Планета "Детство" Интегрированная Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей компенсирующей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Журавлева Наталия Олеговна

Цели НОД: совершенствовать навыки образования относительных  и притяжательных прилагательных, совершенствовать навыки образования притяжательных местоимений, закреплять навык различать род имен существительных...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta_detstvo.docx575.71 КБ

Предварительный просмотр:

Планета «Детство»

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей компенсирующей группе «Ромашка»

                                                      ЦЕЛИ НОД:

• Совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

      Совершенствовать навыки образования притяжательных местоимений.

               •   Закреплять навык различать род имен существительных.

         • Закреплять умение пользоваться в речи распространенным предложением.

• Закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.

   Закреплять использование простых предлогов: в, на.

• Формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышление, память.

                • Развивать мелкую моторику и координацию движений.

            Укреплять мышцы живота, способствовать активному вдоху и выдоху.

• Развивать творческие способности детей.

Материалы и оборудование:  оранжевый мяч, разноцветные домики (красный, синий, желтый, зеленый); игрушки на каждого ребенка (кукла, кубики, ведро, самолетик, машина и т.п.); картинки с изображением цирковой арены, плоскостные цирковые животные; картинка с изображениями чудо-зверя,  конверты, карточки с заданием на каждого ребенка, предметные картинки,  сюжетные картинки с изображением  сказок, аудиозапись «Цирк», массажные шарики су-джок.

Ход НОД:

Организационный момент (оздоровительная минутка).

Дети входят и встают в круг.
Логопед:Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети:Здравствуйте!
Логопед: Ребята, как мы начинаем день?
Дети: С улыбки.
Логопед: Можно ли сделать так, чтобы настроение было всегда хорошим?
Ответы детей.
Логопед: Улыбнитесь друг другу, посылая мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир.

Логопед: А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем его передавать друг другу.

Дети передают мячик, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети. Доброе утро, Полина. Доброе утро, Миша и т.д. Доброе утро, Наталия Олеговна!

Логопед. Дети, как называется планета, на которой мы живем?

Дети. Мы живем на планете Земля.

Логопед. А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, которая называется Детство.

Раз, два, три, вот мы и оказались на планете Детство. Ой, ребятки, посмотрите, сколько  игрушек.  Я вас приглашаю в мир в мир солнечного спокойствия и ласки.
Дети ложатся на коврики.

 Упражнение для развития физиологического и речевого дыхания

(Лежа на спине детям на живот помещают небольшую игрушку. На шумном вдохе носом дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают её).
Логопед: Молодцы ребята! Старались правильно дышать носом.

Логопед.   Ребята, вы слышите,  игрушки спорят, кричат. Давайте узнаем может им нужна наша помощь. Игрушки спорят потому что они потеряли свои домики. Я предлагаю вам помочь им.

(дети садятся на стульчики)

          Игра «Разноцветные домики»

Логопед. Все жители веселой планеты Детство живут в разноцветных домиках. (Показывает на один из домиков.) Какого цвета этот домик?

Дети. Красный.

Логопед. Правильно. В красном домике живут предметы, про которые можно сказать «она». (Показывает на следующий домик.) Какого цвета этот домик?

Дети. Синий.

Логопед. Правильно. А в синем домике живут предметы, про которые можно сказать «он». (Показывает на следующий домик). Какого цвета этот домик?

Дети. Зеленый.

Логопед. Правильно. В зеленом домике живут предметы, про которые можно сказать «они». (Показывает на следующий домик.) Какого цвета домик?

Дети. Желтый.

Логопед. Правильно. А в желтом домике живут предметы, про которые можно сказать «оно».

Вы игрушкам помогите,

В нужный домик поселите.

Например, так: это пирамидка, пирамидка будет жить в красном домике, потому что пирамидка — «она».

Дети расселяют свои игрушки в домики, давая при этом полные ответы.

Логопед. Игрушки заняли свои домики, а наше путешествие по планете Детство продолжается. Ребята, вы цирк любите?

Под веселую музыку дети отправляются в цирк, затем рассаживаются на коврик.

 Все жители планеты Детство очень любят ходить в цирк. Но у нас сегодня такая беда - артисты цирка заболели ветрянкой, но все равно  представление состоится. Итак, перед вами с концертной программой выступает очень необычный зверь. (Выставляет на мольберт картинку, составленную из трех частей: голова — зайца, туловище — волка, хвост — лисы.)

         Чудо-зверь.

Это что за чудо-зверь

В цирке на арене?

Из кого составлен он —

Разберись быстрее.

Зовут этого чудо-зверя

Зайцеволколис.

Чья голова у этого зверя?

Дети. Заячья.

Логопед.Чьи уши?

Дети. Заячьи.

Логопед. Чье; туловище?

Дети. Волчье.

Логопед. Чей хвост?

Дети. Лисий.

Логопед. Чьи передние лапы?

Дети. Волчьи.

Логопед. Чьи задние лапы?

Дети. Лисьи.

Логопед.. Дети, скажите, а такого чудо-зверя мы можем встретить на нашей планете Земля?

Дети. Нет, чудо-зверь живет только на волшебной планете Детство.

Логопед. Ребята, артисты цирка очень хотят с вами познакомиться, они прислали для вас конверты с заданиями.   

(дети садятся за столы)   

На столах перед ними лежат «письма».

На конвертах приклеены картинки с изображением зверюшек.

        Что нам почта принесла? (конверты)

Логопед. Давайте заглянем в конверт и посмотрим, что же там внутри.

Дети достают из конвертов  две картинки.

Расскажите, пожалуйста, какие предметы у вас изображены на карточках и сколько их. А рассказывать вы будете вот так. «У меня один синий чайник и одна красная клубника».

Дети. У меня одно желтое солнышко и одна серая кошка. Один зеленый огурец и одна оранжевая морковь. Одно розовое платье и один синий бант и т.п.

Логопед. Молодцы, теперь мы знаем, что вам прислали в конвертах жители планеты Детство. А сейчас мальчики уберут свои картинки в конверт, а девочки положат свои картинки на конверт.

Дети выполняют инструкцию.

Физкультминутка.

 «Заводные игрушки»

(проводит воспитатель)

 Встреча со сказкой.

(звучит веселая детская музыка)

Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки? Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы постарайтесь отгадать из какой.

- «Не садись на пенек, не ешь пирожок…» («Маша и медведь»)

- «Как выскочу, как выпрыгну…». («Заюшкина избушка»)                                        

- «По щучьему веленью, по моему хотенью, иди печка сама домой». ( «По щучьему веленью».)

- «Козлятушки-ребятушки, отворитеся, ваша мать пришла, молока принесла…». («Волк и семеро козлят».)

- «Яблонька, яблонька, спрячь меня». («Гуси-лебеди».)

Дети угадывают сказку, а на мольберте  появляется картинка с ее изображением.

Ребята, давайте вспомним как говорил волк, как кричала Маша из корзинки в сказках. Я предлагаю вам попробовать самим превратиться в этих героев.  

(озвучивание героев детьми)

Воспитатель. Мы с вами встретились со сказкой. А вы хотите оставить фотографию на память? Мы с вами заранее нарисовали свои портреты, а теперь мы составим коллаж.

Пальчиковая гимнастика

( с применением массажных шариков су - джок)

Логопед:

Я мячом круги катаю,      

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я  сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну…

Портреты детей на память

Воспитатель. На память о нашем путешествии на планете «Детство» я предлагаю вам сделать общую фотографию.

Дети приклеивают готовые портреты на общее панно.

Воспитатель. А теперь мы возвращаемся в детский сад. Закройте глаза, 1, 2, 3 возвращаемся.

         Подведение итогов

                                                      ЦЕЛИ НОД:

• Совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

      Совершенствовать навыки образования притяжательных местоимений.

               •   Закреплять навык различать род имен существительных.

         • Закреплять умение пользоваться в речи распространенным предложением.

• Закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.

   Закреплять использование простых предлогов: в, на.

• Формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышление, память.

                • Развивать мелкую моторику и координацию движений.

            Укреплять мышцы живота, способствовать активному вдоху и выдоху.

• Развивать творческие способности детей.

Материалы и оборудование:  оранжевый мяч, разноцветные домики (красный, синий, желтый, зеленый); игрушки на каждого ребенка (кукла, кубики, ведро, самолетик, машина и т.п.); картинки с изображением цирковой арены, плоскостные цирковые животные; картинка с изображениями чудо-зверя,  конверты, карточки с заданием на каждого ребенка, предметные картинки,  сюжетные картинки с изображением  сказок, аудиозапись «Цирк», массажные шарики су-джок.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190

http://stat8.blog.ru/lr/0a108c1a11603d4299325057a93f7ebd

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190

        http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190        
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190    http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2ca486cd3e40db17ca2279c278995e66-126-144&n=33&h=190http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/105/60/105060419_1clown215med.jpg

http://s020.radikal.ru/i709/1304/ae/2916280b3a21.jpg

http://s49.radikal.ru/i123/1108/03/6009ef16fa80.jpg

http://s49.radikal.ru/i123/1108/03/6009ef16fa80.jpg

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2013-07/1374655595_kartinki_dlya_sadika.jpg

http://www.animaatjes.de/source/includes/functions/download_image.php?file=cliparts/unterhaltung/clowns/clipart_clown_animaatjes-184.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Календарный план проведения непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ТНР на 2016- 2017 учебный год

В календарном плане непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР указаны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...