Календарный план проведения непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ТНР на 2016- 2017 учебный год
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Балацкая Жанна Александровна

В календарном плане непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР указаны  даты проведения НОД, количество занятий, лексические темы, методическая литература, использованная при планировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnyy_plan_po_leksiko-_grammatike.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный план

проведения непосредственной образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи 

в старшей группе для детей с ТНР

на 2016- 2017 учебный год

I период обучения (сентябрь – декабрь)

 12 недель (2 занятия в неделю, всего 24 занятия)

Дата проведения

Лексическая тема недели

№ и тема занятия

Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи

Методическое обеспечение

НОД

Сентябрь

26.09.16-30.09.16

«Наш любимый город Ставрополь»

1.Согласование прилагательных с существительными

Цель: учить согласованию прилагательных с существительными.

Задачи:

-формировать знания и представления детей о городе Ставрополе;

-введение в активную речь слов одноэтажный, многоэтажный;

- познакомить с гербом и флагом Ставрополя;

-учить составлять простое распространенное предложение.

Оборудование: картинки и слайды с изображением города Ставрополя, картинки с одноэтажным и многоэтажным домами, герб и флаг Ставрополя, мяч, схема для составления предложений.

Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…»

Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004

(стр.9-12)

2.Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

Цель: учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям.

Задачи:

-учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;

-систематизировать знания детей о детском саде;

-активизировать словарь по теме;

-воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями.

Оборудование: сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия.

О.С. Гомзяк

 «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр. 9-12)

Октябрь

03.10.16 –07.10.16

«Фрукты»

3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Цель: учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже. Задачи:

 -закреплять умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ;

-активизация и расширение словаря по теме;

Оборудование: картинки с изображением фруктов и деревьев, натуральные фрукты и муляжи.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения

(стр. 93-97)

4. Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему

Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему.

Задачи: 

-закреплять умение подбирать существительные к прилагательным;

-закреплять употребление существительных в винительном падеже;

-развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

-закреплять употребление притяжательных местоимений.

 Оборудование: картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр. 25-28)

10.10.16 - 14.10.16

«Овощи. Огород»

5. Предлоги В и НА. Практическое усвоение сложносочиненного предложения с союзом А

Цель: учить детей различать предлоги В и НА. Практическое усвоение сложносочиненного предложения с союзом А.

Задачи:

-развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»;

-упражнять в отгадывании предметов по их описанию;

-упражнять в понимании значения предлогов В и НА в предложении;

-развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно- следственных связей;

-воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.

Оборудование: картинки с изображением овощей и огорода, натуральные овощи и муляжи, сюжетные картинки.

Л.Н. Ефименкова «Формирование речи дошкольников», 1981

(стр.57-59)

6. Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему

Цель: учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания.

Задачи:

-развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать словарь по теме «Овощи»;

-учить соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

-развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

Оборудование: картинки с изображением овощей, схема описания овощей, геометрические фигуры по количеству детей.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр. 20-24)

Л.Н. Ефименкова «Формирование речи дошкольников», 1981

(стр.65-67)

17.10.16 - 21.10.16

«Ягоды. Грибы»

7. Относительные прилагательные. Согласование числительных ДВА, ПЯТЬ с существительными.

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные.

Задачи: 

-учить детей согласовывать числительные ДВА, ПЯТЬ с существительными

- закрепить умение образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных;

-формировать знания и представления детей о ягодах, уточнить, что они бывают лесные и садовые.

Оборудование: картинки с изображением ягод, дидактическое пособие «Ягодный компот», сюжетные картинки.

Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…»

Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004

(стр.80-82) О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр. 102-106)

8. Пересказ рассказа Я. Тайца

«Про ягоды» с использованием предметных картинок

Цель: учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки.

Задачи:

- учить логическому построению высказывания;

-развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать словарь по теме;

-развивать внимание, мышление, связную речь.

Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр. 33-35)

24.10.16 - 28.10.16

«Осень»

9. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Отработка падежных окончаний.

Цель: учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже. Задачи:

 -развивать у детей умение составлять небольшие по обьему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

-уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

-упражнять в образовании мн. числа имен существительных. 

Оборудование: сюжетная картина с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны), предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения

(стр. 83-85)

10. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски

Цель: учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки.

Задачи: 

-систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

-активизировать словарь по теме «Осень»;

-закрепить умение образовывать имена существительные во множественном числе;

-воспитывать у детей литературно- художественный вкус.

 Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова  «Осень на пороге»(адаптированный), картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр. 16-19)

Ноябрь

31.10.16 -04.11.16

Творческие каникулы

07.11.16 -11.11.16

«Деревья и кустарники»

11. Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У

Цель: учить детей образовывать родительный падеж единственного числа существительных. 

Задачи: 

- закреплять умение составлять предложения с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием НЕТ;

-закреплять понимание и употребление предлога У;

-расширение словаря по теме «Хвойные и лиственные деревья».

Оборудование: предметные картинки: деревья, ветки с плодами и листьями или хвоей.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». I период

(стр.23-25)

О.С. Гомзяк

 «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения

(стр. 102-104)

12. Практическое употребление предлогов ПОД, ЗА, НА, НАД

 Цель: учить понимать и правильно использовать предлоги ПОД, ЗА, НА, НАД во фразе.

Задачи:

-формировать обобщающее понятие «лес», уточнение пользы леса людям;

-учить сравнивать деревья и образовывать сравнительную форму прилагательных. Оборудование: предметные картинки: деревья, ветки с плодами и листьями или хвоей.

Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…»

Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004

(стр. 68-70)

14.11.16 -18.11.16

«Человек»

13. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цель: учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы.

Задачи:

-закреплять умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов;

-развивать словарь антонимов;

-закреплять знания о назначении частей тела;

-учить согласовывать слова «один», «два», «пять», «много» с существительными.

Оборудование: сюжетные картинки, кукла, мяч, магнитная доска.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения

(стр.137-140)

14. Пересказ рассказа «Два брата» с использованием фланелеграфа

Цель: учить детей пересказывать рассказ, используя фланелеграф.

Задачи: 

- учить логическому построению высказывания;

-развивать умение отвечать на вопросы полным предложением из 4-6 слов;

-учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками;

-активизировать словарь по теме;

-развивать внимание, мышление, связную речь.

Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа.

Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи» Логопедическая тетрадь, 1998

(стр.14-16)

21.11.16 -25.11.16

«Семья. День Матери»

15. Имена существительные множественного числа

Цель: учить детей строить конструкции с существительными множественного числа.

Задачи: 

-совершенствовать употребление в речи косвенных падежей имен существительных;

-добиваться осмысление детьми родственных отношений между членами семьи;

-формирование обобщающего понятия «семья», понятия «старше»- «младше». Оборудование: сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия.

Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…»

Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004

(стр.11-15)

16. Пересказ короткого рассказа «Семья» с использованием фланелеграфа

Цель: учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из четырех- шести слов; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.

Задачи:

 -развитие слухового внимания;

-расширение и активизация словаря по теме «Семья».

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, фланелеграф.

Т.А. Ткаченко

«Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет», 2001

(стр.83-85)

28.11.16 –02.12.16

«Игрушки»

17. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными

Цель: учить детей правильно согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными. 

Задачи:

- развивать умение строить небольшие предложения;

-активизация и расширение словаря по теме «Игрушки»;

-закреплять употребление предлога С;

-воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей. Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, игрушки, картинки с мальчиком и девочкой.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения

(стр.78-80)

18.  Составление описательного рассказа об игрушках с опорой на схему

Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему.

Задачи:

-закреплять умение образовывать относительные прилагательные;

-расширение знаний о материалах, из которых сделаны игрушки;

-развивать внимание, мышление, связную речь.

 Оборудование: картинки с изображением игрушек, игрушки, схема описания.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», 2012

(стр. 25-27)

Декабрь

05.12.16 -09.12.16

«Посуда»

19.Антонимы

Цель: учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Задачи:

 -упражнять детей  в образовании имен прилагательных от имен существительных и дать понятие о материалах, из которых изготовляют предметы посуды;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

-учить классифицировать предметы посуды;

-закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах. Оборудование: предметные картинки с изображением различной посуды из различных материалов, стакан и ложка.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения

(стр.112-114)

20. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Цель: учить детей подробно пересказывать художественный текст.

Задачи:

- учить логическому построению высказывания;

-формировать навык построения связных монологических высказываний;

-закреплять знания детей о предназначении посуды;

-активизировать словарь по теме;

-развивать внимание, мышление, связную речь. 

Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр. 112-114)

12.12.16 -16.12.16

«Одежда»

21.Образование прилагательных от существительных. Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными

Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Задачи:

 -упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением;

-активизировать и расширять словарь по теме;

-развивать связную речь;

-воспитывать в игровой ситуации навыки поведения в общественных местах. Оборудование: предметные картинки с изображением предметов одежды, портнихи, шляпа для «директора» ателье.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения

(стр.67-70)

22.Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему

Цель: учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему.

Задачи:

 -закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

-расширение знаний о материалах, из которых сшита одежда;

-развивать внимание, мышление, обращая внимание на детали в описании;

-развивать умение узнавать предмет по описанию.

 Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, схема описания одежды, кукла, части платья.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.39-42)

19.12.16 -23.12.16

«Обувь»

23.Согласование глаголов с именами существительными в форме ед. и мн. числа

Цель: учить детей согласовывать глаголы с именами существительными в форме ед. и мн. числа.

 Задачи:

 -активизация словаря детей по теме, развитие связной речи;

-упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению;

-развивать мыслительную деятельность и внимание. 

Оборудование: картинки с изображением предметов обуви, шкаф с тремя полками, картинки для проведения игры «Скажи наоборот».

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. I период обучения

(стр.119-121)

24. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок

Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Задачи: 

-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

-активизация словаря детей по теме.

Оборудование: серия сюжетных картинок, картинки с изображением предметов обуви, одежды, головных уборов.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.43-46)

26.12.16 –30.12.16

Новогодние каникулы

II период обучения (январь-май)

19 недель (2 занятия в неделю, всего 38 занятий)

Дата проведения

Лексическая тема недели

№ и тема занятия

Цель, задачи, оборудование  НОД

Методическое обеспечение

НОД

Январь

02.01.17 - 06.01.17

Новогодние каникулы

09.01.17 - 13.01.17

«Зимние забавы»

1. Родственные слова. Глаголы прошедшего времени

Цель: учить детей подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени.

Задачи: 

- расширять и активизировать словарь по теме;

-упражнять умение подбирать имена существительные к глаголам;

- развивать внимание, память, логическое мышление. 

Оборудование: сюжетная картинка с изображением зимы, небольшая искусственная елочка, предметные картинки.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения

(стр.72-75)

2. Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом

Цель: формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине. Задачи:

 -развивать у детей навык планирования связного высказывания;

-упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;

-активизировать и развивать словарь и лексико- грамматический строй речи. Оборудование: сюжетная картинка «На горке», предметные картинки.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.51-54)

16.01.17 –20.01.17

«Зима. Дикие животные зимой»

3. Притяжательные прилагательные

Цель: учить детей образованию притяжательных прилагательных.

 Задачи:

 -закреплять навык использования в речи простых предлогов: НА, С, ПОД, НАД, ЗА, В;

-упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;

-развивать навыки словообразования. Оборудование: сюжетные картинки к игре «Кто спрятался?», картинки с изображением диких животных и их пищи в зимнее время.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения

(стр.99-103)

4. Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк»)

Цель: учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов.

Задачи:

 -упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме;

-учить составлять загадки о животных;

-развивать внимание, память, логическое мышление.

 Оборудование: предметные картинки с изображением зайца, белки, волка.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.72-75)

23.01.17 –27.01.17

«Зимующие птицы»

5.Образование глаголов

Цель: учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц.

Задачи: 

-закреплять умение образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно- ласкательным значением;

-закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах;

-упражнять в узнавании птиц по их описанию;

- развивать внимание, память, логическое мышление. 

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения

(стр.93-96)

6.Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин

Цель: учить детей пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картин.

Задачи:

 -формировать представления и знания детей о зимующих птицах;

-развивать слуховое внимание, закреплять названия дней недели;

-учить образовывать и использовать в речи порядковые числительные;

-упражнять в составлении предложений с противительным союзом А.

Оборудование: серия сюжетных картин, предметные картинки с изображением птиц.

Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…»

Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004

(стр. 58-60)

Февраль

30.01.17 -03.02.17

«Транспорт. Профессии на транспорте»

7.Приставочные глаголы

Цель: учить детей образовывать приставочные глаголы.

Задачи:

 -закреплять употребление существительных в различных падежах;

-закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом;

-развивать логическое мышление и связную речь. 

Оборудование: предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей различных видов транспорта, письмо.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения

(стр.110-114)

8.Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок

Цель: учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем. 

Задачи: 

-формировать представления и знания детей о различных видах транспорта;

-активизировать и расширять словарный запас детей по теме;

-закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже;

-развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.

 Оборудование: текст рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.80-83)

06.02.17 -10.02.17

«Профессии»

9.Творительный падеж имен существительных

Цель: учить детей употреблять имена существительные в творительном падеже.

Задачи:

 - учить детей называть профессии по месту работы или роду деятельности;

-упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;

-развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложение.

Оборудование: предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения

(стр.92-97)

10.Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Задачи:

-формирование у детей умения передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;

-развивать у детей умение строить высказывания описательного типа;

-активизировать и расширять словарь по теме. 

Оборудование: картинный материал с изображением людей различных профессий; схема для описания профессий; картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.99-103)

13.02.17 -17.02.17

«Головные уборы. Профессия швеи»

11.Согласование числительных 1,2,5 и местоимений МОЙ, МОЯ с существительными.

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными 1,2,5 и местоимениями МОЙ, МОЯ.

 Задачи: 

- уточнять и расширять словарь по теме, формировать фразовую речь;

-формировать обобщающее понятие «головные уборы»;

-формировать представление о назначении головных уборов;

-закреплять умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа;

-развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, картинно-графические схемы предложений, 2 мольберта, магнитная доска.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», 2012

(стр. 153-155)

12. Относительные прилагательные

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные.

Задачи:

 - закреплять умение согласовывать относительные прилагательные с существительными в винительном падеже;

-закрепить обобщающее понятие «головные уборы»;

-учить составлять простое распространенное предложение относительными прилагательными;

-развивать внимание, память, мышление. Оборудование: предметные картинки, образцы материалов, картинно- графические схемы, магнитная доска.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», 2012

(стр. 155-157)

20.02.17 –24.02.17

«День защитника Отечества»

13.Дательный падеж имен существительных

Цель: учить детей употреблять существительные ед. и мн. числа  в дательном падеже.

Задачи:

 -учить образовывать прилагательные от существительных;

-упражнять детей в назывании военных профессий;

-развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

-упражнять в подборе признаков и действий к предметам.

Оборудование: картинки, с изображением людей военных профессий и военной техники.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения

(стр.121-124)

14. Составление рассказа «Граница Родины- на замке» по серии сюжетных картин

Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по заданному плану.

Задачи:

 -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

-упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;

-расширение знаний детей о военных профессиях;

-развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия.

Оборудование: серия сюжетных картин.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.123-127)

Март

27.02.17 -03.03.17

«Продукты питания. Профессия повара»

15.Относительные прилагательные

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные.

Задачи: 

- учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать;

- закреплять умение согласовывать относительные прилагательные с существительными в винительном падеже;

-закрепить обобщающее понятие «продукты питания»;

-развивать внимание, воображение, мышление у детей.

Оборудование: предметные картинки, образцы продуктов, картинно- графические схемы, магнитная доска.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения

(стр.98-101)

16. Пересказ – инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин

Цель: учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации.

Задачи:

 - обучать логическому построению высказывания;

-закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

-активизировать и развивать словарь по теме;

-учить согласовывать слова в предложении. Оборудование: серия сюжетных картинок по тексту сказки, текст сказки «Колосок», маски мышек и петушка.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.104-107)

06.03.17 -10.03.17

Творческие каникулы

13.03.17 -17.03.17

«Мой дом»

17.Сложные слова. Предлоги

Цель: учить детей образовывать и употреблять сложные слова.

Задачи: 

- упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат;

-закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги;

-расширять и активизировать словарь по теме.

 Оборудование: сюжетные картины с изображением дома в разрезе, почтовый ящик, макет дома, кукла.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения

(стр.119-122)

18.Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала рассказа

Цель: учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий.

Задачи: 

-учить выделять событийную основу и существенные детали изображения;

-активизировать и расширять словарь по теме;

-закрепить навык употребления сложных слов;

-развивать навыки планирования развернутых высказываний. Оборудование: сюжетная картина «Один дома».

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.115-118)

20.03.17-24.03.17

«Мебель»

19.Родительный падеж имен существительных множественного числа

Цель: учить детей правильно употреблять имена существительные во множественном числе в родительном падеже.

 Задачи: 

- учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы;

-упражнять детей в назывании частей мебели;

-расширять и активизировать словарь по теме.

 Оборудование: сюжетная картинка с изображением комнат в доме, различной мебели (кухонной, для спальни, для прихожей, для гостиной, для детской), предметные картинки с изображением мебели.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. II период обучения

(стр.78-81)

20.Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации

Цель: учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.

Задачи:

 -закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным значением;

-упражнять детей в логическом изложении высказывания.

Оборудование: маски с изображением героев сказки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.55-58)

27.03.17 -31.03.17

«Домашние животные и их детёныши»

21. Притяжательные прилагательные

Цель: учить детей образовывать сложные слова, притяжательные прилагательные.

Задачи: 

-расширять словарь антонимов;

-активизировать словарь детей по теме;

 -закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

-развивать словообразование и словоизменение;

-воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование: маски домашних животных, картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения

(стр.126-131)

22.Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

Цель: учить детей пересказывать художественный текст.

Задачи: 

-формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

-расширять знания детей о домашних животных;

-закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Оборудование: текст рассказа Л. Толстого «Котенок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.119-122)

Апрель

03.04.17 -07.04.17

«Домашние птицы»

23. Образование глаголов от звукокомплексов

Цель: учить детей образовывать глаголы от звукокомплексов.

Задачи: 

-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме;

-формировать обобщающее понятие «Домашние птицы», «Птенцы»;

-познакомить с профессией птичницы;

-учить согласовывать числительные 1-5 с существительными;

Оборудование: сюжетная картинка «Птичий двор», предметные картинки с изображением домашних птиц и их птенцов.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», 2012

(стр. 195-196)

24.Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок

Цель: учить детей пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок.

Задачи: 

-формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

-развивать воображение- придумывать конец рассказа;

- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: серия сюжетных картинок «Как утки курам помогали».

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», 2012

(стр. 195-197)

10.04.17 -14.04.17

«Весна»

25. Относительные прилагательные

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

 Задачи:

- учить детей называть признаки времен года;

-развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

-развивать мышление и связную речь;

- закрепить навык использования в речи предлога БЕЗ;

- упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек; сюжетные картинки по теме «Весна» и «Что перепутал художник?».

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения

(стр.81-84)

26. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картинок

Цель: учить детей навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Задачи:

 -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

-закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений;

-активизировать и расширять словарь по теме «Весна»;

-упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам. Оборудование: магнитная доска, серия сюжетных картинок «Заяц и морковка».

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.91-94)

17.04.17 -21.04.17

«Перелётные птицы»

27.Предлоги В, НА, С, ПОД, ИЗ

Цель: учить детей правильно понимать и употреблять предлоги.

 Задачи: 

- закреплять умение составлять предложения с предлогами;

-развитие диалогической речи;

-активизация и расширение словаря по теме;

-закрепление обобщающего слова «перелетные птицы»;

-закрепление приставочных глаголов. Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, схемы предлогов, сюжетная картинка «Скворцы прилетели».

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». II период

(стр.12-14)

28.Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок с дополнительной опорой на предметные картинки

Цель: учить детей составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок с дополнительной опорой на предметные картинки.

Задачи:

 -обучение запоминанию и рассказыванию составленного рассказа;

-закрепление представлений о ранней весне;

- обогащение лексики родственными словами путем образования родственных слов с помощью вопросов.

 Оборудование: серия сюжетных картинок «Скворечник», предметные картинки.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». III период

(стр.10-12)

24.04.17 - 29.04.17

«Рыбы»

29.Имена существительные с предлогами

Цель: учить детей употреблять имена существительные с предлогами, обогащать речь словами- антонимами.

 Задачи: 

- пополнять знания и представления детей о рыбах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания;

-добиваться последовательного, логичного рассказывания по серии сюжетных картинок;

-развитие координации речи с движением. Оборудование: магнитная доска, игра «Поймай рыбку», предметные картинки с изображением рыб, серия сюжетных картинок.

Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР», 2007

(стр. 519-527)

Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…»

Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004

(стр. 89-91)

30. Составление рассказа- описания по предложенному наглядному плану

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по предложенному наглядному плану.

Задачи: 

- расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы»;

-развивать монологическую речь;

-упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным;

-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

 Оборудование: наглядный план для составления описательного рассказа, предметные картинки.

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом 4.

(стр.15)

Май

01.05.17- 05.05.17

«День Победы»

31. Творительный падеж имен существительных (2)

Цель: учить детей употреблять имена существительные в творительном падеже.

Задачи:

 - учить детей называть военные профессии;

-закрепить умение  согласовывать числительные с существительными -развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложение.

Оборудование: предметные или сюжетные картинки с изображением людей военных профессий, военной техники и оружия.

Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…»

Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004

(стр. 24-27)

32. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Цель: учить детей связно и последовательно пересказывать текст.

Задачи: 

-расширять знания детей о мужестве людей во время войны;

-учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных;

-развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.

Оборудование: текст рассказа Л. Кассиля «Сестра»

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.88-90)

08.05.17 -12.05.17

«Зоопарк»

33. Дательный падеж имен существительных

Цель: учить детей образовывать и использовать в речи форму дательного падежа имен существительных.

Задачи: 

-формировать знания и представления детей о диких животных;

-учить отгадывать загадки описательного характера;

-закреплять умение образовывать и использовать в речи конструкцию «подлежащее +сказуемое+ обстоятельство места с предлогом»;

-упражнять в образовании формы существительных множественного числа. Оборудование: магнитная доска,  предметные картинки с изображением диких животных.

Т.В. Пятница «Лексика +Грамматика=…»

Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Часть 3, 2004

(стр. 27-32)

34. Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке «Случай в зоопарке»

Цель: учить детей пересказывать рассказ с опорой на сюжетную картинку.

 Задачи: 

-учить выделять событийную основу и существенные детали изображения;

-активизировать и расширять словарь по теме;

-развивать навыки планирования развернутых высказываний. Оборудование: сюжетная картина «Случай в зоопарке».

Т.А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»

15.05.17 –19.05.17

«Цветы»

35.Распространение предложения путем введения однородных определений

Цель: учить детей распространять предложения путем введения однородных определений.

 Задачи: 

-закреплять умение подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений;

-учить включать слова- признаки в определенное место предложения перед определяемым словом;

-активизировать и расширять словарь по теме;

-уточнять понятие «слово», «предложение».

Оборудование: магнитная доска,  предметные картинки, мяч, 5 прямоугольников, сюжетные картинки.

Т.А. Ткаченко

«Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет», 2001

(стр.72-74)

36.Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики»

Цель: учить детей заучивать стихотворное произведение.

Задачи: 

-закрепление представлений о весне;

-обогащение лексики признаками и действиями предметов;

-развитие диалогической речи;

- закрепление названий полевых цветов. Оборудование: пейзажная картинка «Степь в цвету», предметные картинки с изображением цветов, текст стихотворения.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». III период

(стр.22-23)

22.05.17 –26.05.17

«Лето. Насекомые»

37.Глаголы множественного числа

Цель: учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число. 

Задачи:

- упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;

-развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

-закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

Оборудование: плакат с изображением лесной полянки, предметные картинки с изображением насекомых, картинка с изображением цветка.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. III период обучения

(стр.143-146)

38.Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

Цель: учить детей рассматривать предметы окружающей действительности, формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

 Задачи:

- упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;

-закреплять знания о частях тела насекомых;

- активизировать и расширять словарь детей по теме.

Оборудование: схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. 2014

(стр.132-134)

Итого

31 лексическая тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на 2016 - 2017 учебный год

Перспективный план демонстрирует последовательность изучения звуков и букв на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР II-III уровень). Содержит цели и ...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи

Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....