Конспект НОД (итоговое мероприятие по лексической теме: "Весна.Деревья") в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Помощники Лесовичка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pomoshchniki_lesovichka.docx76.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида№61» Медвежий Стан.

Конспект НОД на тему:

«Помощники Лесовичка».

Выполнила: воспитатель Караулова Е.Е.

п.Мурино.

2018 г.

Конспект НОД (итоговое мероприятие по лексической теме «Весна. Деревья»)

в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР

«Помощники Лесовичка».

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе, о деревьях.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные-актуализировать имеющиеся знания у детей по изученной лексической теме: о весенних признаках, строение дерева, название деревьев, виды деревьев: хвойные и лиственные; формировать связную речь, активизировать словарь.

2.Коррекционно-развивающие-побуждать детей отвечать полным предложением на вопрос, делать вывод, высказывать своё мнение, обсуждать; развивать наблюдательность, внимание,  память, умение анализировать при выборе материала; развивать мелкую моторику.

3.Коррекционно-воспитательные-воспитывать любовь к родной природе, ценить и беречь её; воспитывать желание прийти на помощь, дружеские взаимоотношения между детьми.

Целевые ориентиры-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, партнёрские отношения, совершенствовать коммуникативные навыки, создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувство группового единства, воспитывать активность, уверенность

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Методические приёмы:

словесный-беседа «Признаки весны», проблемные вопросы, задания от Зимы, закличка, считалка, заучивание стихотворения, объяснение заданий;

наглядный-демонстрация видео от Лесовичка, видео «Весна шагает по стране», наблюдение (весенние признаки), веточки хвойные и лиственные в вазах, демонстрационные картинки «Хвойные и лиственные деревья», разрезные картинки «Дерево», опорные картинки-символы к стихотворению «К нам весна шагает быстрыми шагами», макет;

практический-  ручной труд-деревья, конструирование (коллективное)-макет «Лес ранней весной»;

игровой-дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья», игра «Собери дерево», хороводная игра-закличка, пальчиковая игра.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мольберт с изображением солнышка, мольберт с опорными картинками-символами.

Материалы: классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Весна», аудиозапись «Капель, ручей, пение птиц», 4 конверта с заданиями и 4 ленточки–«лучики»; 2 вазы: ветки сосны, ели, берёзы, дуба, природный материал (семена, шишки, ягоды, ракушки, песок, земля, вода и т. д) фонарь, макет, веточки деревьев, пластилин, ватные палочки,

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».

Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»; Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год». Беседа: «Ранняя весна. Признаки весны».

Наблюдение за ветками сосны, ели, берёзы, дуба, стоящими в воде (3 недели)

Изготовление макета (большая неглубокая коробка, пенопласт внутри коробки, обрезанная пластиковая бутылочка 0,5л.)

Привлечение специалистов: учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Время реализации деятельности:25-30 минут.

Дети играют. На середину группы выходит воспитатель. Слышится чей-то плач.

-Ребята, внимание! Вы что-то слышите? (ответы детей) на экране появляется видео.

Видео-обращение Лесовичка (проблема): «Ой. ой, ой, какая беда, что же делать? Не хочет уходить вредная  Зима, не пускает Весну в лес .Она забрала несколько лучиков у солнышка, поэтому оно светит, но не греет .Не хватает деревьям тепла, чтобы проснуться ,не оживает лес .Зима вернёт лучики, если я выполню её задания, но я слишком стар ,боюсь, не справлюсь. Вот если бы вы, ребята, согласились мне помочь, я был бы очень рад!» (передаёт конверты-прямая передача, воспитатель принимает конверты с заданиями).

Сговор на помощь

-Ребята, вы согласны помочь Лесовичку? Хотите?

-Я не сомневалась, что вы согласитесь!

Мотивация

 -А для чего нам нужно ему помочь? (ответы детей)- Воспитатель обращает внимание детей на изображение солнышка на мольберте

-Что вы заметили, глядя на солнышко? (ответы детей-грустное, не хватает лучиков)

-Тогда начнём!

Задание№1

Расскажите всё, что вы знаете о дереве.

-Дети, я предлагаю вам подойти к окну. Скажите, какое время года сейчас? (ответы детей). А почему вы так решили? Докажите! (дети называют признаки весны)

-А какие деревья весной? Давайте расскажем Зиме!

-Где растёт дерево? Где мы наблюдаем деревья? (парк, лес, двор)

-А почему в нашем районе так мало деревьев, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель обращает внимание детей на картинки на полу.

Игра «Собери дерево»

-Ребята, посмотрите, на полу рассыпаны картинки. Нужно их правильно собрать, чтобы получилось дерево. (участвуют 4 ребёнка)

-Получилось у нас дерево? Правильно мы его собрали? Давайте повторим строение дерева: корни (где находятся? -в земле), далее-ствол и ветки. А с наступлением тепла что появится на ветках? (почки), а потом? (листья).

-Ребята, вспомните, пожалуйста, какие бывают деревья? (ответы детей)

-Почему деревья называются хвойные? Лиственные? (ответы детей)

-Перед вами стоят 2 вазы с веточками. Определите, где ветки с хвойных деревьев, а где с лиственных. Какие это деревья, вспомните, пожалуйста, их название? (сосна.  ель, берёза, дуб).

Дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья»

На столе лежат перевёрнутые демонстрационные картинки по теме «Деревья».

-Ребята, возьмите каждый 1 картинку и прикрепите её на магнитную доску рядом с хвойными или лиственными ветками в вазе. Обратите внимание, на подносе лежат плоды и семена деревьев. Если вы знаете, что они подходят к вашему дереву на картинке, возьмите их и расскажите! Объясните свой выбор, а остальные -слушайте внимательно и, по необходимости, исправляйте друг друга (дети по очереди делают свой выбор).

-Молодцы, какое сложное и большое задание выполнили! Зима непременно услышала ваши рассказы о деревьях!

-Мы получаем 1 «лучик» от Зимы за правильные ответы (воспитатель достаёт из конверта «лучик»)

-А кто завяжет этот «лучик»? Нам поможет считалка.

Весенняя считалка

1.2.3.4.5-

На дворе весна опять:

Тает снег и тает лёд,

Ручеёк опять поёт,

Слышен капель перезвон…

Кто не слышит-

Выйди вон!

Ребёнок завязывает «лучик» на солнышке.

Задание№2

Чтобы получить 2 лучик, вам необходимо выучить стихотворение о весне.

-Дети, а кто нам поможет выучить стихотворение, правильно проговаривая все звуки. с выражением и интонацией?

Дети выбирают среди гостей учителя-логопеда.

Заучивание стихотворения наизусть «К нам весна шагает…» по опорным картинкам-символам вместе с учителем-логопедом.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
(И. Токмакова)

Дети рассказывают выученное стихотворение хором, а потом один ребёнок самостоятельно. Можно привлечь 1 гостя рассказать стихотворение. Остальные дети смогут рассказать стихотворение на прогулке.

-Ребята, вы-молодцы, вернули 2 «лучик»!

Ребёнок (выбирается считалкой) завязывает «лучик» на солнышко.

Задание№3.

-Ребята, что это случилось с вредной Зимой? Вот это да! Неожиданно!

-Зима хочет от нас услышать закличку.

-Давайте ей покажем, как мы с нетерпением ждём весну.

-А кто нам в этом поможет? Посмотрите на гостей! С кем мы весело и споём, и спляшем?  Дети приглашают музыкального руководителя.

Закличка «Весна».

Весна, весна, весна красная,

Весна, весна, весна ясная,

Приди, весна, приди с радостью,

Приди, весна, приди с милостью.

С солнцем горячим,

С дождиком обильным.

Принеси урожай

В наш родной край!

Приди, весна,

Приди, красна!

Приди, весна,

Приди, красна!

-Ребята, молодцы, отдохнули, повеселились, у вас здорово получилось позвать весну! Она вас точно услышала!

-Получайте очередной «лучик»!

Ребёнок (выбирается считалкой) завязывает «лучик» на солнышко.

Задание№4.

Создайте весенний лес.

-Ребята, подумайте, как можно создать лес? (ответы детей)

- Вспомните, какую большую поделку мы с вами задумали в начале недели? (макет леса).

Воспитатель подводит детей к макету на столе.

-Хотите закончить макет?

-Чего самого главного, на ваш взгляд, не хватает в этом макете? (деревьев)

-Посмотрите, перед вами на столе лежит разнообразный природный и бросовый материал.

-Как мы будем делать деревья, из чего? (варианты)

-Чтобы дело продвигалось быстрее, предлагаю вам работу в парах, согласны?

-Каждая пара создаст своё дерево!

Дети самостоятельно делятся на пары и берут веточки. Можно привлечь гостя, если не будет для ребёнка пары

-Подумайте, какое дерево вы хотите сделать: хвойное или лиственное?

-Каким оно будет ранней весной? (с почками)

-Из чего можно сделать почки? Выберите необходимый вам материал на столе.

-Подумайте, с помощью чего можно прикрепить почки к веточкам, что лучше подойдёт? (клей, скотч, пластилин или что-то другое)

-Давайте подготовим ручки к работе, сделаем пальчиковую гимнастику!

Пальчиковая гимнастика «Деревья».

Дети конструируют деревья с почками: самостоятельно выбирают необходимый материал для изготовления «почек», опытным путём определяют, с помощью чего лучше прикрепить готовые «почки» к веточкам. Воспитатель помогает детям только по мере необходимости.

Звучит классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Весна»

-У кого готово дерево? Юля и Лиза, какое дерево вы сделали и как, расскажите?

- А вы, Миша и Тима? Оно хвойное или лиственное? Какой материал вы использовали для изготовления «почек»? А чем прикрепили «почки» к веточке?

-Теперь пришло время посадить ваши деревья в лесу! Кто догадался, как это сделать? (ответы детей-воткнуть веточку в пенопласт).

-Деревья посажены!

 Скажите, что необходимо для роста дерева? (ответы детей)

Дети дополняют макет всем необходимым: солнце-фонарь, земля, вода в бутылочке-ручей, семена, шишки, сухие ягоды, жёлуди, вата-снег и т.д., при этом объясняют свой выбор.

-Выполнили мы задание Зимы? Что мы создали?

-Ребята, у нас в группе появился свой маленький весенний лес!

Получаем последний «лучик»!

Ребёнок (выбирается считалкой) завязывает «лучик» на солнышко.

Воспитатель незаметно прикрепляет улыбку на солнышко.

-Дети, как изменилось солнышко? (улыбается, повеселело)

-А почему? (ответы детей)

Звучит аудиозапись «Капель, ручей, пение птиц».

-Что вы слышите? (птицы запели, закапала капель, ручейки побежали)

-Интересно, а почему мы слышим пение птиц и капель? (ответы детей).

-Ребята, а вы любите весну? Почему? (дети делятся своим мнением).

Рефлексия.

-Вот и подошла к концу наша занимательная деятельность. Но впереди ещё полдня и мы сделаем много интересного.

Если у детей возникнет желание дополнить макет (заселить фигурками животных и т.д.).

-Напомните мне, пожалуйста, кому мы сегодня помогли? Как нас можно назвать? (ответы детей).

-Как мы помогали, давайте вспомним!

-Для чего собирали «лучики»?

Дети подводят итог деятельности (солнышко улыбнулось, засветило всеми лучами ярко и жарко и теперь деревья, и вся природа проснётся.

-Как вы думаете, ушла вредная Зима?

Рефлексия с помощью жестов.

-Если вам понравилось, как мы помогали Лесовичку, покажите такой жест: «Во!»-интересно, здорово -большой палец вверх, кулак зажат, а если было не интересно, ничего нового-скрестите руки на груди.

Рефлексия деятельности.

-Ребята, сейчас я вам задам вопросы, а вы прошепчите ответы своему другу на ушко.

-Что для тебя было самым интересным?

-Что для тебя было самым сложным?

-Кого бы ты хотел поблагодарить за работу на занятии?

-Что у тебя не получилось и почему?

-Ребята, а мне понравилось, что вы были дружными, быстро работали, находили ответы на вопросы! Спасибо вам, вы -молодцы!

-В заключение, предлагаю вам посмотреть видео, как весна «шагает» быстрыми шагами по нашей огромной стране.

На экране видео «Весна в разных уголках России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)

Занятие проводится в игровой форме, материал к занятию легок в изготовлении, является частью предметно - развивающей среды среды (игрушки, дидактические игры). Цель занятия - выявить полученные знания...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе»

Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «...

Планирование по лексической теме "Дикие животные" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Планирование недельное включает коррекционную работу, планирование организованной образовательной деятельности и повседневной работы в старшей логопедической группе....