Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Токунова Ирина Андреевна

     

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

     

    Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».

    Коррекционно – образовательные задачи:

    - закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;

    -закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;

    - уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);

    - закреплять умение образовывать притяжательные прилагатель­ные от существительных;

    - закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;

     - развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове);

    - совершенствование навыка слогового анализа слов;

    - обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.

    Коррекционно – развивающие задачи:

    развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

    Коррекционно – воспитательные задачи: 

    -формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

    -воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование: макеты деревьев, пенёк, ноутбук, проектор, экран, указка, колокольчик, предметные картинки диких животных, контейнер с квадратиками жёлтого, голубого и зелёного цвета, костюм сороки, конверт, мнемотаблица для составления рассказа, магнитная доска, комплекты магнитов, дидактическая игра «Кто где живёт?», карточки с изображением зайца и волка.

     

     

    Ход занятия

     

    І. Организационный момент.

    Игра «Колокольчик»

    Цель: настроить детей на доброжелательный лад.

    -Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!

    А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

    – Здравствуй, Аллочка! Динь-дон!

    – Здравствуй, Линарчик! Динь-дон!

    И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

    ІІ. Основная часть.

     Д/у «Отгадай загадку».

    Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.

     

    Белым пледом лес укрыт,

    И медведь в берлоге спит.

    Снег, как белая кайма.

    Кто хозяйничал?  (зима)

     

    Беседа о зиме.

    Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)

     По календарю у нас подходит к концу 2-й месяц зимы. Как он называется?

     

    Путешествие в зимний лес.

    Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес. 

     Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения: (под музыку)

    - Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.)   (презентация слайд 1)

     С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!

     Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?

    Ответы детей.

     Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем?(дикие животные) Почему мы их называем дикими(сами о себе заботятся)

    - Молодцы

     

     Дидактическая игра «Чей хвост?»

    Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных;  упражнение детей в правильном употреблении предлогов.

     

     (презентация слайд 2).

    -Ой, ребята, посмотрите!

    Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).

    Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).

    А где волк? (Волк спрятался за деревом).

    Где находится белка? (Белка сидит на дереве).

    Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).

    - Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся.

     

     Беседа о диких животных

    -Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)

    Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)

     - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?:

     - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

    -Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.

    Игра «Закончи предложение» (показ слайдов)

    Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

    — Заяц летом серый, а зимой.    (слайд 3,4)

    — Медведь летом гуляет, а зимой.    (слайд 5,6)

    — Белка живет в дупле, а лиса .    (слайд 7,8)

    — Заяц добрый, а волк.     (слайд 9,10)

    — У белки хвост длинный, а у зайца.    (слайд 11,12)

    — Лиса пушистая, а ежик.   (слайд 13,14)

    Упражнение «Самый внимательный».

    Цель: развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия.

    -А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [ в]. (Волк)

    -Верно _______ты сегодня самый внимательный. А теперь определите место звука [ в] в слове волк.

    Игра «Разноцветные квадраты».

    Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов; развитие зрительного восприятия и внимания.

    Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями диких животных, ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.

    -Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.

    Дети. Лиса, заяц, белка, еж, волк, лось, медведь.

    -Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения: один слог – желтыми квадратами, два слога – зелеными, если в слове три слога – синими.

    Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.

    -Вы закрыли все изображения. А почему на доске нет синих квадратов?

    Дети. Не было слов, в которых три слога.

    -Верно. Отлично.

    Самомассаж.

    Ах, какой в лесу мороз!

    Ну-ка, все потрите нос!

    Трут кончик носа.

    Ни к чему нам бить баклуши,

    Грозят правым указательным

    пальцем.

    Ну-ка, взялись все за уши:

    Покрутили, повертели,

    Вот и уши отогрели!

    Указательным и большим

    пальцами держатся за мочки

    ушей и вращают их вперёд,

    затем назад.

    По коленкам постучали,

    Стучат ладонями по коленям.

    По плечам похлопали,

    Руки скрестить на уровне груди,

    хлопают ладонями по плечам.

    Ножками затопали!

    Топают нога

     

    Залетает сорока.

    - Посмотрите. К нам в гости пожаловала

       Непоседа пестрая,

      Птица длиннохвостая,

      Птица говорливая,

      Самая болтливая.

     

    Сорока: Всех за день навещу,

    Все, что знаю, растрещу.

                        Вот нашла в  лесу письмо

    Но не знаю для кого

    Помогите прочитать

    И про всех всем рассказать.

     

    - Ребята, давайте поможем сороке. Да это же схемы, которые помогут составить целый рассказ.

    Если правильно картинку назвать,

    То рассказ можно запомнить и прочитать.

     

     Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме. (слайд 15)

    Цель: актуализация словаря по теме: «Дикие животные»; развитие связной речи, творческого воображения.

     Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ о диком животном.

    Примерный рассказ о волке:

    1.Это волк.

    2.У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши.

    3.Тело волка покрыто серой густой шерстью.

    4. Волк устраивает свое жилище в логове.

    5. Волк – хищное животное. Он питается мясом.

    6. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.

    Сорока: Вы такие молодцы.

    Письмо прочитали

    Все рассказали

    По лесу я полечу

    Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!

    Дидактическая игра «Кто, где живет?».

    Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

     

    -Ой, ребята, посмотрите

    Звери грустные стоят,
               В дом попасть они хотят,
               Но не знают – как, куда?
               Помогите, детвора!

    Дети по одному выходят к доске и «заселяют» животное в свой дом.

     

    А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)

    Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)

    Где спряталась белка?  (Белка спряталась в дупле.)

    А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)

    -Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.

    А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)

    Вы сначала  улыбнитесь и немного покружитесь.

    А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!

    Оглянитесь все назад:

    Вы попали в детский сад!

     

    ІІІ. Итог занятия

    Рефлексия:

    -Скажите, где мы сегодня побывали?

     Кого мы там встретили?

    Как их назвать одним словом?

    Почему их так называют?

     Какие задания нам приготовили животные?

    Логопед просит пройти детей к столику, где лежат изображения весёлого зайца и злого волка.

    -Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

    Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».

    Коррекционно – образовательные задачи: 

    - закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;

    -закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;

    - уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);

    - закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных;

    - закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;

     - развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове);

    - совершенствование навыка слогового анализа слов;

    - обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.

    Коррекционно – развивающие задачи:

    развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

    Коррекционно – воспитательные задачи: 

    -формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

    -воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование: макеты деревьев, пенёк, ноутбук, проектор, экран, указка, колокольчик, предметные картинки диких животных, контейнер с квадратиками жёлтого, голубого и зелёного цвета, костюм сороки, конверт, мнемотаблица для составления рассказа, магнитная доска, комплекты магнитов, дидактическая игра «Кто где живёт?», карточки с изображением зайца и волка.

    Ход занятия

    І. Организационный момент.

    Игра «Колокольчик»

    Цель: настроить детей на доброжелательный лад.

    -Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!

    А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

    – Здравствуй, Аллочка! Динь-дон!

    – Здравствуй, Линарчик! Динь-дон!

    И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

    ІІ. Основная часть.

     Д/у «Отгадай загадку».

    Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.

    Белым пледом лес укрыт,

    И медведь в берлоге спит.

    Снег, как белая кайма.

    Кто хозяйничал?  (зима)

    Беседа о зиме.

    Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)

     По календарю у нас подходит к концу 2-й месяц зимы. Как он называется?

    Путешествие в зимний лес.

    Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес. 

     Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения: (под музыку)

    - Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.)   (презентация слайд 1)

     С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!

     Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?

    Ответы детей.

     Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем?(дикие животные) Почему мы их называем дикими(сами о себе заботятся)

    - Молодцы

     Дидактическая игра «Чей хвост?»

    Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных;  упражнение детей в правильном употреблении предлогов.

     (презентация слайд 2).

    -Ой, ребята, посмотрите!

    Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).

    Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).

    А где волк? (Волк спрятался за деревом).

    Где находится белка? (Белка сидит на дереве).

    Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).

    - Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся.

     Беседа о диких животных

    -Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)

    Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)

     - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?:

     - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

    -Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.

    Игра «Закончи предложение» (показ слайдов)

    Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

    — Заяц летом серый, а зимой.    (слайд 3,4)

    — Медведь летом гуляет, а зимой.    (слайд 5,6)

    — Белка живет в дупле, а лиса .    (слайд 7,8)

    — Заяц добрый, а волк.     (слайд 9,10)

    — У белки хвост длинный, а у зайца.    (слайд 11,12)

    — Лиса пушистая, а ежик.   (слайд 13,14)

    Упражнение «Самый внимательный».

    Цель: развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия.

    -А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [ в]. (Волк)

    -Верно _______ты сегодня самый внимательный. А теперь определите место звука [ в] в слове волк.

    Игра «Разноцветные квадраты».

    Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов; развитие зрительного восприятия и внимания.

    Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями диких животных, ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.

    -Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.

    Дети. Лиса, заяц, белка, еж, волк, лось, медведь.

    -Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения: один слог – желтыми квадратами, два слога – зелеными, если в слове три слога – синими.

    Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.

    -Вы закрыли все изображения. А почему на доске нет синих квадратов?

    Дети. Не было слов, в которых три слога.

    -Верно. Отлично.

    Самомассаж.

    Ах, какой в лесу мороз!

    Ну-ка, все потрите нос!

    Трут кончик носа.

    Ни к чему нам бить баклуши,

    Грозят правым указательным

    пальцем.

    Ну-ка, взялись все за уши:

    Покрутили, повертели,

    Вот и уши отогрели!

    Указательным и большим

    пальцами держатся за мочки

    ушей и вращают их вперёд,

    затем назад.

    По коленкам постучали,

    Стучат ладонями по коленям.

    По плечам похлопали,

    Руки скрестить на уровне груди,

    хлопают ладонями по плечам.

    Ножками затопали!

    Топают нога

    Залетает сорока.

    - Посмотрите. К нам в гости пожаловала

       Непоседа пестрая,

      Птица длиннохвостая,

      Птица говорливая,

      Самая болтливая.

    Сорока: Всех за день навещу,

    Все, что знаю, растрещу.

                        Вот нашла в  лесу письмо

    Но не знаю для кого

    Помогите прочитать

    И про всех всем рассказать.

    - Ребята, давайте поможем сороке. Да это же схемы, которые помогут составить целый рассказ.

    Если правильно картинку назвать,

    То рассказ можно запомнить и прочитать.

     Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме. (слайд 15)

    Цель: актуализация словаря по теме: «Дикие животные»; развитие связной речи, творческого воображения.

     Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ о диком животном.

    Примерный рассказ о волке:

    1.Это волк.

    2.У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши.

    3.Тело волка покрыто серой густой шерстью.

    4. Волк устраивает свое жилище в логове.

    5. Волк – хищное животное. Он питается мясом.

    6. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.

    Сорока: Вы такие молодцы.

    Письмо прочитали

    Все рассказали

    По лесу я полечу

    Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!

    Дидактическая игра «Кто, где живет?».

    Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

    -Ой, ребята, посмотрите

    Звери грустные стоят,
               В дом попасть они хотят,
               Но не знают – как, куда?
               Помогите, детвора!

    Дети по одному выходят к доске и «заселяют» животное в свой дом.

    А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)

    Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)

    Где спряталась белка?  (Белка спряталась в дупле.)

    А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)

    -Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.

    А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)

    Вы сначала  улыбнитесь и немного покружитесь.

    А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!

    Оглянитесь все назад:

    Вы попали в детский сад!

    ІІІ. Итог занятия

    Рефлексия:

    -Скажите, где мы сегодня побывали?

     Кого мы там встретили?

    Как их назвать одним словом?

    Почему их так называют?

     Какие задания нам приготовили животные?

    Логопед просит пройти детей к столику, где лежат изображения весёлого зайца и злого волка.

    -Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

    Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...

    Конспект логопедического занятия по формированию лекико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему: ЗИМА

    1. Активизация словаря имён существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зима». 2. Учить составлять творческий рассказ, используя в речи предложения разных типов. 3. Обучение связности и логично...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

    Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

    Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

    Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

    Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....