конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа с использованием картинно-графического плана
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Спицына Галина Анатольевна

занятие для подготовительной группы коррекционной направленности 5 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rasskaza_tsepnoy_organizatsii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида  №10 «Белочка»

Конспект  коррекционного занятия   в  группе  компенсирующей направленности/ Возраст 6-7 лет.

Учитель – логопед Спицына Галина Анатольевна

 Тема: Автоматизация звука «ЗЬ» в словах, предложениях, связной речи.

1.  Тип занятия – обобщение  и систематизация знаний.

2.  Вид  - коррекционное  (логопедическое).

 3.  Форма организации   занятия – подгрупповая.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

•        Автоматизировать  правильное произнесение звука «Зь»  в спонтанной  речи.

•        Формировать навыки первоначального программирования связного сообщения.

Коррекционно-развивающие:

•        Закреплять представление о правилах смысловой связи  предложений в    повествовательном  рассказе цепной организации.

•         Развивать навыки  звуко-буквенного  анализа.

•        Закреплять умение делить слова на слоги, различать гласные и согласные.

•        Синхронизировать речь с движениями.

•        Развивать объем  кратковременной линейной памяти.

•        Закреплять навыки  ориентации на листе бумаги.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей навык самоконтроля за правильным произнесением поставленного звука.
  • Формировать коммуникативные качества у детей (сотрудничество, взаимодействие). Формировать положительную мотивацию к занятиям.
  • Воспитывать бережное отношение  к ТСО.

Материально-техническое обеспечение  занятия:

  • Экран, мультимедийное оборудование.
  • Ноутбуки, столы, стулья.
  •  Карандаши, рабочие  тетради  детей.
  • Аудиозапись песни зяблика.
  • Презентация  к занятию по развитию связной речи  «Зина и зяблик».
  •  Игровое пособие «Двухсложные слова» для выполнения звукового  анализа.

Предварительная работа:

  • Разработка конспекта занятия с презентацией .
  • Подбор дидактического материала.
  • Постановка звука «зь».
  • Введение его в речь на индивидуальных занятиях.
  • Чтение рассказа «Зина и зяблик» из книги «Пересказы и рассказы» Т.Ю.Бардышева.
  • Составление картинно-графического плана.
  • Заучивание стихотворения «Резиновая Зина» Барто А.
  • Работа с детьми на занятиях с использованием ИКТ.

Ход занятия.

Организационный момент

1.Введение в ситуацию

Логопед. Ребята,  сегодня я не скажу вам, с каким звуком  мы будем работать, вы отгадаете сами. Для этого надо решить логическую задачу.

2.Игра «Четвертый лишний». ( три набора) Слайд .

Логопед. Ребята, назовите, какой предмет  здесь лишний  и почему.

Дети. Лишний магазин, потому что все остальные предметы – дворцы.

Дети. Лишнее зерно, потому что  все остальное овощи.

Дети. Лишний зяблик, потому что все остальные предметы -  звери.

3.Рассматривание слайда, на котором представлены все три картинки – магазин, зерно, зяблик.

Логопед. Дети, послушайте, я назову эти картинки ( называю картинки, выделяя звук «ЗЬ»), скажите, что общего в названии этих картинок.

Дети. В названии этих картинок есть мягкий звук «ЗЬ».

4.Постановка цели занятия.

Логопед. Правильно. С каким же звуком мы будем сегодня работать.

Дети. Со звуком «ЗЬ».

II. Основная часть.

1.Характеристика звука «ЗЬ».

Логопед.  Дети, расскажите, что вы знаете, про звук «ЗЬ».

Дети. Звук «Зь» – согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Назовите место  звука « ЗЬ» в этих словах.

Дети. Зерно – звук  « Зь» в начале слова, магазин – звук «Зь» в середине слова, зяблик – звук «Зь» в начале слова.

Логопед. Дети, а чем гласные отличаются от согласных.

Ответы детей.- гласным звукам ничего не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык.

2.Выделение гласных в слове. Деление слов на слоги.

Логопед. Давайте, споем гласные звуки.(Слайд, ролик).Вспомните, какое вы знаете правило про слоги и гласные звуки.

Дети. Сколько гласных, столько слогов.

Логопед. Разделим слова на слоги и назовем гласные звуки.

 Дети делят на слоги слова – магазин, зерна, зяблик. (Слайд. Ролики.)

3.Музыкальная пауза.

Логопед. Дети, посмотрите, какая красивая  птица – зяблик. Она умеет петь чудесные песни.

Послушаем песню зяблика..(Слайд. Видеоролик «Песня зяблика»)

Логопед. Красивая песня, не правда ли? Чтобы  зяблик спел  такую чудесную песню, он должен быть сытым, его надо накормить.

4. Составление рассказа по картинно-графическому плану  «Как Зина покормила зяблика».

Логопед. -  Вспомните, мы с вами составляли план рассказа  « Про Зину и зяблика».  В этом рассказе семь  предложений. Первое предложение в рассказе очень важно. Оно -  как паровоз, который везет вагончики, без первого предложения рассказ не получится. Составьте  первое предложение.

Дети.  -  Зина пошла в магазин.                          (Слайд. Фото)

Логопед. Вспомните и назовите слова-действия  в этом рассказе. (Слайд. Видеоролик).

Дети :    - Пошла, купила, насыпала, прилетел, склевал, понравились, запел.

  Логопед.   -   Дети, мы составили картинно-графический  план. Давайте проверим,  правильно ли мы составили план, получится ли у нас рассказ.  Мы будем составлять рассказ по цепочке.

Составление рассказа  детьми по цепочке.                    (Слайд. Видеоролик.)

Логопед. Кто  расскажет нам весь рассказ?Рассказ должен называться «Как Зина покормила зяблика»         (Слайд. Видеоролик)                                                                                

5.Рассказывание стихотворения  с движениями.

Логопед.  Дети, в этом рассказе главная героиня – Зина. Мы учили стихотворение «Резиновая Зина». Расскажем наше любимое стихотворение.

Дети рассказывают стихотворение  с элементами драматизации.  (Слайд. Фото. Звуковой ролик.)  

Логопед. Дети, мы еще не расстаемся с нашей Зиной, я предлагаю выполнить звуковой анализ этого слова.

Логопед.  Произнесите слово Зина так, чтобы были слышны все звуки.

Дети. ЗЗЗЗЗИИИННАА.

Логопед.     Сколько всего звуков в этом слове.

Дети. В этом слове  четыре  звука.

 Логопед.   Какой первый звук в этом слове.

Дети.  Первый звук Зь. Он мягкий согласный.

 Логопед. А теперь составим схему этого слова.

6.Выполнение звукового анализа слова «Зина» на компьютерах.

(Слайд. Фото.  Звуковой ролик)

7.Динамическая пауза.                           (Слайд. Фото)

 «Маша шла-шла шла    ---------маршируют на месте

Земляничку нашла,---------------присели

Земляничка ягодка, -------------встали, руки вверх.

                    Ах, какая!»

8. Работа в тетрадях. Графический диктант         (буква З).

Логопед. Сейчас мы будем выполнять очень сложное и интересное задание в тетрадях . Если вы будете внимательны, то получится какая-то буква.

(дети выполняют задания в тетрадях)

Логопед. Что у вас получилось?

Дети. Буква З.

Логопед.  Очень хорошо.  Какие два звука обозначает буква З.

Дети. Буква З обозначает мягкий звук ЗЬ и твердый звук З.

Логопед. Вот сейчас на занятии мы и раскрасим букву З зеленым цветом.

Дети раскрашивают.       Слайд.Фото.

Логопед. Посмотрите, какие чудесные буквы у нас получились!                                       (Слайд. Фото)

9. Итог занятия.  Домашнее задание.

Логопед. Дети, какие  задания мы сегодня выполняли?

Дети. Рассказывали рассказ, слушали песенку зяблика, составляли схему слова  «Зина», рисовали букву З и раскрашивали ее зеленым цветом.

Логопед. Почему  использовали  зеленый цвет?

Дети. Мы сегодня работали с мягким согласным Зь, а мягкие звуки обозначают зеленым цветом.

Логопед.    Вы молодцы, очень хорошо занимались, старались говорить правильно и красиво, все выполнили диктант и аккуратно

раскрасили букву З.

Логопед. Дома, на второй половине листа , нарисуйте такую же букву З, но раскрасьте ее синим цветом. На следующем занятии мы будем  различать на слух звуки З и Зь и искать их в словах.

        

Учитель –логопед Спицына Галина Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа "Неудачная охота"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи  у детей подготовительной к школе группы...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа "Собака-санитар""

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи  у детей подготовительной к школе группы...

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...

Конспект занятия по развитию связной речи: Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам

Тема: Составление рассказа-описания «Городок» по опорнымпредметным картинкам.Задачи:1. Составление распространенных пред­ложений.2. Усвоение степеней сравнения прилагательных.3. Развит...