Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Андреева Анастасия Сергеевна

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме  “Морские обитатели”.

Цель занятия: активизировать лексических запас слов у детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • учить образовывать множественное число;
  • учить употреблять предложно - падежные конструкции;
  • учить подбирать признаки к предметам.

Коррекционно-развивающая: развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskie_obitateli.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 по теме  “Морские обитатели”

Цель занятия: активизировать лексических запас слов у детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить образовывать множественное число; учить употреблять предложно - падежные конструкции; учить подбирать признаки к предметам.

Коррекционно-развивающая: развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мяч, клей, альбомные листы, окрашенные в голубой или  синий цвет, морские обитатели  из цветной бумаги, по 4 шт. для каждого ребенка)

Предварительная работа: Разучивание физминутки «А под пальмой краб сидит».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель  включает аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой, дети сидят за столами.

Воспитатель:

- Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?

Дети:

- Шум моря, волны плещутся о берег …

Воспитатель:

- А кто из вас видел море? Купался в нем?

- А вы хотели бы снова оказаться на морском берегу?

- Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю?

- На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке...

-А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

- С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом.

        Правильно, дети, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа (на экране появляется картинка батискафа).  Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.

II. Сообщение темы занятия.

Воспитатель:  Итак, как я уже сказала, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Мы с вами опустимся на дно моря, затем погуляем по берегу. Мы будем знакомиться с морскими обитателями. Начнем  путешествия под водой!

III. Основная часть.

1. Отгадывание загадок.          

Воспитатель: Смотрите-смотрите, кто-то быстро проплыл. Вы заметили, кто это был? Нет, я тоже не успела увидеть. Но у нас есть фотоаппарат, который все зафиксировал. Давайте посмотрим. Ох, но у него специальный режим. Нужно  отгадать загадки, только тогда на экране появится фотография морского обитателя. Дети отгадывают загадки, на доске появляются картинки морских обитателей.

Вот просторы океана

Бороздит гора с фонтаном,

 Бьёт хвостом, вода кипит -

 Проплывает важно (Кит)

Будто тазик кверху дном,

Крепкий панцирь. Кто же в нем?

Вдоль по берегу без страха

Шала большая (Черепаха)

Для неё волна – качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода.
(Медуза)

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (Морская звезда)

Ты со мною не знаком?

 Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я –  (Осьминог)

 Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (Дельфин)

Ползет в море паук -

Восемь ног, пара рук.

В руках клещи,

В глазах испуг. (Краб)

2. Упражнение с предлогами между, под, над.

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите ребята, как интересно выстроились морские обитатели. Скажите мне, кто находится между черепахой и дельфином? Кто под китом? Кто над крабом? Кто между медузой и морской звездой? Кто между осьминогом и крабом? Кто под медузой? Кто под дельфином?

Ответы детей.

3. Игра “один - много”.

Воспитатель: Молодцы! Вы разгадали все загадки, узнали кто где расположен, а теперь посмотрите, кто это на доске остался?

Дети: Черепаха

Воспитатель: А если их будет много, то как мы скажем?

Дети: Черепахи

Воспитатель: дельфин - дельфины; краб - крабы; звезда - звезды; осьминог - осьминоги; медуза - медузы.

Воспитатель: Хорошо справились и с этим заданием. Дети, а кто  из морских обитателей может находиться еще и на суше. Как вы думаете?

Дети: краб и черепаха.

Воспитатель: Правильно. Давайте с вами закончим наше путешествие по дну моря и погуляем по берегу и понаблюдаем за ними.

Воспитатель: Смотрите-ка, краб нарисовал задание для нас. Так, он просит назвать каждого морского обитателя ласково. Для этого он оставил мячик. Я бросаю кому-нибудь из вас мячик и называю морского обитателя. Вы называете его ласково и возвращаете мне мяч.

Звезда, черепаха, дельфин, краб, осьминог

Выполняется игра. 

4. Физминутка «А под пальмой краб сидит…».

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит        

и клешнями шевелит,                

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает  

И за рыбками ныряет,              

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой краб сидит        

и клешнями шевелит,                

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Под водой на глубине            

Крокодил лежит на дне.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

 5. Какой звук слышится в начале слова ДЕЛЬФИН?

        Звук [Д‘], КАРТИНКА ЗВУКА [Д‘]

Воспитатель: Давайте с Вами вспомним вот что: Звуки мы слышим и … произносим, а буквы?... пишем. Подскажите мне звук  «Д’» какой? Твердый или мягкий?  Звонкий  или глухой? Давайте  приложим ладошку к горлышку и произнесем наш звук. Если  мы почувствуем дрожь в горлышке, значит звук наш звонкий, а если нет - глухой.

6. Назовите слова где встречается звук [Д‘]

7. Игра “Делим на слоги”.

Воспитатель: А на что похожа буква «Д»? Правильно на ДОМ

Воспитатель:  Посмотрите, черепаха дала нам новое  задание, с которым она сама справиться не может. Нам для выполнения занятия тоже нужно кое - что вспомнить. Подскажите мне из чего состоят слова? Каждое слово, состоит из маленьких частей – слогов. Чтобы правильно слово разделить на слоги, нужно его "позвать", как зовут человека, который потерялся или находится далеко, при этом будем хлопать. Давай попробуем "позвать  Арину!  А-РИ-НА! На сколько частичек-слогов оно разделилось? Правильно, на три!  Ну что поможем черепахе поделить слова на слоги?

Воспитатель: Итак, черепаха дала мне список морских обитателей. Сначала мы должны узнать на сколько слогов можно поделить каждое слово, а  затем поселить в тот домик где нужное количество окошек. Я называю его, один из вас подходит к доске и переносит жителя  в домик с тем количеством окошек, сколько слогов в этом слове.

КРАБ - ЧЕРЕПАХА - ЗВЕЗДА - МЕДУЗА- КИТ -ДЕЛЬФИН - ОСЬМИНОГ

Дети выполняют задание.

6. Упражнение “Какой? Какая?”

Воспитатель: Вот какие молодцы, и с этим заданием справились. Все расселили по домикам. Мы с вами познакомились с морскими обитателями. А теперь, давайте, скажем, какие они бывают. Кит какой?

Дети: Большой, громкий.

Воспитатель: Черепаха - Морская звезда – Краб – Медуза

МОЛОДЦЫ!

IV. Итог занятия.

Воспитатель: Вот наши приключения и подошли к концу. Мы сегодня с вами познакомились с некоторыми морскими обитателями. Напомните мне какими? Ребята еще одно последнее задание от черепахи! Сейчас я раздам вам секретное задани.

Внимание!

Итак! «Ребята, вам специальное задание! Мы готовили вам нашу фотографию, но налетел сильный шторм и все разорвал! Наклейте, пожалуйста, всех морских обитателей в правильном порядке и у вас получится замечательное фото на память. До встречи!»

Ребята! Расположите в правом верхнем углу ОСЬМИНОГА

В левом нижнем углу ЧЕРЕПАХУ

В верхнем левом углу КИТА

В нижнем правом углу ЗВЕЗДУ

Воспитатель демонстрирует на экране правильный порядок.

Ребята, посмотрите, как красиво у нас получилось.  Вы все сегодня молодцы, справились со всеми сложными заданиями! А теперь в свободное время вы сможете оформить свои аквариумы так, как хочется вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР

Примерное тематическое планирование игр,упражнений по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.

Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»

 Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Человек. Наше тело»

Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе. Тема «Человек. Наше тело»

Цели:1. Знакомство детей с частями тела человека.2. Закрепление словаря по данной теме.3. Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа.4. Формирование навыка ориентировки в...