Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Профессии. Швея»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Данный материал будет полезен как логопедам дошкольных учреждений, воспитателям групп для детей с ТНР, так и педагогам общеобразовательных учреждений. В конспект занятия включено чтение художественного произведения  С.Я. Маршака "Заглянул полумесяц к портному", а также показ презентации к тексту (презентация прилагается).

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

«Развитие речи»

в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Тема «Профессии. Швея»

Разработала:

учитель-логопед

Сущенко М.В.

г. Урай, 2018г.

Коррекционно-образовательные цели.

  •  Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии. Швея».
  • Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок.
  • Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.
  • Совершенствование навыка составления сложносочиненных предложений со словами для того чтобы.

Коррекционно-развивающие цели. 

  • Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. 

  • Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Наборное полотно, плоскостные изображения орудий труда и инструментов, сюжетная картинка с изображением швеи, схема рассказа о профессии, мяч, карандаши, тетради №1, магнитофон с записью музыкального сопровождения, ноутбук, проектор, игрушка еж.

Предварительная работа: 

  • Экскурсия в ателье с родителями
  • Проведение сюжетно-ролевой игры «В ателье»
  • Составление описательных рассказов об одежде.

Ход

непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

(Логопед встречает детей, организует приветствие)

Не растут, к несчастью, брюки

И у платьев рукава.

Но растут все время руки,

Ноги, шея, голова.

Мальчики и девочки

Становятся большими,

Надо, чтоб одежду

Им по мерке сшили.

Мастера пустили в дело

Иглы, ножницы, утюг.

За шитье взялись умело

Много быстрых, ловких рук.

Получайте свой заказ!

Все по мерке, в самый раз.

                                     А. Кардашова

- Вы догадались о какой профессии мы будем говорить? (О профессии швея)

(Логопед приглашает детей на стульчики).

2. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Как Луна осталась без платья»

- Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Как Луна осталась без платья».

 (На экране дети смотрят слайды по тексту).

Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.

— Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.

Снял портной с полумесяца мерку.

Приглашает его на примерку.

Но всего за четырнадцать дней.
Вдвое сделался месяц полней.

И в плечах и в груди ему тесно, —
Так поправился месяц небесный.

Чуть не плачет с досады портной:
— Что ты так подшутил надо мной!

Ваша светлость слегка пополнела.
Иль от стирки материя села, —

Я, по правде сказать, не пойму…

Ладно! Новую мерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки.
Не теряет портной ни минутки.

Ну, а месяц — гуляка ночной —
Стал тем временем полной луной.

Примеряет он тесное платье.

И, вздыхая, бормочет проклятья:
Постыдился бы добрых людей.

За последних три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил портной.
Где уж спорить портному с луной!

Снял он мерку с заказчика снова:
— Будет к празднику платье готово!

Швы у платья портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко,
А уж месяц стучится в окошко.

Да не месяц, а тоненький серп —

Не луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева портной:
— Нет, довольно шутить надо мной!

То вы делались круглым, как блин,
То худым, точно эта линейка.

Шить вам платье — пустое занятье.
Оставайтесь-ка лучше без платья!

Логопед: Удалось ли портному сшить платье для луны? Почему? (Ответы детей)

3. Упражнение «Нужные предметы» (с мячом)

Логопед: Вспомните, какие инструменты нужны швее для работы. (Логопед предлагает детям составить предложения со словами, для того чтобы.)

Логопед: 

  • Для чего швее нужен наперсток? (Для того чтобы не уколоть палец)
  • Для чего швее нужны ножницы? (Для того чтобы вырезать выкройку)
  • Для чего швее нужны нитки? (Для того чтобы сшивать одежду)
  • Для чего швее нужен портновский метр? (Для того чтобы снимать мерку)
  • Для чего швее нужна швейная машинка? (Для того чтобы делать строчку на одежде) и т.д.

4. Упражнение «Чего не стало?» (Логопед предлагает детям закрыть глаза и убирает одно изображение)

Логопед: Чего не стало?  (Не стало наперстка, метра, иголки, ниток и т.д.)

5. Пальчиковая гимнастика «Наперсток» (Логопед предлагает детям встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику)

Логопед: Давайте сделаем знакомое вам упражнение

Вышивает, шьет иголка,

Левая ладошка раскрыта, в правой – воображаемая игла.

Пальцу больно, пальцу колко.

Игла «шьет» и задевает  кончик указательного пальца левой руки

А наперсток в тот же миг

Делают такое движение, будто надевают наперсток.

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке: «Шей,

Вновь «шьют»

А колоться ты не смей!»

Грозят указательным пальцем правой руки.

6. Составление рассказа по схеме. (Логопед помещает сюжетную картинку по теме)

Логопед: Используя схему, составьте рассказ о швее.

У Маши был пушистый коричневый медвежонок. Маша сшила медвежонку желтую рубашку в горошек. Маша сшила медвежонку синие штанишки. Медвежонок стал очень нарядным. Маше нравиться шить одежду для своих игрушек. (Логопед слушает рассказ каждого ребенка)

7. Упражнение «Найди и раскрась» (Логопед обращает внимание детей на тетради, которые принес еж, приглашает детей за столы)

Логопед: Отгадайте загадку:

Режем, режем, вырезаем,

Маме шить мы помогаем.

О чем загадка? Раскрасьте отгадку. В какой профессии нужен этот предмет? Что еще здесь нарисовано? Кому все это нужно для работы?

(Дети выполняют задание, звучит музыка, логопед беседует с детьми по ходу выполнения работы).

8. Окончание занятия.

Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, а затем оценивает работу каждого ребенку.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие р...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (развитие речи) в средней группе \'\'Свойства снега\'\' с использованием технологии исследовательской деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (развитие речи) в средней группе детского сада "Свойства снега" с использованием технологии исследовательской деятельности. Цель: закрепить получе...

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в старшей группе

Данный конспектпоможет вам научить детей различать инструменты и соотносить из названия с изображением, называть действия с ними, подбирать эпитеты по смыслу, а так же развивать умения изменять сущест...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе для детей с ЗПР на тему "Новый Год у ворот"

Занятие по ИЗО о традициях и обычаях празднования Нового Года. Создание в рисунке образа нарядной елки. Закрепление технических навыков....