Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
план-конспект занятия по логопедии

Поварова Ирина Анатольевна

Задачи:

Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».

Закрепить навык словообразования и словоизменения.

Формировать умения различать по назначению, материалам и сезонам различные виды одежды.

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, умение обозначать гласный звук зрительными сигналом, выделять звук У из ряда гласных.

Повторить артикуляционный уклад звука «У». Формировать навыки звукового анализа.

Развивать зрительное внимание, память, чувство ритма, логическое мышление,

Воспитывать правильное отношение к  вещам,  бережное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda.docx393.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и  связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи:

Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».

Закрепить навык словообразования и словоизменения.

Формировать умения различать по назначению, материалам и сезонам различные виды одежды.

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, умение обозначать гласный звук зрительными сигналом, выделять звук У из ряда гласных.

Повторить артикуляционный уклад звука «У». Формировать навыки звукового анализа.

Развивать зрительное внимание, память, чувство ритма, логическое мышление,

Воспитывать правильное отношение к  вещам,  бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: наборное полотно, сундучок, предметные картинки по лексической теме "Одежда", сюжетные картинки Зима, Весна, Лето, Осень, индивидуальные зеркала, сигнальные карточки гласных звуков,  мяч.

Ход занятия.

I Организационный момент. - Сядет тот, кто придумает слово на гласный звук «У»

- Поставьте зеркала, произнесите звук «У» , посмотрите на губы, язык не мешает, преграды нет. положите руку на горлышко, голосок поёт. Звук У можно петь и тянуть. Это гласный звук. Какие ещё гласные звуки вы знаете? Давайте споем их и покажем! Фонетическая ритмика.

II Работа по теме.

Логопед достает чемоданчик: - Ребята, давайте поиграем в игру «Добавь слово», если вы угадаете слово правильно, то из чемодана появится картинка.

Игра «Добавь слово»:

Воротник и рукава,

Гладит мама не спеша.

Вижу и кармашки

На папиной…(рубашке)

Ночью детям надо спать,

И ложиться на кровать.

Можно и без мамы

Надевать …(пижаму)

Мама, бабушка, смотрите:

Подарил мне папа (свитер)

Рюшки по низу висят.

Есть бретельки на плечах.

Впереди большой карман,

Я надела…(сарафан)  

И в дождь и в снег,  в любой сезон

Согреет нас комбинезон.

Танечки и Любочки

Часто носят (юбочки.)

Мальчикам носить не кстати

Блузки, юбки, даже... платье.

Достану с полки, возьму в охапку

Натяну на ушки шерстяную (шапку)

Греет шею не жираф,

А  пушистый длинный (шарф).

Мальчик к празднику  одет

Есть и брюки и (жилет)!

Застегнись и бровь не хмурь-ка

С капюшоном эта (куртка)

Чтоб не портилась походка

Надевай всегда (колготки)

Последняя, самая трудная загадка:

У девочек и мальчиков

Зимою мерзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам одеть?! ( перчатки)

Логопед: Молодцы, всё правильно отгадали!

II. Работа по теме.

 Логопед выставляет картинки: - Внимательно посмотрите на картинки, запомните, закройте глаза.

1. Игра «Что изменилось»:

Логопед добавляет несколько картинок одежды.

Дети: - Появилась шуба, платок, джинсы, брюки, варежки.

Логопед: - Как всё назвать одним словом.

Логопед: - Молодцы! Много разной одежды бывает. К нам пришла кукла Маша. Вот какая она маленькая. У неё не ноги, а ножки, не руки, а ручки. И ей нужна кукольная одежда. Давайте поиграем в игру "Назови ласково". Вставайте в круг.

2. Игра с мячом. «Назови ласково одежду для Кати»

Дети встают в круг. Логопед бросает, а дети ловят мяч и образуют существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Юбка - юбочка   Штаны - штанишки

Рубашка - рубашечка   Блузка - блузочка

Шарф - шарфик       Майка - маечка

Кофта - кофточка    Носки - носочки

Брюки - брючки      Платок -платочек

Пальто -пальтишко Футболка - футболочка

Садитесь. Спинки ровные у нас, сядем правильно сейчас. Ушки - все внимание, слушайте задание! Посмотрите, на картинке шкаф для одежды. Поиграем в игру «Для чего. Для кого» .Поднимайте руку, говорите четко.

3. Игра «Для чего? Для кого?»:

Для детей – детская                

Для женщин – женская             Из кожи – кожаная

Для мужчин – мужская             Из ситца - ситцтевая

Для спорта – спортивная

Для дома – домашняя

Для праздника - праздничная, нарядная

Для работы - рабочая

Для улицы - уличная

Логопед: Ребята, а как надо ухаживать за одеждой?

Складывать аккуратно, стирать, гладить, класть на место.

III. Динамическая пауза. Логопед:  ребята, давайте немного отдохнем. Пожалуйста, выходите.

Речедвигательные упражнения «Мы выходим погулять».

Мы выходим погулять - надо куртку надевать

Расстегнём - застегнём,

Кнопку правильно нажмём,

Наденем на ножки новые сапожки.

Натянем очень ловко шапку на головку

Мы выходим погулять - надо ручкой помахать!

Логопед: очень хорошо! Посмотрим, как вы умеете подбирать одежду по сезонам.

IV Закрепление. Составление предложения с прямым дополнением.

Игра «Подбери одежду по сезону»

Логопед выставляет сюжетные картинки Зима, Весна, Лето, Осень

                   

Логопед: - Выходите, выбирайте одежду по сезону, ставьте картинку и рассказывайте, какую одежду вы носите летом, осенью, зимой ,  осенью.

Логопед дает образец рассказа.

Игра « Я надеваю»:

Зимой  я надеваю тёплую шубу.

Осенью я надеваю куртку с капюшоном.

Летом я надеваю легкий сарафан, шорты.

Весной я надену плащ, пальто.

Логопед: - А можно весной надеть осеннюю курточку?

Дети: можно!

Логопед: - Такая одежда называется демисезонная. которую можно носить и весной и осенью. Повторите трудное слово.

Дети: де-ми-се-зон-на-я.

Логопед: - Это трудное слово, давайте повторим его еще раз.

Дети медленно повторяют слово.

- Ребята, а почему зимой надо тепло одеваться?

Дети: - Чтобы не простудиться, не заболеть.

 Логопед: - Правильно! Надо беречь здоровье. Молодцы ребята! Хорошо всё знаете.

V. Подведение итогов и оценка работы всех детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...