конспект ОИС с элементами формирования лексико-грамматических средств языка и развития речи в старшей логопедической группе с ОНР по теме: "Знакомство с кубанским фольклором"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тувышкина Ольга Владимировна

Знакомство с кубанским казачьм фольклором ( быт, игры, песни, пословицы, загадки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОИС с элементами развития лексико – грамматических средств языка и развития речи в старшей группе  с ОНР

Тема:«Знакомство с кубанским фольклором»

Цель:

Формирование у детей нравственно-патриотических чувств, любви к малой Родине, знакомство с фольклором Кубани.

Задачи:

 Образовательные:

1. Закрепить и обобщить знания детей  по теме.

2. Познакомить с особенностями казачьего фольклора.

3. Расширять словарный запас детей.

 Развивающие:

1.Развивать связную речь.

2.Продолжать совершенствовать грамматические средства языка (согласование частей речи в числе, роде, падеже)

3.Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

 Воспитательные:

1.Воспитывать чувство любви к малой  Родине;

2.Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений

   народного фольклора

Ход ОИС:

 (Звучит песня- гимн «Ты, Кубань, ты наша Родина)

Логопед: Ребята, как вы думаете, о чем эта песня?

Дети (в дальнейшем предполагаемые ответы и действия детей): О Родине.

Логопед: Молодцы! Эта песня написана более ста лет назад  войсковым священником Константином Образцовым. Она стала гимном нашей малой Родины. Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить?

Логопед:  О нашем родном крае и его самобытной культуре. Как называется край в котором мы живем?

Логопед: Правильно, мы живем в Краснодарском крае. Еще наш край называют просто – Кубань.  А почему ее так назвали говорится в сказке, которую я сейчас расскажу вам.

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их жилища всегда открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила.

Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями.

Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля.

 Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу.

В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома.

Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала  природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле.

Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали к ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению.

 Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки;

бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет - превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы - в ярко-синие колокольчики, звенящие

по ветру в степи. Долгие старания и упорство девушки не прошли даром.

 Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах,

запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами.

Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

Логопед:

Родимый край, простор полей безбрежный,

Хлеба стеной кругом, куда ни глянь,

Мы землю эту преданно и нежно

Зовем певучим именем Кубань.

Логопед: А теперь закройте глаза и представьте себе, что мы перенеслись в прошлое. Представили? Открывайте. И вот мы в избе казаков.

(Дети рассматривают). А как называлась такая изба?

Дети: Хата.

Логопед: Верно. А из чего строились хаты казаков?

Дети: Из самана.

Логопед: Да, верно. Саман- это кирпич из глины с примесью соломы. А как вы думаете, чем покрывали крышу?

Дети: Соломой или камышом.

Логопед: Молодцы! Хата казака делилась на 2 половины: малая хата и великая хата. В малой- находилась печь, за ней кровать, длинные деревянные лавки, стол. В великой- мебель для посуды и одежды, сундуки. На стенах висели семейные фотографии и изображения святых, покрытые рушниками. А что такое рушник?

Дети: Рушник- это ткань. Рушник- это полотенце.

Логопед: Да, рушник- это вышитое полотенце (показ рушника). Вот так выглядела хата казака. Здесь они встречали гостей. Встречали- хлебом и солью. (показ) Хозяйка готовила много вкусных блюд: блины, пироги с капустой. Из напитков предлагали чай. но вместо заварки - калина или фруктовые веточки. (показ иллюстраций) Собираясь вместе, казаки любили петь и танцевать. Какие казачьи песни вы знаете?

Логопед включает фонограммы кубанских народных песен

Может, кто из вас хочет потанцевать? 

Логопед: Устали? Давайте немного отдохнем. И попробуем отгадать загадки:

1. Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы. (Казаки)

2. Шесть ног, две головы, а хвост один. (Казак на коне)

3. Крепка, звонка, да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)

Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку!» Давайте поиграем, но сначала выберем считалочкой водящего, который должен узнать петушка.

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

Раз, два, три,

А водить-то будешь ты! - Ты будешь петушком, будь внимательным!

Физкультминутка

«Петух»

Дети стоят в кругу, повторяют слова:

Утром кто зарю встречает,

Песни звонко распевает,

Казакам спать мешает?

Воспитатель указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал.

Ну а сейчас познакомимся с кубанскими пословицами и поговорками пословицы и поговорки.

Терпи казак, атаманом будешь.

Без атамана казак сирота.

Не всем казакам в атаманах быть.

Атамана из плохого казака не получится.

Казаков мало не бывает.

Казак молчит, а все знает.

Казак голоден, а конь его сыт.

Казак и в беде не плачет.

Житье собачье, зато слава казачья.

Казак без коня – что солдат без ружья.

Логопед: Ребята, а хотите поиграть?

Дети: Да.

Логопед: Игра «Достань платок»

Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.

Логопед: Пора нам возвращаться в детский сад.  Закрывайте глаза.

Степь родная, край безбрежный

Вдаль течет река Кубань.

Сердцу дорог  милый, нежный

Отчий край - моя Кубань!

Открываем глаза.

Логопед: Закончилось наше путешествие! Интересное получилось у нас путешествие? Что вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию произношения и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «В гостях у Золушки»

Направление: Речевое развитие Тема занятия: «Звук Л». Лексическая тема: «В гостях у Золушки». Занятие проводится  с детьми старшей логопедической группы с ф...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей логопедической группе. «Письмо от Карлсона»

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей логопедической группе. «Письмо от Карлсона»...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...