Конспект занятия По формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи в старшей логопедической группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Банцер Марина Валерьевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект238.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

По формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи в старшей логопедической группе.

Тема: «Домашние животные».

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1926950/b9b6dbcd-7862-4db2-88ca-b747d204e583/s1200

                                                          учитель-логопед

                                                                          ГБДОУ детский сад №19                                                                           комбинированного вида                                        

                                                         Банцер М.В.

Программное содержание:

1. Коррекционно - образовательные:

- уточнить представления детей о домашних животных;

-учить узнавать по описанию и называть животное;

- активизировать словарь детей существительными, обозначающими названия домашних животных, и прилагательными, описывающими внешний вид животных, глаголами, описывающими действия животны;

- упражнять в согласовании слов в предложении в роде и числе;

- закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;

- закреплять умение наращивать предложение.

2.Коррекционно - развивающие задачи:

-развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;

-учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

- развивать произвольное внимание, расширять объём памяти через игру «Кого не стало»;

- добиваться правильных и полных ответов.

- развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

-учить выслушивать ответы товарищей;

- воспитывать заботливое отношение к животным.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами животных, предметные картинки, мяч, альбомные листы, карандаши, карточки – символы для обозначения для слов - предметов, слов- действий, слов- признаков, игрушка кота.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

 Логопед. Ребята, послушайте запись и скажите, чьи голоса звучали?

(Аудиозапись.)

Правильно это голоса животных.

Логопед. Ребята, когда я шла на работу, я  встретила одного из животных, а кого - вы сейчас догадаетесь сами.

Загадка.

 Этот зверь живет лишь дома,

 С этим зверем все знакомы.

 У него усы, как спицы,

 Он, мурлыча, песнь поёт.

 Только мышь его боится,

 Угадали? Это…(Кот)

- Я его пригласила к нам на занятие. Познакомьтесь – это кот Кузя.

- Кто такой кот? (Ответы: это животное)

- У Кузи есть друзья, голоса которых вы слышали.

2. Игра «Назови по голосу».

Дети называют животных по голосам, а логопед раздает  картинки домашних животных  детям.

- Назовите одним словом, кто это? ( животные)

- Какие это животные?  (Это домашние животные.)

- Почему их называют домашними? ( Ответы детей)

3. Игра «Назови домик».

- Давайте поиграем.  Я выставляю на доске домик, а вы находите домик для своего животного и  говорите, где живет ваше животное.  Дети поочередно называют: Собака живет в конуре. Корова живет в хлеве. Лошадь живет в конюшне.

 

4.Называние слов - предметов. Игра в слова с мячом.

Логопед: Посмотрите на наши картинки. Как вы думаете, какие слова- предметы здесь спрятались? ( Логопед вывешивает символ слова - предмета карточку со знаком вопроса.) Назовите их.

-Дети называют: собака, лошадь, свинья, корова, овца, кот, конура, хлев,  конюшня.

5. Игра «Кого не стало». Проводится по картинкам на доске.

- А сейчас, ребята, я проверю, какие вы внимательные. Закрывайте глазки. Я уберу одну из  картинок, а вы догадайтесь, кого не стало?

(Например: Не стало собаки.)

- Молодцы! Кузе очень понравилось, как вы работаете.

- Давайте покажем ему, как мы умеем отдыхать.

6. Физкультминутка с движениями.

 Мы купили кошке к празднику сапожки,

 Причесали ей усы, сшили новые штаны.

 Только, как их надевать, хвостик – некуда девать.

Логопед: Посмотрите, какая картинка осталась у нас на доске.

Дети: картинка кота.

7.Называние слов - признаков. Игра «Волшебный сундучок».

Давайте будем собирать в волшебный сундучок фишки и называть слова- признаки, говоря, какой кот. Каждая фишка - слово-художник. ( Логопед вывешивает на доске символ слова – признака карточку с лимоном и конфетой).
Дети: пушистый, мягкий, усатый, хвостатый, домашний, черный, ласковый.

8.Называние слов-действий. А теперь собираем слова - действия в волшебный сундучок, говорим: что кот делает? Логопед вывешивает символ слов-действий- «ладошку»

Дети кладут фишки в сундучок и называют слова: охотится, ест, спит, крадется, мурлычет, прыгает, ловит, играет, стоит.

9. Составление предложения и его удлинение.

Логопед: начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар - слово.

Логопед: Кот - это животное?

Дети: Кот - это животное.

Логопед: Кот - это домашнее животное?

Дети: Кот - это домашнее животное.

Логопед: Кот -  это домашнее животное, которое живет дома у человека?

Дети: Кот – это домашнее животное, которое живет дома у человека.

10.Создание синквейна совместно с логопедом.

Логопед: Молодцы. А теперь давайте сядем за столы и составим рассказ о коте. Дети выполняют.

Логопед: Посмотрите, на доске расположены карточки - символы, по которым мы с вами составим рассказ о коте.  (В первым ряду карточка-символ для слова - предмета, во втором ряду две карточки - символа для слов- признаков, в третьем ряду три карточки- символы для слов- действий, в четвёртом – графическая схема предложения, в пятом ряду карточка- символ для слова- предмета.)

Вы кладете у себя на парте соответствующую карточку –символ и называете слова их волшебных сундучков.

Дети: Кот.

Логопед: вспомните слова - признаки, назовите два слова.

Дети: Пушистый, усатый.

Логопед: Назовите три слова - действия.

Дети: Ловит, прыгает, играет.

Логопед: Теперь вспомните или придумайте предложение о коте.

Дети: Кот ловит мышей.

Логопед: Назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово кот.

Дети: Домашнее животное.

11.. Пальчиковая игра «Весёлая ладошка».

- Ребята, давайте покажем Кузе, как мы умеем играть с ладошками.

 Посмотри моя ладошка,

 Как весёлая гармошка.

 Пальчики я раздвигаю,

 А потом опять сдвигаю.

( дети  показывают ладошки, сдвигают и раздвигают пальцы на руках).

12.Создание собственного синквейна и  рассказа по нему.

Ребята, Кузя  подарил вам на память свои портреты, но они у него получились некрасочные, давайте раскрасим их.

Дети раскрашивают рисунки. Какие они у вас получились красивые и разные.

Давайте сядем с вами на ковре и расскажем, о вашем коте Кузе.

Дети выполняют. Несколько человек рассказывают свои рассказы.

11.Окончание занятия.

Логопед: Ребята, вам понравились рисунки и рассказы о коте Кузе?

- Наш кот Кузя хочет вам сказать, что ему тоже  понравились ваши рассказы о нем.

- Кузе пора уходить, он благодарит вас за занятие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Лунтик в гостях у ребят"

Закрепление лексико-грамматических представлений, формирование навыка связного непрерывного логического высказывания....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»

Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема "Дикие животные Карелии"

Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет   по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: Дикие животные Карелии....