Конспект образовательной деятельности по формированию произношения и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «В гостях у Золушки»
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

МАРЧЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Направление:

  • Речевое развитие

 Тема занятия: «Звук Л».

 Лексическая тема: «В гостях у Золушки».

 Занятие проводится  с детьми старшей логопедической группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с общей наполняемостью 12 человек. У данной категории детей  отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значи­тельно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость. Допускают ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове, отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком. Узнавание первого, последнего согласного в слове, слого­образующего гласного в односложных словах практически им недоступно. Все это еще раз свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия.

Конспект составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту к построению современной системы дошкольного образования.

Этапы логопедической работы раскрывают организацию корекционно-развивающего процесса в рамках программы Т.Б. Филичевой и Т.В. Чиркиной с учетом принципа концентрического наращивания материала.

В образовательной деятельности сочетались как учебные, так и игровые методы работы.  Использование  мультимедийного оформления помогло сделать образовательную деятельность разнообразной, эмоционально-приятной, динамичной, не утомительной, что позволяет эффективно корригировать речевые нарушения у детей. В образовательную деятельность с детьми с нарушениями речи включены игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Данное занятие имеет отличительную особенность, оно активно насыщено здоровьесберегающей технологией, а именно различными заданиями, направленными на развитие мелкой моторики.                                                   

Основной идеей этого конспекта, стала возможность показать, где и  как можно развивать мелкую моторику, а значит тем самым активизировать зоны головного мозга отвечающие за речь.

 

   

.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolushka.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад комбинированного вида № 3

ст. Старовеличковской

Конспект

образовательной деятельности  
по формированию произношения и развитию речи 
в старшей логопедической  группе для детей с ФФН

по лексической теме «В гостях у Золушки»

                                                                                               

           

           

                 

Учитель – логопед                                                   МБДОУ – д/с №3 ст. Старовеличковской Марченко Оксана Александровна

                                                                             

                                                                     

                                               

     

ст.Старовеличковская

2015 г.

коррекционно-образовательные  задачи:

  • познакомить детей со звуком «Л»;
  • упражнять в произношении слов и предложений со звуком  «Л»;
  • обогащать и активизировать глагольный словарь;
  • закреплять умение составлять короткий пересказ сказки;
  • активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
  • закреплять умение составлять слова из перепутанных слогов;
  • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
  • уточнить  смысловое значение слов «зола» и «полночь».

коррекционно-развивающие  задачи:

  • развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;
  • развивать  артикуляционный и дыхательный аппарат;
  • развивать функции языкового анализа и синтеза;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать ассоциативное мышление.

коррекционно-воспитательные цели:

  • воспитывать коммуникативные навыки;
  • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, чувство сострадания, взаимопомощи;
  • совершенствовать умение слушать и слышать педагога.

оборудование:

  • мультимедийный проектор и экран;
  • презентация в программе Power Point к занятию
  • музыкальная кукла Золушка;
  • цветные символы звуков и полоски с цветной схемой слова бал;
  • веревки с узелками (по количеству детей)
  • пособие «платье» для шнуровки + ленточки и бантики на липучке;
  • крупа для перебирания (гречка, горох);
  • мешочек для игры «Волшебный мешочек»
  • игрушки небольших размеров: тыква, карета, лошадь, хрустальная туфелька;
  • «волшебная» палочка, корона;

ход образовательной деятельности:

  1. Оргмомент.

Дети входят в зал, где звучит и на экране транслируется фрагмент из мультфильма «Золушка". Музыка смолкает, на столе, на фоне замка стоит кукла Золушка в старом в заплатках платье и платке.

Логопед:- Ребята, куда это мы сегодня с вами попали? И кто эта бедная девушка? Кого – то она мне напоминает? А вы узнали её?

Дети:- Это Золушка.

Л.:- Да, это она! Сколько же ей досталось бед от злой мачехи и сестёр! Покажем?

 Психогимнастика.

Л.:- Давайте покажем, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал. Изобразите злую мачеху, ленивых и злых сестер. Покажите, какое доброе лицо было у Волшебницы.

                                 Дети выполняют упражнения психогимнастики.

Л.:-Я три раза повернусь и в добрую Волшебницу превращусь! (беру в руки «волшебную» палочку).

2.Сообщение темы занятия

Л.:-Я хочу предложить вам поиграть в сказку «Золушка» и познакомиться в сказке со звуком «Л».

  1. Характеристика звука «Л» по артикуляции и акустическим признакам.                    

Л.:-В имени Золушки, тоже есть звук «Л». Посмотрите, когда я произношу звук «Л», мои губы улыбаются, зубы сближены, узкий кончик языка поднимается за верхние зубы к бугорочкам-деснам, горло «работает». Давайте вместе произнесем звук «Л». Вы догадались, какой это звук?

Д.:- Звук не поётся, значит, он согласный, обозначаем, кружком синего цвета..

4.Произношение звука « л» в словах.

Л.:- Вспомните, ребята, какой была Золушка?

Д.:- Ласковой, милой, славной.

Л.:- Почему ее называли Золушкой?

Д.:- Её руки, лицо и одежда испачканы золой.

Л.:-Ч то такое зола? (если дети не знают ответа, говорю: это сгоревшие дрова).

Л.:- Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нужные слова, назовите слов столько, сколько узелков на моей веревочке.

            Даю детям веревочку с тремя узелками, дети прощупывают каждый узелок и называют слов). Золушка полы...

Д.:- Мыла, подметала, протирала, скоблил.

Л.:- Печь...

Д.:- Топила, чистила, выбирала золу. 

Л.:- Обед...

Д.:- Варила, готовила жарила.

Л.:- Белье ...

Д.:- Стирала, полоскала, гладила.

Л:- Посуду ...

Д.:- Мыла, чистила, вытирала.

Л.:- Чем похожи эти слова?

Д.:- Они кончаются на слог ла.

5.Развитие функции языкового анализа и синтеза
Л.:- Ребята, я загадала слово, догадайтесь, какое слово я задумала, если в нем есть звук а, б, л.

Д.:- Бал.

Л.:- Правильно ли я обозначила это слово?

В схеме даны четыре кружочка, дети должны найти ошибку.

Л.:- Кто помог Золушке?

Д.:- Волшебница.

Л.:- Произнесите это слово по слогам.

Д.:- Вол-шеб-ни-ца.

Л.:- Скажите по слогам слово Золушка. Какое слово длиннее? Почему слово бал короткое?

Д.:-В слове бал один слог.

Л.:- Куда хотелось поехать Золушке?

Д.:- На бал. 

Л.:- Кто поехал на бал?

Д.:- Ее сестры и мачеха. А Золушке пришлось с утра до ночи шить, чистить и гладить платья для мачехи и сестер. Давайте поможем Золушке сшить платья.

                 Дети выполняют шнуровку и продолжаем в то время беседовать.

Л.:- Чем украшено платье у тебя, Таня?

Д.:- У меня платье с голубыми лентами. У меня платье с золотыми бантиками.

Л.:- Сестры и мачеха уехали, а Золушке задали ещё больше работы. В чулане крысы перегрызли все мешки с крупой, Золушке надо её перебрать. Давайте поможем ей.

                Дети отбирают горох от гречки.

6. Произношение звука л в предложениях

Л.:- Ну, вот теперь можно отправляться Золушке на бал. Куда послала Волшебница Золушку?

Д.:- Волшебница послала Золушку в огород.

Л.:- Что сделала в огороде Золушка?

Д.:- Сорвала большую тыкву.

Л.:- Найди в моем волшебном мешочке тыкву.

Д\и  «Волшебный мешочек». Ребенок находит на ощупь тыкву.

Л.:- Что произошло потом?

Д.:- Волшебница прикоснулась к ней   волшебной палочкой. Тыква превратилась в золоченую карету.

                                Ребенок находит в мешочке карету.

Л.:- В кого она превратила мышей?

Д.:- В лошадей.

Л.:-А ящериц?

Д.:-  В слуг.

Л.:-  Что еще сделала Волшебница?

 Д.:- Превратила платье в заплатках в золотое, нарядное платье.

Снова звучит музыка и идет показ отрывка из мультфильма «Золушка», логопед снимает старый наряд Золушки, а под ним оказывается красивое бальное платье.

7. Актуализация глагольной лексики

Л.:- Что произошло на балу? Золушка с принцем ...

Д.:- Золушка с принцем познакомилась.

Л.:- Она ...

Д.:- Танцевала, веселилась, смеялась, плясала.

Логопед включает куклу. Кукла вращается под музыку, а вместе с ней дети выполняют физминутку.

8. Физминутка.

Мы плясали, танцевали,      - руки на поясе, повороты туловища влево - вправо

Хлопали в ладоши                - хлопки руками

И по кругу мы бежали,         - парами кружатся

И на месте тоже.                    – поскоки на месте

А теперь мы отдохнем          - присели

И опять плясать начнем       -  встать, руки на поясе, поворот туловища влево – вправо

9.Падежное управление.

Л.: - После танца принц предложил Золушке угощенье. А какое догадайтесь. «Даю» вам слово с перепутанными слогами: ни-ка-клуб, мар-ла-мед, а вы назовите их правильно.

Д.: - Клубника, мармелад.

Л.: - Назовите согласные звуки слова клубника.

10.Уточнение смыслового значения слова полночь

         Включается магнитофонная запись с  боем  часов.

Л.: - Часы пробили полночь. Как вы понимаете это слово?

Д.: - Прошло полночи.

Л.: - Бросилась Золушка бежать, да туфельку и потеряла, вот она.

          Логопед показывает хрустальную туфельку.

11.Развитие связной речи

Л.: - Расскажите, что стал делать принц?

Д.:-  Принц поднял хрустальную туфельку и бросился догонять Золушку. У ворот он спросил часовых, не видали ли они принцессы? Часовые сказали, что видали лишь плохо одетую девушку, похожую на нищенку.

Л.: - А, что в это время делала Золушка?

Д.: - Золушка прибежала домой…

Л.: - Что рассказали Золушке после бала мачеха и сестры?

Д.: - Когда мачеха и сестры возвратились домой…

Л.: - Как нашли Золушку?

Д.: - Принц велел примерить туфельку всем девушкам царства…

Л.:-  Чем закончилась сказка?

Д.: - Золушке туфель пришлась в самый раз….

Л.: - Вот мы с вами и поиграли в сказку «Золушка», а теперь я повернусь и снова в Оксану Александровну превращусь.

12. Итог занятия.

Л.:- У кого мы побывали в гостях?

     - С каким звуком познакомились?

     - Чем помогли Золушке?

     - Что означают слова зола и полночь?

     - Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме Одежда

Цель: Организовать деятельность по составлению устного рассказа по серии картинок....

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» старшая группа для детей с овз конспект занятия тема "Весна"

конспект занятия непосредственной образовательной области "Познавательное развитие"Ознакомление с окружающим миров и развитие речи  старшая группа для детей с ОВЗ, лексическая тема "Ранняя весна"...

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 2-ой младшей группы по лексической теме «Я – человек!».

 Формировать представление о своем теле.  Закрепить название частей тела.   Развивать умения различать и называть органы чувств (глаза, нос, рот, уши).    Создать игров...

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 2-ой младшей группы по лексической теме "Я - человек!"

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 2-ой младшей группы по лексической теме "Я человек"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Профессии. Швея»

Данный материал будет полезен как логопедам дошкольных учреждений, воспитателям групп для детей с ТНР, так и педагогам общеобразовательных учреждений. В конспект занятия включено чтение художественног...

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в Старшей группе для детей с ЗПР по лексической теме "Поздняя осень": "Количество и счёт образование числа 4.

Цели: Уточнять и закреплять знания детей об образовании числа 4 на основе сравнения двух групп предметов.- Учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 4 с количеством и цифрой.-Устанавливать п...