Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Шапырова Татьяна Юрьевна

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы»..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида  Детский сад № 5 «Незабудка»

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы»

                                                                         Подготовила

                                                                         учитель-логопед

                                                                         Шапырова Т.Ю.

г. Дзержинский 2013 г.

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Цели:

   Образовательные:

        - знакомство с предлогом «На»

        - уточнить для детей пространственное отношение, выраженное предлогом –на.

        - учить употреблять предлог –на с существительными в винительном и предложном падежах.

        - активизировать словарь по теме: «Зимующие птицы».

   Коррекционно – развивающие:

        - продолжать развивать умение преобразовывать деформированную фразу;

        - развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

    Воспитательные:

         - воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование:

     Демонстрационный материал: сюжетная картина «Зимний парк», предметные картинки: журавль, ласточка, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, дятел, крыша, кошка, рогатка, ветка, клетка, кормушка.

      Раздаточный материал: игра «Собери птичку», веточки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Какое время года на улице?

- Сядет тот, кто назовёт зимнее словечко. (Снег, метель, снегопад, снеговик и т.д.)

- Ребята а как звери приготовились к зиме?

- А птицы?

- Посмотрите дети на этих птиц. Вы узнали их? Кто это? (Журавль, ласточка)

- Давайте, на минутку представим, что мы понимаем язык птиц.

Журавль: Здравствуй, Ласточка!

Ласточка: Что ты такой печальный, Журавль?

Журавль: Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой – то серенький воробышек болтал, что бывает зима, какой – то трескучий мороз. Может это правда?

Ласточка: пустая болтовня! Сколько лет живу на свете, но зимы не видела. Везде одно лето.

- Интересный разговор у птиц. Почему ребята ласточка и журавль утверждают, что нет зимы? (Они перелётные птицы)

- Многие птицы улетают. А какие птицы остаются? (Ворона, воробей, голубь, сорока и т.д.)

- Как называются эти птицы? (Зимующие)

2. Отгадывание загадок.

- Ребятки представьте, что вы очутились в зимнем парке. Чтобы узнать, кто прилетел в наш парк, нужно отгадать загадки.

Чёрная, как вар,

Кричит: Карр! (Ворона)

Вещунья белобока,

А зовут её….  (Сорока)

Чик – чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?   (Воробей)

Жёлтое брюшко

У маленькой птички.

А зовут её…   (Синичка)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.   (Дятел)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.   (Снегирь)

- Молодцы! Посмотрите на наш «Зимний парк».

3. Сообщение темы занятия.

- Посмотрите сколько птиц. Какие они красивые! И каждая нашла себе место в нашем парке.

- Послушайте моё предложение: Снегирь сел …. скамейку.

- Какое слово потерялось в предложении? (На).

- Скажите предложение правильно (Снегирь сел на скамейку).

- Сегодня на занятии мы познакомимся с маленьким словом «На».

- Слово «На» обозначает, что предмет находится сверху, на чём-то.

4. Употребление предлога НА с существительными в винительном падеже.

- А теперь скажите, куда сели птицы, используя слово «НА».

- Куда села синичка? (На кормушку).

- А сорока? (На пень).

- Куда уселся воробей? (на ветку), а ворона? (На снег)

- Дятел? (На дерево).

- Какое маленькое словечко встретилось во всех наших предложениях?  (Слово «на»).

- С этим словечком мы будем работать и дальше, но сначала намного отдохнём и изобразим снегирей.

5. Динамическая пауза.

«Снегири»

Вот на ветках,                     (Хлопки руками по бокам и пово-

посмотри,                              роты головы в сторону)

В красных майках

снегири.

Распушили пёрышки          (Частое потряхивание руками)

Греются на солнышке.       (Поглаживание щёк)

Головой вертят,                   (Повороты головы в разные

Улететь хотят.                       стороны)

-Кыш! Кыш! Улетели!        (Дети разбегаются по сторонам

                                                по группе)

И на место сели.

6. Преобразование деформированной фразы. Употребление предлога «На» с существительными в предложном падеже.

-Мы немножко отдохнули. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Путаница».

- Все слова в предложениях перепутались, нужно срочно «подружить» словечки, чтобы стало всем понятно, о чём говорится.

- Вот на пример: Воробей, на, чирикает, ветке. (Воробей чирикает на ветке)

- Пень, села, сорока, на. (На пень сорока села)

- Дереве, стучит, на дятел. (На дереве стучит дятел)

- На, каркать, снегу, ворона. (На снегу каркает ворона)

- Снегирь, ель, на, сел. (Снегирь сел на ель)

-Молодцы, очень хорошо справились с трудным заданием.

7. Развитие внимания и памяти.

- А теперь я проверю ваше внимание. Будем играть в игру: «День-ночь» Кого не стало? (По сюжетной картине с проговариванием полного предложения с предлогом «На».

- Например: «Не стало голубя на скамейке» (Воробья на ветке, сороки на пне, вороны на снегу)

- Какие птицы улетели из нашего парка? (Воробей, сорока, голубь, ворона)

8. Составление простых предложений.

-Может, их что-то напугало?

- Посмотрите на мои картинки, и скажите, что из этих предметов может напугать птиц? (Птичку может напугать рогатка. Птичка боится кошки. Птица не любит собак)

- Чему рада птичка? (Крыше -может укрыться от непогоды и врагов; кормушке -может всегда подкрепиться; ветке -может отдохнуть)

-Чем мы можем помочь птицам в холодное время года? (Сделать кормушки. И каждый день наполнять их кормом)

- Теперь отдохнём.

9. Пальчиковая гимнастика.

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей     (Ритмично сжимают

Прилетело? Мы расскажем.                и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,                         (На каждое название

Шесть щеглов и голубей,                    птицы загибают по

Дятел в пестрых пёрышках.                одному пальчику)

Всем хватило зёрнышек.                    (Сжимают и разжимают

                                                                кулачки)

 10. «Собери картинку»

-Какие части тела есть у любой птички? (Голова, клюв, туловище, крылья, лапки, хвост)

-А чем покрыто тело птиц? (Пухом и перьями)

-Откройте конверты, посмотрите, что там лежит. Это не просто детали, а части тела птиц. Соберите своих птичек.

-Какие птицы у вас получились?

- Теперь сделайте так, чтобы ваша птичка оказалась на веточке.

11. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось?

- Что больше всего понравилось?

- С каким маленьким словечком мы сегодня познакомились?

- Мне очень понравилось, как вы работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планета "Детство" Интегрированная Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей компенсирующей группе

Цели НОД: совершенствовать навыки образования относительных  и притяжательных прилагательных, совершенствовать навыки образования притяжательных местоимений, закреплять навык различать род имен с...

Презентация к занятию по формированию лексико- грамматических категорий и развитию речи «Умей задавать вопросы»

В данной презентации подбор развивающих упражнений и игр , побуждающих детей задавать вопросы по определенному стереотипу, выделять вопросительное слово, использовать вопросительные местоимения....

Презентация к занятию по формированию лексико- грамматических категорий и развитию речи «Опасные незнакомцы» в подготовительной логогруппе.

Материал   по лексической теме   " ОБЖ. Ребенок и чужие люди."  Можно использовать   в качестве  дид. игры, беседы,  для составления творче...

Конспект НОД по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Мамин день 8-е Марта.»

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В конце конспекта содержатся фотографии, отражающие хо...