнемотаблиц.

Задачи.

Образовательные:  

  • Формировать умение составлять простые предложения, впоследствии -  рассказ, используя мнемотаблицы.
  •  правильно изменять слова по формам (родительный падеж множественного числа существительных (морковок,   орехов,  малины)
  • изменять форму глагола «дарить»  в будущем времени  «они   подарят», «мы подарим».
  • Образовывать слова  (названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (медвежонок – медвежата, бельчонок – бельчата, зайчонок-зайчата , 3 медвежонка, 4 бельчонка, 2 зайчонка)
  • Содействовать обогащению и активизации   словаря:    мешок, лукошко, бочонок, морковка, малина, грибы, медвежонок  – медвежата,  бельчонок - бельчата, зайчонок - зайчата. 
  • Обобщать имеющиеся у детей представления о диких животных (медведе, зайце, белке), строении их лап, питании;
  •  Закрепить знания детей о профессиях – «писатель»,  «художник,  

Развивающие

Развивать:

  • речевую активность связной речи;
  • зрительное внимание, мышление, слуховую и зрительную память;
  • Формировать представления о количественном числительном (3,2, 4);
  • Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;
  • способствовать развитию воображения, логического мышления, мелкой мышечную моторики, внимания, целостности восприятия через собирание пазлов;
  • способствовать развитию наблюдательности, зрительного внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти;
  • обогащать представления детей об особенностях разных видов изобразительной деятельности (лепка, аппликация ватой).

Воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Содействовать становлению культуры поведения в коллективе ровесников
  • Создавать условия для развития коммуникативных способностей.

Материалы и оборудование.

Оборудование

Стулья по количеству детей, на спинках которых приклеены круги разного цвета (красные, жёлтые, зелёные, синие);

Рабочие столы (4 стола для собирания пазлов и 4 стола для детского творчества) с такими же обозначениями, как на стульях (1 стол - красный круг, 2-ой стол - синий круг, 3-ий стол - жёлтый круг, 4-ый стол - зелёный круг). Данные обозначения нужны для организации ребёнка в данной образовательной деятельности.

Четыре комплекта пазлов из четырёх деталей («снежинка», «заяц», «зимнее дерево», «снегирь»);

Такие же, но целиковые картинки у воспитателя;

Карточки для составления мнемотаблиц;

На 2-х столах для детского творчества лежит пластилин для продуктивной деятельности;

На 2-х столах для детского творчества лежит вата и сопутствующие материалы для аппликации;

«Зимний лес» - деревья, ёлки, берлога с медведем, макет зайца, снегирь на рябине;

Колокольчик.

Предварительная работа

Организационная часть.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталия Васильевна.  А как зовут вас? (Обращается к каждому ребёнку, дети дают ответ). Какие красивые у вас имена! Ребята,  посмотрите,  сколько у нас гостей, они услышали, что в вашем детском саду есть дети не только с красивыми именами, но ещё и очень     умные,   приветливые и  воспитанные.  Давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются).

Вводная часть.

  (Звучит звук скайпа)  - Что это за звук? Кто это нам звонит? (на интерактивной доске появляется «Лесовичок»). Ребята, посмотрите, это Лесовичок вышел к нам на связь. Как вам кажется, где может жить герой с таким именем? (предполагаемые ответы детей, педагог корректирует ответы).  Послушаем,  что хочет сказать  нам Лесовичок.

Лесовичок.: Здравствуйте, ребятня!

Завтра день рожденья у меня,

У меня  - Лесовичка,

Жду вас очень в гости я.

Пригласил к себе зверей,

Моих маленьких друзей,

А кого -  узнает тот,

Кто быстро пазлы соберёт. До встречи!

Воспитатель. Заинтересовал Лесовичок.  Действительно, вот на столах  пазлы и красивая коробка.

Лесовичок.  (СМС или скайп) Загляни в коробку смело

И быстрей берись за дело.

 Воспитатель.   Откроем коробку. Ребята,  что же здесь? Цветные геометрические фигуры, какие?    (уточняются ответы детей).  Давайте возьмём по одной геометрической фигуре  (дети берут,  рассматривают). Посмотрите, а на столах такие же.  Сейчас мы быстро распределимся по командам: у кого оранжевые кружочки,  подходите к столу с такой же фишкой; у кого коричневые квадраты находите свой стол; кого серые треугольники подходите к своему столу.

Когда соберём пазлы, узнаем, кого же ещё пригласил Лесовичок к себе на день рождения.

Деятельность детей - сбор пазлов.

Воспитатель.  (подходит к каждому столу)  кого же  собрала ваша команда? (ответы детей).  Мы  узнали, кого пригласил Лесовичок. Но на день рождения положено дарить подарки. Какие же подарки приготовили лесные звери? Мы узнаем, если на какое-то время превратимся в нихпредлагаю вам на время превратиться

- Ребята!  На день рождения полагается А что же нам подарить Лесовику? Кто внимательно слушал обращение Лесовика? Что он любит? Я вам предлагаю придумать рассказ и сделать книгу.

Основная часть

Но на какую же тему будет наш рассказ?  Я сделаю вам подсказку.

Итак, подсказка первая.

Развивающая игра «Соберите пазлы»

-  Посмотрите, у вас на стульях фишка, подойти к столу, на котором такая фишка и соберите пазлы.

Что у вас получилось? (подхожу к каждому столу, спрашиваю). Медведь, белка, заяц. А теперь я предлагаю вам превратиться в зверей (Дети надевают маски) и выбрать круг, который по цвету подходит к вашему животному.

- Как вы думаете, у медведей какой круг? У зайцев? У белок? (Распределяются по группам и подходят к своему кругу)

Подсказка вторая.

- Как вы думаете, что может подарить медведь? (ответы детей) А белка? (Ответы детей) А заяц? (Ответы детей)

Приглашаю вас поиграть.

Игра «Пройди по следу»

. Куда же приведут эти следы? (Дети надевают маски и проходят по следам группами, сначала медведи, потом зайцы, потом белки).

- К чему привели следы?

у медведей – малина, у белок – грибы, у зайца – морковь

- А как назвать то, что ваши животные нашли? (подарок)

Ну что ж, ребята, мы с вами собрали пазлы, выяснили, что наш рассказ будет о ком? (о животных).

Работа над составление рассказа

Итак, как же мы его назовем?

Кодирование словосочетания  день рождения.

Показываю картинку с шарами.

- Что это (воздушные шары). А когда дарят воздушные шары (на праздник). А к какому празднику мы готовимся? (к дню рождения). Значит картинка с воздушными шарами будет обозначать слово день рождения.

Показываю картинку с изображением Лесовика.

- А это кто? (Лесовик). Значит день рождения у кого? (у Лесовика). Название готово. День рождения у Лесовика.

Первое предложение. Кодирование слова подарил.

Поочередно рассматриваем картинки.

- Кто это? (зайчата) . Сколько их? (Три, трое) Что это? (подарок). Значит зайчата что  сделали? (подарили) Что это? (морковка) Что получилось? (Трое зайчат подарили морковку)

Второе предложение. Поочередно рассматриваем картинки.

- Кто это? Сколько их?  (Четыре (четверо ))Что значит эта картинка? (подарили ).Что это (орехи).  Какое предложение получилось? ()Каое предложение получилось? (Бельчонок подарил орехи)

Третье предложение

- Кто это? (медвежата). Сколько их? (Четыре, четверо) Что значит эта картинка? (подарили ).Что это? Какое предложение получилось? (Четыре медвежонка подарили малину)

Физминутка

Раз – присядка, два – прыжок – это заячья зарядка.

А бельчата как проснутся – (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой),

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинаем все сначала

Вот и получился у нас рассказ.

Давайте вместе вспомним и прочтем его

Какое первое предложение? Второе? Третье?

Ребята, а как вы думаете, книга без картинок интересна? (Нет). Тогда я предлагаю вам сделать иллюстрации к нашему рассказу.

Выполнение аппликации

Медведю мы наклеим в малину, бельчонку – орехи, а зайчонку – морковку.

Займите столы, на которых такая же фишка, как на вашем стуле. И выполните аппликацию.

А теперь мы соединим страницы книги, посмотрите, какой замечательный подарок у нас получился.

Рефлексия.

Итак, ребята, что куда же нас пригласили? (на день рождения Лесовика). Что мы придумали? (рассказ). Давайте прочтем (прочитаем) его. (Читает один ребенок). А что мы сделали? (книгу).

Мотивация на дальнейшее использование полученных знаний.

Для того, чтобы вы не смогли рассказать родителям или братьям и сестрам ,чем мы занимались, я хочу подарить вам маленькие книги, в которых  изображены те же картинки, что и мы свами рассматривали. Почитайте им наш рассказ. До свидания!

Список использованных источников.

  1. Программа
  2.  Р

Приложение

Стулья по количеству детей, на спинках которых приклеены круги разного цвета (красные, жёлтые, зелёные, синие);

Рабочие столы (4 стола для собирания пазлов и 4 стола для детского творчества) с такими же обозначениями, как на стульях (1 стол - красный круг, 2-ой стол - синий круг, 3-ий стол - жёлтый круг, 4-ый стол - зелёный круг). Данные обозначения нужны для организации ребёнка в данной образовательной деятельности.

Четыре комплекта пазлов из четырёх деталей («снежинка», «заяц», «зимнее дерево», «снегирь»);

Такие же, но целиковые картинки у воспитателя;

Карточки для составления мнемотаблиц;

На 2-х столах для детского творчества лежит пластилин для продуктивной деятельности;

На 2-х столах для детского творчества лежит вата и сопутствующие материалы для аппликации;

«Зимний лес» - деревья, ёлки, берлога с медведем, макет зайца, снегирь на рябине;

Колокольчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи (Коммуникация + познание социализация) «В гости к лесовичку» в средней группе

Воспитывать бережное отношение к природе. Закреплять элементарные представления об обитателях леса. Развивать эмоциональную отзывчивость. Учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять. ...

Занятие по экологическому воспитанию на тему: «В гостях у Лесовичка» в средней группе

Цель: формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают цветочный сок-нектар, из которого получается мед). Расширить знания детей о меде, его полезных свойствах.Задачи: Уточнит...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"

Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для ...

Конспект ННОД по развитию связной речи с использованием современных технологий и мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима».

1. Расширить представления детей о зиме.2. Уточнить и активизировать словарь по темам «Зима».Развивающие:1. Развивать связную речь детей, учить детей рассказывать, опираясь на графические ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...

Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотехники на тему «Снегири на ветках» для детей средней группы

Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотехникина тему «Снегири на ветках»для детей средней группы Реализация содержания программы в образовательных областях: «...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ на тему: «В гостях у сказки». В средней группе

Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках, развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками....