Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Токунова Ирина Андреевна

 

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

 

Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».

Коррекционно – образовательные задачи:

- закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;

-закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);

- закреплять умение образовывать притяжательные прилагатель­ные от существительных;

- закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;

 - развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове);

- совершенствование навыка слогового анализа слов;

- обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.

Коррекционно – развивающие задачи:

развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

Коррекционно – воспитательные задачи: 

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: макеты деревьев, пенёк, ноутбук, проектор, экран, указка, колокольчик, предметные картинки диких животных, контейнер с квадратиками жёлтого, голубого и зелёного цвета, костюм сороки, конверт, мнемотаблица для составления рассказа, магнитная доска, комплекты магнитов, дидактическая игра «Кто где живёт?», карточки с изображением зайца и волка.

 

 

Ход занятия

 

І. Организационный момент.

Игра «Колокольчик»

Цель: настроить детей на доброжелательный лад.

-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!

А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Аллочка! Динь-дон!

– Здравствуй, Линарчик! Динь-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

ІІ. Основная часть.

 Д/у «Отгадай загадку».

Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.

 

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал?  (зима)

 

Беседа о зиме.

Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)

 По календарю у нас подходит к концу 2-й месяц зимы. Как он называется?

 

Путешествие в зимний лес.

Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес. 

 Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения: (под музыку)

- Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.)   (презентация слайд 1)

 С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!

 Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?

Ответы детей.

 Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем?(дикие животные) Почему мы их называем дикими(сами о себе заботятся)

- Молодцы

 

 Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных;  упражнение детей в правильном употреблении предлогов.

 

 (презентация слайд 2).

-Ой, ребята, посмотрите!

Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).

Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).

А где волк? (Волк спрятался за деревом).

Где находится белка? (Белка сидит на дереве).

Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).

- Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся.

 

 Беседа о диких животных

-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)

Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)

 - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?:

 - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

-Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.

Игра «Закончи предложение» (показ слайдов)

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

— Заяц летом серый, а зимой.    (слайд 3,4)

— Медведь летом гуляет, а зимой.    (слайд 5,6)

— Белка живет в дупле, а лиса .    (слайд 7,8)

— Заяц добрый, а волк.     (слайд 9,10)

— У белки хвост длинный, а у зайца.    (слайд 11,12)

— Лиса пушистая, а ежик.   (слайд 13,14)

Упражнение «Самый внимательный».

Цель: развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия.

-А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [ в]. (Волк)

-Верно _______ты сегодня самый внимательный. А теперь определите место звука [ в] в слове волк.

Игра «Разноцветные квадраты».

Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов; развитие зрительного восприятия и внимания.

Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями диких животных, ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.

-Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.

Дети. Лиса, заяц, белка, еж, волк, лось, медведь.

-Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения: один слог – желтыми квадратами, два слога – зелеными, если в слове три слога – синими.

Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.

-Вы закрыли все изображения. А почему на доске нет синих квадратов?

Дети. Не было слов, в которых три слога.

-Верно. Отлично.

Самомассаж.

Ах, какой в лесу мороз!

Ну-ка, все потрите нос!

Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши,

Грозят правым указательным

пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

Указательным и большим

пальцами держатся за мочки

ушей и вращают их вперёд,

затем назад.

По коленкам постучали,

Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали,

Руки скрестить на уровне груди,

хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали!

Топают нога

 

Залетает сорока.

- Посмотрите. К нам в гости пожаловала

   Непоседа пестрая,

  Птица длиннохвостая,

  Птица говорливая,

  Самая болтливая.

 

Сорока: Всех за день навещу,

Все, что знаю, растрещу.

                    Вот нашла в  лесу письмо

Но не знаю для кого

Помогите прочитать

И про всех всем рассказать.

 

- Ребята, давайте поможем сороке. Да это же схемы, которые помогут составить целый рассказ.

Если правильно картинку назвать,

То рассказ можно запомнить и прочитать.

 

 Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме. (слайд 15)

Цель: актуализация словаря по теме: «Дикие животные»; развитие связной речи, творческого воображения.

 Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ о диком животном.

Примерный рассказ о волке:

1.Это волк.

2.У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши.

3.Тело волка покрыто серой густой шерстью.

4. Волк устраивает свое жилище в логове.

5. Волк – хищное животное. Он питается мясом.

6. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.

Сорока: Вы такие молодцы.

Письмо прочитали

Все рассказали

По лесу я полечу

Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!

Дидактическая игра «Кто, где живет?».

Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

 

-Ой, ребята, посмотрите

Звери грустные стоят,
           В дом попасть они хотят,
           Но не знают – как, куда?
           Помогите, детвора!

Дети по одному выходят к доске и «заселяют» животное в свой дом.

 

А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)

Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)

Где спряталась белка?  (Белка спряталась в дупле.)

А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)

-Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.

А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)

Вы сначала  улыбнитесь и немного покружитесь.

А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!

Оглянитесь все назад:

Вы попали в детский сад!

 

ІІІ. Итог занятия

Рефлексия:

-Скажите, где мы сегодня побывали?

 Кого мы там встретили?

Как их назвать одним словом?

Почему их так называют?

 Какие задания нам приготовили животные?

Логопед просит пройти детей к столику, где лежат изображения весёлого зайца и злого волка.

-Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».

Коррекционно – образовательные задачи: 

- закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;

-закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);

- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных;

- закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;

 - развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове);

- совершенствование навыка слогового анализа слов;

- обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.

Коррекционно – развивающие задачи:

развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

Коррекционно – воспитательные задачи: 

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: макеты деревьев, пенёк, ноутбук, проектор, экран, указка, колокольчик, предметные картинки диких животных, контейнер с квадратиками жёлтого, голубого и зелёного цвета, костюм сороки, конверт, мнемотаблица для составления рассказа, магнитная доска, комплекты магнитов, дидактическая игра «Кто где живёт?», карточки с изображением зайца и волка.

Ход занятия

І. Организационный момент.

Игра «Колокольчик»

Цель: настроить детей на доброжелательный лад.

-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!

А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Аллочка! Динь-дон!

– Здравствуй, Линарчик! Динь-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

ІІ. Основная часть.

 Д/у «Отгадай загадку».

Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал?  (зима)

Беседа о зиме.

Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)

 По календарю у нас подходит к концу 2-й месяц зимы. Как он называется?

Путешествие в зимний лес.

Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес. 

 Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения: (под музыку)

- Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.)   (презентация слайд 1)

 С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!

 Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?

Ответы детей.

 Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем?(дикие животные) Почему мы их называем дикими(сами о себе заботятся)

- Молодцы

 Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных;  упражнение детей в правильном употреблении предлогов.

 (презентация слайд 2).

-Ой, ребята, посмотрите!

Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).

Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).

А где волк? (Волк спрятался за деревом).

Где находится белка? (Белка сидит на дереве).

Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).

- Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся.

 Беседа о диких животных

-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)

Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)

 - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?:

 - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

-Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.

Игра «Закончи предложение» (показ слайдов)

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

— Заяц летом серый, а зимой.    (слайд 3,4)

— Медведь летом гуляет, а зимой.    (слайд 5,6)

— Белка живет в дупле, а лиса .    (слайд 7,8)

— Заяц добрый, а волк.     (слайд 9,10)

— У белки хвост длинный, а у зайца.    (слайд 11,12)

— Лиса пушистая, а ежик.   (слайд 13,14)

Упражнение «Самый внимательный».

Цель: развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия.

-А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [ в]. (Волк)

-Верно _______ты сегодня самый внимательный. А теперь определите место звука [ в] в слове волк.

Игра «Разноцветные квадраты».

Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов; развитие зрительного восприятия и внимания.

Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями диких животных, ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.

-Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.

Дети. Лиса, заяц, белка, еж, волк, лось, медведь.

-Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения: один слог – желтыми квадратами, два слога – зелеными, если в слове три слога – синими.

Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.

-Вы закрыли все изображения. А почему на доске нет синих квадратов?

Дети. Не было слов, в которых три слога.

-Верно. Отлично.

Самомассаж.

Ах, какой в лесу мороз!

Ну-ка, все потрите нос!

Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши,

Грозят правым указательным

пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

Указательным и большим

пальцами держатся за мочки

ушей и вращают их вперёд,

затем назад.

По коленкам постучали,

Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали,

Руки скрестить на уровне груди,

хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали!

Топают нога

Залетает сорока.

- Посмотрите. К нам в гости пожаловала

   Непоседа пестрая,

  Птица длиннохвостая,

  Птица говорливая,

  Самая болтливая.

Сорока: Всех за день навещу,

Все, что знаю, растрещу.

                    Вот нашла в  лесу письмо

Но не знаю для кого

Помогите прочитать

И про всех всем рассказать.

- Ребята, давайте поможем сороке. Да это же схемы, которые помогут составить целый рассказ.

Если правильно картинку назвать,

То рассказ можно запомнить и прочитать.

 Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме. (слайд 15)

Цель: актуализация словаря по теме: «Дикие животные»; развитие связной речи, творческого воображения.

 Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ о диком животном.

Примерный рассказ о волке:

1.Это волк.

2.У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши.

3.Тело волка покрыто серой густой шерстью.

4. Волк устраивает свое жилище в логове.

5. Волк – хищное животное. Он питается мясом.

6. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.

Сорока: Вы такие молодцы.

Письмо прочитали

Все рассказали

По лесу я полечу

Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!

Дидактическая игра «Кто, где живет?».

Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

-Ой, ребята, посмотрите

Звери грустные стоят,
           В дом попасть они хотят,
           Но не знают – как, куда?
           Помогите, детвора!

Дети по одному выходят к доске и «заселяют» животное в свой дом.

А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)

Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)

Где спряталась белка?  (Белка спряталась в дупле.)

А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)

-Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.

А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)

Вы сначала  улыбнитесь и немного покружитесь.

А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!

Оглянитесь все назад:

Вы попали в детский сад!

ІІІ. Итог занятия

Рефлексия:

-Скажите, где мы сегодня побывали?

 Кого мы там встретили?

Как их назвать одним словом?

Почему их так называют?

 Какие задания нам приготовили животные?

Логопед просит пройти детей к столику, где лежат изображения весёлого зайца и злого волка.

-Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...

Конспект логопедического занятия по формированию лекико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему: ЗИМА

1. Активизация словаря имён существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зима». 2. Учить составлять творческий рассказ, используя в речи предложения разных типов. 3. Обучение связности и логично...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....