Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми средней группы ТНР (ОНР) по лексической теме "Домашние птицы". Тема: "Курочка с цыплятами"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Занятие поможет воспитателям сформировать и уточнить представление детей о домашних птицах, их характерных особенностях, а так же поможет составить описательный рассказ по сюжетной иллюстрации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon desyatova_konspekt_zanyatiya_kurochka_s_tsyplyatami.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ № 18, г. Новокуйбышевска

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

и развитию речи

с детьми средней группы ТНР (ОНР)

по лексической теме «Домашние птицы»

Тема: «Курочка и цыплята»

Составила воспитатель:

Десятова Л.П.

2025 год

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

и развитию речи

с детьми средней группы ТНР (ОНР)

на лексическую тему «Домашние птицы»

Тема: «Курочка и цыплята»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Цель: Продолжать формировать представление о домашних птицах. Учить детей описывать сюжетную картинку в определённой последовательности.

Задачи:

Образовательные: Расширить представление детей о домашних птицах, как их зовут.

Коррекционно-развивающие: Развитие умения детей описывать сюжетную картинку, составляя небольшой связный рассказ, умение отвечать на вопросы предложением. Развитие слухового внимания, памяти, образного мышления. Закрепление обобщающего понятия «домашние птицы». Совершенствовать навык рассматривания сюжетной картинки. Развивать умение согласовывать движения с текстом физминутки. Упражнять в умении обводить изображение по контуру и раскрашивать, не выходя за контур.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушать собеседника, взаимодействовать со сверстниками.

Методы и приёмы:

Практические: игровая ситуация «Поможем цыплёнку», физминутка, и/упр. «Обведи и раскрась».

Наглядные: рассматривание картинок «Домашние птицы», сюжетной иллюстрации «Курочка с цыплятами».

Словесные:  беседа на тему «Домашние птицы», загадки, вопросы к детям, составление рассказа по сюжетной картинке «Курочка с цыплятами».

Материал и оборудование:

Игрушка цыплёнок, картинки на тему «Домашние птицы», сюжетная иллюстрация «Курочка с цыплятами», магнитная доска.

Предварительная работа: просмотр презентации «Домашние птицы», беседа на тему «Домашние птицы», рисование, слушание песенок о домашних птицах, разучивание попевок, потешек.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физ. минутка «Гости»

Игровая

Игровые ситуация «Поможем цыплёнку»

Познавательно-исследовательская

Рассматривание  картинок на тему «Домашние птицы», сюжетной картинки «Курочка с цыплятами»

Коммуникативная

Отгадывание загадок, беседа по вопросам о содержании картинки; слушание рассказа, составленного из ответов на вопросы; пересказ рассказа;

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

 (с обозначением

обр. области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Мотивационно-организационный

Игра «Приветствие»

Воспитатель предлагает детям встать в круг и проводит игру - приветствие:

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Мы все вместе повернёмся

И друг другу улыбнёмся

Дети встают в круг и играют в игру приветствие

Деятельностный

Продолжать формировать представление о домашних птицах.

Развитие внимания, памяти, образного мышления

(«Познавательное развитие»).

Закрепление обобщающего понятия «домашние птицы» («Речевое развитие»)

Загадки о домашних птицах, показ картинок «Домашние птицы»

Дети умеют отгадывать загадки;

знают обобщающее понятие «Домашние птицы»

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и отгадать загадки. По мере того, как дети отгадывают загадку воспитатель вывешивает на магнитную доску картинку - отгадку.

- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает (Курица),

- Ку-ка-ре-ку кричит он звонко, хлопает крыльями громко-громко, курочек верный пастух, как зовут его? (Петух),

- Говорит он всем - га - га,

Вы откуда и куда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это... (Гусь),

- Носик лопаткой.

Красные лапки,
Плавает, ныряет,

Крякать обожает (Утка),

- С птичьего двора гордец,

Индюшатам он отец (Индюк)

Далее воспитатель спрашивает у детей, как можно назвать всех этих птиц одним словом и почему их называют «домашними»

Дети садятся на стульчики и отгадывают загадки;

Называют обобщающее понятие;

Отвечают на вопрос, почему эти птицы «домашние»

Развивать слуховое внимание («Познавательное развитие»),

(«Социально - коммуникативное развитие»)

Игровая ситуация «Поможем цыплёнку»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто - то стучит.

Вносится игрушка - цыплёнок.

Воспитатель обращает внимание, что цыплёнок очень грустный и спрашивает у него, что случилось.

Цыплёнок «рассказывает», что хочет придумать рассказ по картинке, которая висит у него дома. Цыплёнок хочет рассказать про картину друзьям, но у него ничего не получается и просит ему помочь.

Воспитатель интересуется, где картинка и просит детей помочь цыплёнку придумать рассказ

Дети сидят на стульчиках, слушают воспитателя и цыплёнка;

Дети соглашаются помочь цыплёнку придумать рассказ по картинке

Дети умеют внимательно слушать, сопереживать

Совершенствовать навык рассматривания сюжетной картинки («Познавательное развитие»).

Развивать умение отвечать на вопросы предложениями

(«Речевое развитие»)

Рассматривание сюжетной иллюстрации «Курочка с цыплятами»

Дети умеют внимательно рассматривать сюжетную картинку и отвечать на вопросы  предложениями

Воспитатель предлагает  рассмотреть картинку и ответить на вопросы:

- Кто нарисован на картинке?

- Как можно назвать эту картинку?

Воспитатель отмечает, что ей нравится название «Курочка с цыплятами» и для того, чтобы рассказ по картине получился понятным и интересным, без повторов, надо для начала рассказать все о курице, затем – все о цыплятах.

- Мама - курица какая?

- Что она делает?

- Цыплята какие?

- Что делают цыплята?

- Где находится самый маленький цыплёнок?

Далее воспитатель предлагает послушать рассказ, составленный из ответов детей.

- Картинка называется «Курочка с цыплятами». На картинке нарисована курица и цыплята. Курица большая, рябая. Она ищет червячков и наблюдает за цыплятами. Цыплята маленькие, жёлтые, пушистые. Они стоят около курицы. А самый маленький цыплёнок сидит у мамы - курицы на спине.

Дети сидят; рассматривают картинку; отвечают на вопросы ; предлагают название картины.

Дети слушаю рассказ воспитателя

 

Развивать умение согласовывать движения с текстом физминутки

(«Физическое развитие»)

Физминутка «Гости»

Воспитатель предлагает детям отдохнуть, встать в круг и выполняет вместе с детьми физминутку

- Как у кисы в гостях               бег на носочках

Два цыплёнка в лаптях,

Петушок в сапожках               ходьба с высоким подниманием колена

Курочка в серёжках                ходьба на пятках

Селезень в кафтане                дробный шаг

Утка в сарафане                     ходьба вперевалочку     

Дети встаю в круг говорят слова  и выполняют движения физминутки

Дети умеют согласовывать движения с текстом физминутки

 

Развитие умения детей описывать сюжетную картинку, составляя небольшой связный рассказ

(«Речевое развитие»)

Воспитывать умение выслушать собеседника, взаимодействовать со сверстниками («Социально - коммуникативное развитие»)

Повторное слушание рассказа, пересказ рассказа детьми

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и ещё раз послушать рассказ; нацеливает детей на запоминание.

 Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно рассказать рассказ по картинке, обязательно назвать название.

Рассказ рассказывают 3 - 4 ребёнка

Дети садятся на стульчики, слушают повторно рассказ и рассказывают рассказ самостоятельно по вызову воспитателя

Дети умеют составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке.

Дети умеют выслушивать рассказ сверстника, не перебивая его

Упражнять в умении обводить изображение по контуру и раскрашивать, не выходя за контур.

(«Художественно - эстетическое развитие»)

Итог. Рефлексия. И/упр. «Обведи и раскрась»

Воспитатель спрашивает у детей, о чем говорили на занятии. Как называется рассказ, который они рассказывали по картинке.

В конце спрашивает у игрушки -цыплёнка понравился ли ему рассказ.

Цыплёнок благодарит детей и дарит им листочки с контурным изображением цыплёнка, предлагает обвести и раскрасить. Прощается с детьми.

Дети отвечают на вопросы;

Садятся за столы, обводят контурное изображение цыплёнка и раскрашивают

Дети умеют отвечать на вопросы полными предложениями, поддерживают беседу.

Дети умеют обводить по пунктирным линиям и раскрашивать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Беседа с Каркушей о птицах"

Данный конспект предназначен для провежения занятия по ознакомлению с окружающтим миром и развитию речи во второй младшей группе. Занятие содержит сюрпризный момент, игровую ситуацию, художественное с...

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Времена года» в средней группе. (с элементами развития речи, изобразительной деятельности и ИКТ)

Цели:1.Закрепить и обобщить знания о временах года, об их приметах;2. Закрепить знания о жизни животных и птиц в разное время года;3.Продолжать учить, правильно, называть детенышей животных, место их ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Знакомство с курицей и цыплятами"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в первой группе раннего возраста....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми старшей группы с ЗПР на тему: «Загадки птичьего двора»»

Систематизировать представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека....