Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

Задачи.

Образовательные:

1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе.

 2. Закреплять навык образования множественного числа существительных в именительном падеже.

3. Закреплять навык согласования количественных числительных ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ  с существительными в роде.

4.  Закреплять понятие об обобщающих словах.

5. Учить составлять предложения с существительными в родительном падеже во множественном числе с отрицанием НЕТ и со словом МНОГО.

6. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, навык обобщения.

2. Уточнять знания детей о домашних животных.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать товарища, чувство самоконтроля во время ответов.

2. Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt4.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи

 в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

«В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.

Образовательные:

1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе.

 2. Закреплять навык образования множественного числа существительных в именительном падеже.

3. Закреплять навык согласования количественных числительных ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ  с существительными в роде.

4.  Закреплять понятие об обобщающих словах.

5. Учить составлять предложения с существительными в родительном падеже во множественном числе с отрицанием НЕТ и со словом МНОГО.

6. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, навык обобщения.

2. Уточнять знания детей о домашних животных.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать товарища, чувство самоконтроля во время ответов.

2. Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Предшествующая работа. Беседы о домашних животных, рассматривание картины «На ферме», беседа по картине, наблюдение за домашними животными (коша, собака), составление описательных рассказов о домашних животных, дидактические игры «Назови семейку», «У кого кто?», «Кого не стало?», «Кто как голос подаёт?», «Кто как передвигается?», «Накорми животное», «Узнай по описанию», «Волшебное дерево», отгадывание загадок о домашних животных, рисование, лепка контура животных, чтение и пересказ рассказов «Шустрик в гостях у бабушки» («Логосказки для развития речи»), 

Оборудование. Игра «Разрезные картинки», фигурки домашних животных и их детёнышей, игрушка «Деревенский дом и скотный двор», кукла – перчатка «Старушка», музыкальное пианино с голосами домашних животных, игра «Четвертый лишний», клубок ниток, картинки с изображением домашних животных, предметные картинки (картофель, молоко, кости, сено, овёс, морковь, шерсть, мясо, пух), мел, муляжи (молоко, сыр, творог, сметана), натуральные предметы (варежки, шарф, свитер, носки), творожные сырки, шапочки с изображением домашних животных и их детёнышей, покрывало.    

Ход занятия.

1. Оргмомент. Приветствие. Дети встают в круг, передают друг другу колокольчик и здороваются друг с другом, образовывая уменьшительно-ласкательную форму имени.

Пальчиковая гимнастика «Мы рога козы покажем».

 Мы рога козы покажем,             (показывают «козу» – указательный и мизинец)

 И рога оленя даже,                     (растопыривают пальцы над головой)

 Мы про зайку не забудем,          (показывают указательный и средний пальцы) 

 Ушками водить мы будем.         (шевелят двумя пальчиками)

 Чтоб красиво говорить,              (пальчики «здороваются»  с большим пальцем)

 Надо с пальцами дружить.

2. Уточнение знаний о домашних животных. Развитие зрительного восприятия.

-Сегодня утром я пришла на работу и нашла в нашей группе интересную коробочку. Давайте посмотрим, что в ней. В коробке – загадка: рассыпались картинки на несколько частей.

Игра «Разрезные картинки» с изображением домашних животных.

-Опрос детей: - Кто у тебя, Саша?  (-У меня корова.)  

- Как мы назовём тех, кто у вас получился, одним словом? Почему эти животные называются домашними? (Ответы детей)

3. Дыхательное упражнение «На лыжах».

-Я предлагаю вам посмотреть, как живут домашние животные зимой. Давайте поедем в деревню, в гости к бабушке Матрёне. Только на чём же мы отправимся, на улице зима, сугробы. (На лыжах)

Малыши на лыжи встали и две палки в руки взяли.

(Идут по кругу, изображая ходьбу на лыжах.Делают вдох через нос, выдох – через рот)

Посильнее оттолкнёмся, вниз с горы мы понесёмся.

(Делают вдох через нос, на выдохе длительно произносят «с-с-с»).

4. Подбор прилагательных к существительным.

Дети подходят к игрушечному деревенскому дому, рядом с ним пустой скотный двор.

-Вот и добрались. Это дом бабушки Матрёны. Скажите, какой он? (деревянный, деревенский, прочный, тёплый, низкий).  Скажите, а какие в городе дома? (высокие, каменные, кирпичные).

-Посмотрите, что же находится рядом с деревенским домом? (Скотный двор).  

-Почему он так называется? (На скотном дворе гуляют домашние животные)  

-Почему сейчас не видно домашних животных на скотном дворе? (Ответы детей)

5. Двигательное упражнение «Тук – тук – тук».

Тук – тук – тук, тук – тук – тук, у ворот слышен стук.

Двери отворяйте, гостей к себе пускайте:

Весёлых ребятишек – девчонок и мальчишек.

6. Развитие слухового внимания. Образование множественного числа существительных в именительном падеже.

Появляется кукла-перчатка «Старушка» – бабушка Матрёна.

-Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада вас видеть!

Логопед: - Мы бы хотели познакомиться с твоими домашними животными.

Б. Матрёна:  -А вы сначала угадайте, кто у меня живёт?

Звучат голоса домашних животных. Логопед задаёт вопрос: -Кого ты узнал, Максим?

(-Я узнал корову. Она мычит.) Опрашиваются все дети.

После того, как ребёнок назвал животное, выставляются фигурки домашних животных.

-Ты узнал корову, а у бабушки Матрёны живут …..коровы.

(Опрашиваются все дети).

7. Образование родительного падежа существительных множественного числа.

*После того, как все животные выставлены, логопед спрашивает:

-Скажите, кого много на скотном дворе? (На скотном дворе много коров, коз, лошадей…).

*Бабушка Матрёна хочет проверить, хорошо ли вы знаете, как выглядят домашние животные. Игра с клубочком «Путаница».

  • У кошек есть рога? – У кошек нет рогов.
  • У собак есть копыта? – У собак нет копыт.
  • У коз  есть когти? – У коров нет когтей.
  • У коров есть перья? – У коров нет перьев.
  • У свиней есть гривы? -  У свиней нет грив.
  • У кроликов есть пятачки? – У кроликов нет пятачков.
  • У лошадей есть горбы? – У лошадей нет горбов.

8. Закрепление согласования количественных числительных ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ  с существительными. Подвижная игра «Найди пару».

На детей надеваются ободки с изображениями домашних животных и их детёнышей. Под звуки колокольчика дети бегают, резвятся. Когда колокольчик замолкает, «мамы» и «детёныши» подбегают друг к другу. Логопед спрашивает:

-Кошка, сколько у тебя котят? – У меня два котёнка.

-Сколько у нас кошек? – У нас одна кошка. И т.д.

9. Закрепление   понятия об обобщающих словах. Игра «Четвёртый лишний»(в парах).

-Бабушка Матрёна приготовила для вас загадки. Посмотрите внимательно, подумайте и ответьте, какая картинка лишняя. Распределите, кто в паре будет отвечать. Остальные слушайте внимательно, если согласны с ответом – хлопните в ладоши.

10. Образование родительного падежа существительных во множественном числе.

*Игра «Угости животное».

-Бабушка Матрёна очень любит своих животных, заботиться о них. Как можно заботиться о животных? (Ответы детей) Бабушка Матрёна предлагает вам самим угостить её питомцев.

В верхней части доски изображения домашних животных – корова, свинья, коза, лошадь, собака, кошка, кролик, осёл; в нижней части – предметные картинки: молоко, морковь, сено, овёс, кости, мясо, рыба. Дети по одному выходят к доске, чертят мелом дорожки от животного к угощению, «угощают» животных. При этом дети составляют предложения по образцу: -Я дам свинье много картофеля.

*Игра «Чего много?».

-Бабушка Матрёна так хорошо заботиться о своих животных, что они отвечают ей добром, приносят много пользы. Чего же много дают животные людям?

(Из большой корзины достать картинки с изображением молока, шерсти, мяса, пуха.

Дети составляют предложения по образцу: -Корова и коза дают много молока. Коза и овца дают много шерсти. Кролик и коза дают много пуха. Свинья и корова дают много мяса.).

*Игра «Что из чего?»

-Бабушка Матрёна очень рада этим дарам. Для чего она их использует?

Из корзины достать предметы и муляжи: варежки, носки, шарф, свитер, молоко, сметана, творог, масло. Дети составляют предложения по образцу: -Из шерсти вяжут много …..носков, шарфов, варежек….. Из молока делают много молока, сметаны…..

*Сюрпризный момент.

-У бабушки Матрёны есть для вас сюрприз. Она хочет вас удивить. Посмотрите, чем.

(В коробке – творожные сырки и покрывало).

Давайте поблагодарим бабушку Матрёну и попрощаемся с ней.

-Пора нам возвращаться в группу. Мы сделаем это необычно. Покрывало, которое подарила Бабушка Матрёна, волшебное. Сейчас я накрою вас этим покрывалом, мы скажем волшебные слова и окажемся в группе. (1,2,3,4,5 – в группе окажись опять).

11. Итог.

-Где мы с вами были? Кого видели? Чего много нам дала бабушка Матрёна? Какие это сырки? (творожные, вкусные, ароматные, сладкие, полезные). Вы – молодцы. Приятного аппетита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности МКДОУ «Детского сада комбинированного вида №9» города Кирова в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (1-й год обучения).

Тема: «Осень»Вид: Интегрированное, бинарное занятие  с  использованием различных видов деятельности.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Цель: Спо...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...