Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
план-конспект занятия по логопедии на тему
Задачи.
Образовательные:
1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе.
2. Закреплять навык образования множественного числа существительных в именительном падеже.
3. Закреплять навык согласования количественных числительных ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ с существительными в роде.
4. Закреплять понятие об обобщающих словах.
5. Учить составлять предложения с существительными в родительном падеже во множественном числе с отрицанием НЕТ и со словом МНОГО.
6. Учить отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, навык обобщения.
2. Уточнять знания детей о домашних животных.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать товарища, чувство самоконтроля во время ответов.
2. Воспитывать бережное отношение к домашним животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt4.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
«В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.
Образовательные:
1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе.
2. Закреплять навык образования множественного числа существительных в именительном падеже.
3. Закреплять навык согласования количественных числительных ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ с существительными в роде.
4. Закреплять понятие об обобщающих словах.
5. Учить составлять предложения с существительными в родительном падеже во множественном числе с отрицанием НЕТ и со словом МНОГО.
6. Учить отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, навык обобщения.
2. Уточнять знания детей о домашних животных.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать товарища, чувство самоконтроля во время ответов.
2. Воспитывать бережное отношение к домашним животным.
Предшествующая работа. Беседы о домашних животных, рассматривание картины «На ферме», беседа по картине, наблюдение за домашними животными (коша, собака), составление описательных рассказов о домашних животных, дидактические игры «Назови семейку», «У кого кто?», «Кого не стало?», «Кто как голос подаёт?», «Кто как передвигается?», «Накорми животное», «Узнай по описанию», «Волшебное дерево», отгадывание загадок о домашних животных, рисование, лепка контура животных, чтение и пересказ рассказов «Шустрик в гостях у бабушки» («Логосказки для развития речи»),
Оборудование. Игра «Разрезные картинки», фигурки домашних животных и их детёнышей, игрушка «Деревенский дом и скотный двор», кукла – перчатка «Старушка», музыкальное пианино с голосами домашних животных, игра «Четвертый лишний», клубок ниток, картинки с изображением домашних животных, предметные картинки (картофель, молоко, кости, сено, овёс, морковь, шерсть, мясо, пух), мел, муляжи (молоко, сыр, творог, сметана), натуральные предметы (варежки, шарф, свитер, носки), творожные сырки, шапочки с изображением домашних животных и их детёнышей, покрывало.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Приветствие. Дети встают в круг, передают друг другу колокольчик и здороваются друг с другом, образовывая уменьшительно-ласкательную форму имени.
Пальчиковая гимнастика «Мы рога козы покажем».
Мы рога козы покажем, (показывают «козу» – указательный и мизинец)
И рога оленя даже, (растопыривают пальцы над головой)
Мы про зайку не забудем, (показывают указательный и средний пальцы)
Ушками водить мы будем. (шевелят двумя пальчиками)
Чтоб красиво говорить, (пальчики «здороваются» с большим пальцем)
Надо с пальцами дружить.
2. Уточнение знаний о домашних животных. Развитие зрительного восприятия.
-Сегодня утром я пришла на работу и нашла в нашей группе интересную коробочку. Давайте посмотрим, что в ней. В коробке – загадка: рассыпались картинки на несколько частей.
Игра «Разрезные картинки» с изображением домашних животных.
-Опрос детей: - Кто у тебя, Саша? (-У меня корова.)
- Как мы назовём тех, кто у вас получился, одним словом? Почему эти животные называются домашними? (Ответы детей)
3. Дыхательное упражнение «На лыжах».
-Я предлагаю вам посмотреть, как живут домашние животные зимой. Давайте поедем в деревню, в гости к бабушке Матрёне. Только на чём же мы отправимся, на улице зима, сугробы. (На лыжах)
Малыши на лыжи встали и две палки в руки взяли.
(Идут по кругу, изображая ходьбу на лыжах.Делают вдох через нос, выдох – через рот)
Посильнее оттолкнёмся, вниз с горы мы понесёмся.
(Делают вдох через нос, на выдохе длительно произносят «с-с-с»).
4. Подбор прилагательных к существительным.
Дети подходят к игрушечному деревенскому дому, рядом с ним пустой скотный двор.
-Вот и добрались. Это дом бабушки Матрёны. Скажите, какой он? (деревянный, деревенский, прочный, тёплый, низкий). Скажите, а какие в городе дома? (высокие, каменные, кирпичные).
-Посмотрите, что же находится рядом с деревенским домом? (Скотный двор).
-Почему он так называется? (На скотном дворе гуляют домашние животные)
-Почему сейчас не видно домашних животных на скотном дворе? (Ответы детей)
5. Двигательное упражнение «Тук – тук – тук».
Тук – тук – тук, тук – тук – тук, у ворот слышен стук.
Двери отворяйте, гостей к себе пускайте:
Весёлых ребятишек – девчонок и мальчишек.
6. Развитие слухового внимания. Образование множественного числа существительных в именительном падеже.
Появляется кукла-перчатка «Старушка» – бабушка Матрёна.
-Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада вас видеть!
Логопед: - Мы бы хотели познакомиться с твоими домашними животными.
Б. Матрёна: -А вы сначала угадайте, кто у меня живёт?
Звучат голоса домашних животных. Логопед задаёт вопрос: -Кого ты узнал, Максим?
(-Я узнал корову. Она мычит.) Опрашиваются все дети.
После того, как ребёнок назвал животное, выставляются фигурки домашних животных.
-Ты узнал корову, а у бабушки Матрёны живут …..коровы.
(Опрашиваются все дети).
7. Образование родительного падежа существительных множественного числа.
*После того, как все животные выставлены, логопед спрашивает:
-Скажите, кого много на скотном дворе? (На скотном дворе много коров, коз, лошадей…).
*Бабушка Матрёна хочет проверить, хорошо ли вы знаете, как выглядят домашние животные. Игра с клубочком «Путаница».
- У кошек есть рога? – У кошек нет рогов.
- У собак есть копыта? – У собак нет копыт.
- У коз есть когти? – У коров нет когтей.
- У коров есть перья? – У коров нет перьев.
- У свиней есть гривы? - У свиней нет грив.
- У кроликов есть пятачки? – У кроликов нет пятачков.
- У лошадей есть горбы? – У лошадей нет горбов.
8. Закрепление согласования количественных числительных ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ с существительными. Подвижная игра «Найди пару».
На детей надеваются ободки с изображениями домашних животных и их детёнышей. Под звуки колокольчика дети бегают, резвятся. Когда колокольчик замолкает, «мамы» и «детёныши» подбегают друг к другу. Логопед спрашивает:
-Кошка, сколько у тебя котят? – У меня два котёнка.
-Сколько у нас кошек? – У нас одна кошка. И т.д.
9. Закрепление понятия об обобщающих словах. Игра «Четвёртый лишний»(в парах).
-Бабушка Матрёна приготовила для вас загадки. Посмотрите внимательно, подумайте и ответьте, какая картинка лишняя. Распределите, кто в паре будет отвечать. Остальные слушайте внимательно, если согласны с ответом – хлопните в ладоши.
10. Образование родительного падежа существительных во множественном числе.
*Игра «Угости животное».
-Бабушка Матрёна очень любит своих животных, заботиться о них. Как можно заботиться о животных? (Ответы детей) Бабушка Матрёна предлагает вам самим угостить её питомцев.
В верхней части доски изображения домашних животных – корова, свинья, коза, лошадь, собака, кошка, кролик, осёл; в нижней части – предметные картинки: молоко, морковь, сено, овёс, кости, мясо, рыба. Дети по одному выходят к доске, чертят мелом дорожки от животного к угощению, «угощают» животных. При этом дети составляют предложения по образцу: -Я дам свинье много картофеля.
*Игра «Чего много?».
-Бабушка Матрёна так хорошо заботиться о своих животных, что они отвечают ей добром, приносят много пользы. Чего же много дают животные людям?
(Из большой корзины достать картинки с изображением молока, шерсти, мяса, пуха.
Дети составляют предложения по образцу: -Корова и коза дают много молока. Коза и овца дают много шерсти. Кролик и коза дают много пуха. Свинья и корова дают много мяса.).
*Игра «Что из чего?»
-Бабушка Матрёна очень рада этим дарам. Для чего она их использует?
Из корзины достать предметы и муляжи: варежки, носки, шарф, свитер, молоко, сметана, творог, масло. Дети составляют предложения по образцу: -Из шерсти вяжут много …..носков, шарфов, варежек….. Из молока делают много молока, сметаны…..
*Сюрпризный момент.
-У бабушки Матрёны есть для вас сюрприз. Она хочет вас удивить. Посмотрите, чем.
(В коробке – творожные сырки и покрывало).
Давайте поблагодарим бабушку Матрёну и попрощаемся с ней.
-Пора нам возвращаться в группу. Мы сделаем это необычно. Покрывало, которое подарила Бабушка Матрёна, волшебное. Сейчас я накрою вас этим покрывалом, мы скажем волшебные слова и окажемся в группе. (1,2,3,4,5 – в группе окажись опять).
11. Итог.
-Где мы с вами были? Кого видели? Чего много нам дала бабушка Матрёна? Какие это сырки? (творожные, вкусные, ароматные, сладкие, полезные). Вы – молодцы. Приятного аппетита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста
Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности МКДОУ «Детского сада комбинированного вида №9» города Кирова в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (1-й год обучения).
Тема: «Осень»Вид: Интегрированное, бинарное занятие с использованием различных видов деятельности.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Цель: Спо...
Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....
"Вслед за весной "Конспект ООД по формированию фонетических средств языка и развитию лексико- грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
В конспекте приведены актуальные формы работы с дошкольниками , имеющими нарушения речевого развития...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Занятие по развитию речи...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...