Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Федорова Елена Владиславна

Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе».

Форма работы с детьми: групповая

Программное содержание:

Цель: Продолжить знакомство детей с произведениями К. И. Чуковского, познакомить со сказкой «Федорино горе».

Задачи:

Учить понимать содержание, сопереживать героям, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями.

Учить понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.

Учить детей отвечать на вопросы полным ответом, побуждать к участию в беседе.

Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку.

Активизировать словарь по теме «Посуда» (чайная, кухонная).

Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь к чтению, инициативность, взаимовыручку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

компенсирующей направленности для детей с ТНР

«К. И. Чуковский «Федорино горе»

Федорова Елена Владиславна

воспитатель

Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей

с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе».

Форма работы с детьми: групповая 

Программное содержание:

Цель: Продолжить знакомство детей с произведениями К. И. Чуковского, познакомить со сказкой «Федорино горе».

Задачи:

Учить понимать содержание, сопереживать героям, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями.

Учить понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.

Учить детей отвечать на вопросы полным ответом, побуждать к участию в беседе.

Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку.

Активизировать словарь по теме «Посуда» (чайная, кухонная).

Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь к чтению, инициативность, взаимовыручку.

Интеграция задач образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам. Выставка книг в книжном уголке к сказкам К. И. Чуковского.

Оборудование и материалы: презентация иллюстраций сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», конверты с разрезными картинками посуды, проектор, экран, ноутбук, колонки, комплект игрушечной посуды.

Структура и методические приемы:

  1. Вводная беседа
  2. Рассказ воспитателя
  3. Чтение сказки
  4. Рассматривание иллюстраций
  5. Вопросы по содержанию произведения
  6. Физкультминутка. Упражнение «Посуда»
  7. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
  8. Игра «Все на места»
  9. Анализ.

Ход проведения:

1.

Воспитатель: Ребята любите ли вы книги: читать их, рассматривать?

Дети: Мы любим читать книги и рассматривать их.

Воспитатель: Есть ли у вас дома домашняя библиотека? Какие книги в ней хранятся.

Дети: У меня есть, там хранятся детские книги, журналы, газеты,.. А у меня нет библиотеки.

2.

Воспитатель: (Презентация) Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей – о Корнее Ивановиче Чуковском.
Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса.

Мать была простой прачкой, но старалась дать своим детям образование. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал не сразу. Произошло это случайно. Однажды заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как–нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:
«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так родился на свет «МОЙДОДЫР».

Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» предметах в своей сказке «Федорино горе».

Чтение сказки (иллюстрации на экране).

Воспитатель: Понравилась ли вам сказка? Что в ней понравилось?

Дети: Сказка понравилась. Как весело пели блюдца, что Федора исправилась, помыла посуду, убралась. 

Воспитатель: Что запомнилось? Что было смешно?

Дети: Запомнились приключения посуды, герои которых они встретили по пути. Смешно как посуда говорит.

Воспитатель: А что грустно?

Дети: грустно, что Федора не ухаживала за посудой и осталась одна, варить ей суп было не в чем.

Воспитатель: Жалко ли вам Федору? Почему?

Дети: Жалко, потому что она осталась одна.

Воспитатель: Почему Федору постигло горе?

Дети: Потому что она не ухаживала за посудой, не мыла и разбивала ее. Даже тараканы поселились в грязном доме.

Воспитатель: Какая была Федора, в начале сказки? В конце сказки, какой стала?

Дети: Вначале она была ленивой, а потом исправилась, стала трудолюбивой,

Воспитатель: Правильно, ребята, а еще она стала внимательной, заботливой.

Стало им весело вместе жить. Давайте мы с вами поиграем, выполнив упражнение пальчиками.

Физкультминутка. Упражнение «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник!

Очень важный, как начальник!

Надуть животик; одна рука на поясе - ручка, другая изогнута вверх - носик

Вот фарфоровые чашки

Присесть, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Кружатся, описывая в воздухе круг

Только стукни – разобьются!

Хлопают в ладоши, топают ногой

Вот серебряные ложки!

Голова на тонкой ножке!

Вытянулись, руки над головой - сомкнутые

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес!

Воспитатель: Как здорово вы справляетесь, ребята. Федора Егоровна прислала нам сюрприз. Хотели бы узнать какой?

Дети: Да, очень хотим.

Воспитатель: Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Федора для вас приготовила сюрприз. У вас на столе конверты. В них картинки, но все разрезаны на части и перепутаны. Соберите их и скажите, что у вас получилось.

Дети собирают предметы посуды.

Воспитатель: Не секрет, что у мамы на кухне вся посуда стоит на своем месте, верно?

Дети: Да.

Воспитатель: Игра «Все на места».

У Федоры все было перемешано. (Перед детьми лежит разбросанная посуда: чайные приборы, кастрюля и сковорода).

Посуда по назначению бывает чайная, столовая, кухонная. Разложите посуду на две группы: чайная (чашки, блюдца, кофейник), кухонная (сковорода, кастрюля, чайник).  Сейчас каждый по очереди берет предмет и ставит его на нужное место.

Дети выполняют задание по командам.

Воспитатель: Молодцы, все верно выполнили, разделили правильно.

3.

Воспитатель: С каким произведением мы познакомились на занятии?

Дети: «Федорино горе»

Воспитатель: Назовите автора.

Дети: Корней Чуковский.

Воспитатель: Как нужно беречь посуду?

Дети: Нужно бережно ставить, мыть, вытирать, сушить,…

Воспитатель: Все верно. Понравилось вам знакомиться с новой сказкой?

Дети: Понравилось.

Воспитатель: теперь вы сможете и со своими  родителями поделиться  новыми знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Матроскин и Печкин в гостях у ребят"

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста, с элементами театрализованной деятельности. Направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на литературные произведения писателе...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой "Заюшкина избушка"

Обучающие цели: Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».Задачи : Закреплять представление детей о весне, развитие у малышей образного мышления, укрепление ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» с элементами ТРИЗ в средней группе

Воспитатель: Зиннатулина Анастасия ИлдусовнаТема занятия: Ш. Перро «Красная Шапочка»Цель: знакомство со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка»Задачи:Образовательные: формировать ум...