Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Примерное тематическое планирование игр,упражнений по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Овощи. Огород»

Словарь.

Существительные: овощ, огурец, помидор, репа, свекла, капуста, морковь, картофель, лук, чеснок, редиска, перец, баклажан, кабачок; огород, поле, грядка, урожай, уборка, сок, салат и т.д.

Прилагательные: цвета – красный, оранжевый, зеленый, желтый, коричневый, фиолетовый и т.д.; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглый, овальный, треугольный; поверхность – гладкий, шершавый, мягкий, твердый; вареный, сырой, полезный и т.д.

Глаголы: созревать, собирать, срывать, срезать, выкапывать, выдергивать, заготавливать.

Игры и упражнения:

  1. «Как убирают овощи» (активизация глаголов): капусту – срезают, огурцы – срывают и т.д.
  2. «Четвертый лишний» (классификация понятий): огурец, помидор, яблоко, перец и т.д.
  3. «Скажи наоборот» (образование антонимов): кабачок большой, а огурец … маленький; помидор мягкий, а огурец … твердый и т.д.
  4. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): помидор – помидоры – помидоров и т.д.
  5. «Какой овощ по цвету (форме, вкусу, на ощупь)?» (активизация прилагательных): огурец зеленый, овальный, вкусный, твердый, шероховатый и т.д.
  6. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе): огурец – огурчик – огурчики и т.д.
  7. «Назови салат (сок)» (образование относительных прилагательных): салат (сок) из огурцов – огуречный и т.д.
  8. «Сосчитай овощи» (согласование числительных с существительными): один огурец, два огурца … пять огурцов и т.д.
  9. «Чего не стало?» (образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже): не стало огурца, не стало огурцов и т.д.

ТЕМА: «Фрукты. Сад»

Словарь:

Существительные: фрукт, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, банан, сад, дерево; урожай, компот, варенье, сок и т.д.

Прилагательные: сочный; вкус – кислый, сладкий; цвет – зеленый, красный, желтый, оранжевый, синий; форма – круглый, овальный, треугольный; поверхность – гладкий, шершавый, мягкий, твердый и т.д.

Глаголы: созревать, собирать, срывать, мыть, варить, выжимать, консервировать.

Игры и упражнения:

  1. «Четвертый лишний» (классификация понятий): яблоко, лимон, помидор, груша и т.д.
  2. «Скажи наоборот» (образование антонимов): яблоко большое, а слива … маленькая; лимон кислый, а груша … сладкая и т.д.
  3. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): груша – груши – много груш и т.д.
  4. «Как называется сок, варенье?» (образование относительных прилагательных и согласование их с существительными): сок из яблок – яблочный сок, варенье из слив – сливовое варенье и т.д.
  5. «Большой – маленький» (образование  существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование прилагательных с существительными): красное яблоко – красненькое яблочко и т.д.
  6. «Какого фрукта не стало?» (образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже): не стало яблока, не стало яблок и т.д.
  7. «Подбери признаки» (активизация прилагательных,  согласование существительных с прилагательными): яблоко (какое?) – красное, круглое, сладкое, твердое и т.д.
  8. «Что растет в саду, а что в огороде» (дифференциация понятий: «овощи», «фрукты»).

ТЕМА: «Ягоды»

Словарь.

Существительные: ягода, клубника, смородина, крыжовник, малина, земляника, черника, клюква, брусника, рябина, сад, лес, куст, дерево; грядка, урожай; варенье, сок, компот и т.д.

Прилагательные: садовый, лесной; цвет – красный, желтый, белый, черный, синий и т.д.; форма – круглый, овальный, треугольный; вкус – кислый, сладкий, горький; душистый, мягкий, твердый, ароматный.

Глаголы: собирать, висеть, варить, сушить.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование существительных  единственного числа в родительном падеже): малина – много малины и т.д.
  2. «Как называется сок?» (образование относительных прилагательных): из малины – сок малиновый и т.д.
  3. «Четвертый лишний» (классификация понятий): малина, клубника, слива, черника.
  4. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): клубника – клубничка и т.д.

ТЕМА: «Золотая» осень. Деревья осенью»

Словарь.

Существительные: осень, туман, дождь, ветер, туча, лужа, листопад, дерево, ствол, корень, ветки, крона, лист, кора, солнце, небо, погода, береза, рябина, дуб, клен, ель, сосна, осина, плод, семена, желудь, шишка, сережки.

Прилагательные: ранний, золотой, осенний, ясный, пасмурный, дождливый, хмурый, багряный, белоствольный, раскидистый, вечнозеленый, могучий, корявый, увядающий, печальный.

Глаголы: идти, дуть, желтеть, краснеть, опадать, лететь, шуршать, шелестеть, моросить, вянуть, сохнуть, увядать, наступать.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных и прилагательных): осеннее дерево – осенние деревья, желтый лист – желтые листья и т.д.
  2. «Какого дерева не стало?» (образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже): не стало березы, берез и т.д.
  3. «Назови лист, ветку» (образование относительных прилагательных): лист березы – березовый; ветка березы – березовая и т.д.
  4. «Сосчитай деревья» (согласование числительных с существительными): один дуб, два дуба … пять дубов и т.д.
  5. «Подбери признаки» (активизация прилагательных): осень (какая?) - …, дождь (какой?) - …, деревья (какие?) - … и т.д.

 

ТЕМА: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

Словарь.

Существительные: ласточка, грач, скворец, соловей, кукушка, гусь, утка, журавль, лебедь, птица, пруд, озеро, болото, туловище, голова, хвост, лапы, крылья, перья, оперение, перепонки, стая, юг.

Прилагательные: перелетный, водоплавающий, длинношеий, длинноногий, короткоклювый, красноклювый, перепончатый, дикий.

Глаголы: лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть, гоготать, нырять, грести, щипать.

Игры и упражнения:

  1. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): скворец – скворушка, лебедь – лебедушка, соловей – соловушка и т.д.
  2. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): утка – утки – уток и т.д.
  3. «Кто больше назовет перелетных птиц» (активизация словаря).
  4. «Что делает птица?» (активизация глаголов): гусь (что делает?) – ходит, плавает, летает, гогочет и т.д.
  5. «Сосчитай птиц» (согласование числительных с существительными): один грач, два грача … пять грачей и т.д.
  6. «Четвертый лишний» (классификация перелетных и зимующих птиц; водоплавающих и просто перелетных птиц).
  7. «Составь из частей птицу» (активизация названий частей тела птиц).
  8. «Скажи наоборот» (образование антонимов): короткий хвост - …, острый клюв - …, длинные лапы - …, черное крыло - … и т.д.
  9. «Какая птица?» (образование сложных прилагательных): с острым клювом – остроклювый, с коротким хвостом - …, с красными лапами - …, с длинными ногами - … и т.д.

ТЕМА: «Грибы»

Словарь.

Существительные: гриб, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, лисичка, масленок, опенок, сыроежка, поганка, мухомор; шапка, ножка, грибница, лес.

Прилагательные: лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; цвета – белый, коричневый, красный, рыжий и т.д.

Глаголы: ходить, собирать, искать, солить, сушить, жарить, варить, мариновать, отравиться, срезать.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): подосиновик – подосиновики – много подосиновиков и т.д.
  2. «Большой – маленький» (образование  уменьшительно-ласкательной формы существительных): гриб – грибочек и т.д.
  3. «Сосчитай грибы» (согласование числительных с существительными): один подберезовик, два подберезовика … пять подберезовиков и т.д.
  4. «Какой грибок мы возьмем в кузовок»  (активизация словаря, различение съедобных и несъедобных грибов).
  5. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): тонкая ножка – толстая, высокая ножка - …, большой гриб - … и т.д.
  6. «Как готовят грибы?» (активизация глаголов): солят, сушат, жарят, варят, маринуют и т.д.
  7. «Подбери родственные слова»: гриб, грибной, грибник, грибница, грибок и т.д.

ТЕМА: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Словарь.

Существительные: одежда, белье, майка, трусы, носки, колготки, брюки, рубашка, платье, юбка, кофта, свитер и т.д.; пальто, куртка, плащ, шуба и т.д.; варежки, рукавицы, перчатки; рукава, воротник, манжеты, карман, пуговицы, молния, кнопки, пояс; обувь, туфли, ботинки, сандалии, босоножки, тапки, сапоги, валенки, кроссовки и т.д.; подошва, шнурки, носок, каблук; шапка, кепка, платок, шляпа, панамка, фуражка, берет и т.д.; фетр, шерсть, кожа, мех, шелк, ситец, драп, резина и т.д.

Прилагательные: нижняя, верхняя, спортивная, зимняя, летняя, осеннее-весенняя, женская, мужская, детская, теплый, удобный, модный и т.д.

Глаголы: одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, завязывать, развязывать, вешать, складывать, ставить, обуваться, разуваться, шить, покупать, вязать, пришивать, вышивать, ремонтировать, промокать.

Игры и упражнения:

  1. «Разложи по полочкам» (дифференциация понятий «одежда», «обувь», «головные уборы»).
  2. «Подбери признаки» (образование прилагательных, согласование существительных с прилагательными): куртка (какая?) – желтая, теплая, красивая …, сапоги (какие?) - … и т.д.
  3. «Назови, какая (какой, какое, какие)» – из какого материала сделана (образование относительных прилагательных, согласование существительных с прилагательными): шапка из шерсти – шерстяная шапка; платок из шелка – шелковый платок; перчатки из кожи – кожаные перчатки и т.д.
  4. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): рубашка – рубашки – много рубашек и т.д.
  5. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными): одно платье, два платья … пять платьев, но одно пальто, два пальто … пять пальто и т.д.
  6. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): юбка – юбочка, шарф – шарфик, платок – платочек и т.д.
  7. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): узкая юбка - …, короткое платье - …, белый костюм - … и т.д.
  8. «Кто подберет больше слов?» (образование винительного падежа существительных): что можно сшить (связать, штопать, завязывать, надеть, обуть, надвинуть на голову).

ТЕМА: «Домашние птицы»

Словарь.

Существительные: птица, петух, курица, цыпленок; селезень, утка, утенок; индюк, индюшка, индюшонок; гусь, гусыня, гусенок; птенец, курятник, насест; голова, клюв, лапы, крылья, перья, хвост, гребешок, шпоры, оперенье, хохолок, бородка, перепонки, коготки; дом, человек, зерно, семечки, подушка, яйца, мясо и т.д.

Прилагательные: домашний, летающий, нелетающий, пушистый, желторотый, разноцветный, задиристый, пестрый, рябая, длинный, острый, водоплавающий и т.д.

Глаголы: кукарекать, кудахтать, крякать, гоготать, балаболить, шипеть, кормить, ухаживать, заботиться, летать, плавать, ходить, пить, клевать, махать, переваливаться и т.д.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): петух – петухи – много петухов и т.д.
  2. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе) петух – петушок – петушки и т.д.
  3. «Кто как кричит?» (образование звукоподражательных глаголов): гусь – гогочет, утка – крякает и т.д.
  4. «Сосчитай птиц» (согласование числительных с существительными): одна утка, две утки … пять уток и т.д.
  5. «Назови семью» (словообразование  существительных): мама – курица, папа – петух, детеныш – цыпленок и т.д.
  6. «У кого кто?» (падежное согласование существительных): у утки – утенок, утята и т.д.
  7. «Кто как передвигается?» (активизация глаголов): утка (что делает?) – ходит, плавает, летает и т.д.

ТЕМА: «Домашние животные»

Словарь.

Существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок; корова, бык, теленок; овца, баран, ягненок; коза, козел, козленок; свинья, боров, поросенок; собака, пес, щенок; кошка, кот, котенок; голова, морда, уши, тело, лапы (ноги), рога, шерсть, хвост, грива, копыта, щетина, пятачок; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, шкура, кожа; конура, хлев, свинарник, конюшня и т.д.

Прилагательные: домашний, нужный, полезный, травоядный, короткий, длинный, мягкий, пушистый и т.д.

Глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться, лакать, грызть, жевать и т.д.

 

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): кошка – кошки – много кошек; котенок – котята – много котят и т.д.
  2. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе): кошка – кошечка – кошечки и т.д.
  3. «Кто как голос подает?» (образование звукоподражательных глаголов): корова – мычит, кошка – мяукает и т.д.
  4. «У кого кто?» (падежное согласование существительных): у кошки – котенок (котята) и т.д.
  5. «Сосчитай животных» (согласование числительных с существительными): одна лошадь, две лошади … пять лошадей и т.д.
  6. «Чей, чья, чье, чьи?» (образование притяжательных прилагательных): хвост (чей?) – кошачий, голова (чья?) – кошачья, туловище (чье?) – кошачье, уши (чьи?) – кошачьи и т.д.
  7. «Кто чем питается?» (образование творительного падежа существительных): кошка – молоком, корова – травой и т.д.
  8. «Кто как ест?» (активизация глаголов): корова – жует, собака – грызет, кошка – лакает и т.д.
  9. «Подбери признаки» (активизация прилагательных): кошка  (какая?) - … и т.д.

10. «Подбери действия» (активизация глаголов): кошка (что

     делает?) - … и т.д.    

11. «Назови семью» (словообразование  существительных): мама –  

      корова, папа – бык, детеныш – теленок и т.д.

12. «Кто где живет?» (образование предложного падежа  

      существительных): собака живет в конуре, лошадь живет в

      конюшне,  корова – в коровнике и т.д.

13. «Кого пасет пастух?» (образование винительного падежа

      множественного числа   существительных): пастух пасет коров

      (овец, коз) и т.д.

ТЕМА: «Поздняя осень»

Словарь.

Существительные: осень, туча, дождь, слякоть, зонт, ненастье, погода, солнце, небо, деревья, трава, птицы.

Прилагательные: поздняя, унылая, длинный, короткий, частый, ненастная, дождливая, сырая, голый, грустный, серый, тусклый, холодный, сильный, сухой и т.д.

Глаголы: хмуриться, срывать, моросить, идти, наступать, осыпаться, лить, дуть, сохнуть, улетать, вянуть, мокнуть.

Игры и упражнения:

  1. «Подбери признаки» (активизация прилагательных): солнце (какое?) - …, небо (какое?) - …, деревья (какие?) - …, трава (какая?) - …, погода (какая?) - …, дождь (какой?) - … и т.д.
  2. «Подбери действия» (активизация глаголов): дождь (что делает?) - …, ветер (что делает?) - …, листья (что делают?) - …, птицы (что делают?) - … и т.д.
  3. «Подбери предметы к признакам» (активизация  существительных, согласование существительных с прилагательными): про что можно сказать «осенний» («осенняя», «осеннее», «осенние»)?
  4. «Подбери предметы к действиям» (активизация  существительных): дует (что?) - …, опадают (что?) - …, улетают (кто?) - … и т.д.

ТЕМА: «Зима»

Словарь.

Существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, мороз, лед, иней, холод.

Прилагательные: холодный, морозный, лютый, вьюжный, пушистый, блестящий, легкий, сверкающий, рыхлый, скользкий, суровый.

Глаголы: мести, дуть, завывать, падать, лететь, кружиться, морозить, подмораживать, замерзать, покрывать, блестеть.

Игры и упражнения:

  1. «Подбери признаки к предмету» (образование прилагательных, согласование существительных с прилагательными): снег (какой?) - …, зима (какая?) - …, мороз (какой?) - … и т.д.
  2. «Подбери предметы к признаку» (согласование существительных с прилагательными): снежный, снежная, снежное, снежные; (морозный, зимний и т.д.).
  3. «Подбери родственные слова»: снег – снежок, снежинка, снеговик, подснежник и т.д.; а также со словами: зима, мороз, лед …
  4. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): снег – снежок, мороз – морозец, лед – ледок, зима – зимушка и т.д.
  5. «Подбери действия» (активизация глаголов): снег (что делает?) - …, снежинки (что делают?) - …, ветер (что делает?) - … и т.д.
  6. «Подбери слова, отвечающие на вопросы: «кто?», «что?» (активизация существительных): замерзает (что?) - …, завывает (что?) -…, кружатся (что?) - …, лепят (что?) - …, катаются (кто?) - … и т.д.

ТЕМА: «Посуда»

Словарь.

Существительные: посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, молочник, кастрюля, сковорода, половник, ложка, вилка, нож, стакан, ковш, дуршлаг, хлебница, сахарница, конфетница, селедочница и т.д.;  масленка, солонка; кухня, столовая, чай, кофе, суп и т.д.

Прилагательные: столовая, чайная, кухонная (посуда);  стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный, эмалированный, глиняный и т.д.

Глаголы: готовить, есть, заваривать, пить, варить, жарить, печь, резать, наливать, класть, вытирать, разбивать, мыть.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): кофейник – кофейники – много кофейников и т.д.
  2. «Назови ласково» (образование  уменьшительно-ласкательной формы существительных): чашка – чашечка и т.д.
  3. «Сосчитай посуду» (согласование количественных числительных с существительными): одна тарелка, две тарелки … пять тарелок и т.д.
  4. «Какая бывает посуда» (из какого материала сделана) – (образование относительных прилагательных от существительных): посуда из стекла – стеклянная; из глины – глиняная; из пластмассы – пластмассовая; из дерева - …, из фарфора - …, из керамики - … и т.д.
  5. «Что куда кладут?» (упражнение в словообразовании, падежное согласование существительных): хлеб кладут … в хлебницу, салат … в …, конфеты – в …, селедку – в …, соль – в …, масло – в … и т.д.
  6. «Разложи посуду» (классификация посуды: чайная, столовая, кухонная).
  7. «Четвертый лишний» (классификация посуды): чашка, блюдце, кастрюля, чайник и т.д.
  8. «Назови части посуды»: у чайника – носик, ручка, крышка, донышко и т.д.

ТЕМА:  «Звери наших лесов»

Словарь.

Существительные: зверь, заяц, зайчиха, зайчонок; лось, лосиха, лосенок; еж, ежиха, ежонок; белка, бельчонок; волк, волчица, волчонок; лиса (лисица), лис, лисенок; медведь, медведица, медвежонок; лес, нора, дупло, берлога, логово; части тела животных: голова, туловище, хвост, ноги, рога, шерсть, морда, кисточки, зубы, когти и т.д.; чем питаются: трава, кора, ветки, ягоды, грибы, мед, шишки, орехи, мыши, зайцы и т.д.

Прилагательные: серый, рыжий, бурый, колючий, пушистый, хитрый, трусливый, косолапый, сильный, слабый, злой, толстый, густой, опасный, хищный, длинноногий, короткохвостый, осторожный.

Глаголы: прыгать, бегать, бродить, грызть, жевать, убегать, догонять, питаться, запасать, спасать, охотиться, нападать, есть, линять.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): заяц – зайцы – много зайцев; белка – белки – много белок и т.д.
  2. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): белка – белочка и т.д.
  3. «Сосчитай зверей» (согласование количественных числительных с существительными): один еж, два ежа … пять ежей и т.д.
  4. «Чей, чья, чье, чьи?» (образование притяжательных прилагательных): след (чей?) – лисий, голова (чья?) – лисья, туловище (чье?) – лисье, уши (чьи?) – лисьи и т.д.

5. «Кто где живет?» (образование предложного падежа  

    существительных): лиса живет (где?) в норе и т.д.

6. «Подбери признаки» (активизация прилагательных, согласование  

    прилагательных с существительными): заяц (какой?) - …, лиса                      

    (какая?) - … и т.д.

7. «Подбери действия» (активизация глаголов): заяц (что

    делает?) - … и т.д.

8. «Назови семью» (словообразование  существительных): мама –  

     лиса, папа – лис, детеныш – лисенок и т.д.

9. «Кому что дадим?» (образование дательного падежа  

    существительных): малину дадим медведю, орехи дадим белке и

    т.д.

ТЕМА: «Новый год»

Словарь.

Существительные: ночь, праздник, украшение, елка, карнавал, хоровод, серпантин, гирлянда, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление.

Прилагательные: новогодний, праздничный, веселый, разноцветный, нарядный, красивый, шумный, радостный.

Глаголы: выступать, отмечать, поздравлять, дарить, зажигать.

Игры и упражнения:

  1. «Подбери признак к предмету» (активизация прилагательных): елка (какая?) - …, праздник (какой?) - …, елочные игрушки (какие?) - … и т.д.
  2. «Подбери предметы к признакам» (согласование существительных с прилагательными): новогодний - … (праздник); новогодняя - … (елка); новогоднее - … (украшение) и т.д.
  3. «Кем ты будешь на елке?» (образование существительных в  творительном падеже): я буду зайчиком и т.д.
  4. «Что мы вешали на елку?» (образование существительных в  винительном падеже): шары, гирлянды, игрушки, серпантин и т.д.
  5. «Где белка?» (употребление предлогов): белка на елке, за елкой, под елкой, перед елкой и т.д.

ТЕМА: «Транспорт. Профессии на транспорте»

Словарь.

Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, машина, грузовик, самосвал, автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, пароход, теплоход, парусник, яхта; скорая помощь, милиция, пожарная, поливочная; кабина, кузов, салон, дверь, сиденье, руль, колесо, крыло, мотор, вагон, штурвал, рельсы, провода; груз, пассажир, поездка; шофер, водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.

Прилагательные: пассажирский, грузовой, специальный, наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный; удобный, быстрый, смелый, сильный, внимательный и т.д.

Глаголы: ехать, везти, перевозить, лететь, плыть, управлять, грузить, доставлять.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): автобус – автобусы – много автобусов и т.д.
  2. «Подбери действия» (расширение глагольного словаря): поезд (что делает?) - …, самолет (что делает?) - …, пароход (что

    делает?) - … и т.д.

3. «Подбери признаки» (активизация прилагательных):  

    машина (какая?) - …, автобус (какой?) - …, самолет (какой?) - …

   и т.д.

4. «Кто управляет этим видом транспорта?» (активизация

    существительных): самолетом управляет (кто?) - …, автобусом -  

    …, кораблем - …, трамваем - … и т.д.

  1. «Сосчитай транспорт» (согласование количественных

    числительных с  существительными): один самолет, два

    самолета … пять самолетов и т.д.

6. «Назови пассажирский (грузовой, специальный, наземный,

    водный, воздушный, подземный, железнодорожный) транспорт»

        (расширение словарного запаса).

    7. «Для чего используется этот транспорт?» (расширение словарного

    запаса, уточнение представлений о назначении разных видов

    транспорта): скорая помощь используется для перевозки

    больных и т.д.

8. «Четвертый лишний» (классификация транспорта): пароход,

    лодка, самолет, катер и т.д.

  1. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): взлет – посадка, взлетать – приземляться, приезжать - …, приплывать - … и т.д.

10.«Чего не стало?» (образование единственного и множественного

    числа существительных в родительном падеже): не стало

автобуса – автобусов и т.д.

    11.«Где едет машина?» (образование предложно-падежных

конструкций): машина выехала из гаража, подъехала к дому,

переехала через мост, въехала на гору, съехала с горы и т.д.

ТЕМА: «Мебель. Части мебели»

Словарь.

Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (спинка, сиденье, ножки), шкаф (дверцы, ножки, дно), кровать (ножки, спинки, матрац), диван, кресло, сервант, табуретка; подлокотник, обивка и т.д.

Прилагательные: мягкий, твердый, удобный, жесткий, высокий, низкий, деревянный, кожаный, пластмассовый, полированный, обеденный, кухонный, журнальный, детский, книжный, платяной.

Глаголы: ставить, сидеть, лежать, спать, отдыхать, работать, пить, есть, вешать, класть и т.д.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): стол – столы – много столов и т.д.
  2. «Назови ласково» (образование  уменьшительно-ласкательной формы существительных): шкаф – шкафчик и т.д.
  3. «Пересчитай мебель» (согласование числительных с существительными): один стол, два стола … пять столов и т.д.
  4. «Подбери признаки» (активизация прилагательных): кровать (какая?) - …, стул (какой?) - …, кресло (какое?) - … и т.д.
  5. «Назови какой, какая, какое» (образование относительных прилагательных): шкаф из дерева (какой?) – деревянный, стул из пластмассы (какой?) - …, диван из кожи (какой?) - … и т.д.
  6. «Выполни действия» (понимание предложных конструкций): положи мяч на стул, под стул, за стул, перед стулом, около стула, между стульями и т.п.
  7. «Какая мебель есть в твоем доме (в детском саду)?» - активизация словаря.
  8. «Расположи красиво мебель в квартире» (образование предложно-падежных конструкций): где находится шкаф по отношению к стулу? справа (слева, спереди, позади и т.д.)

ТЕМА: «Животные Севера»

Словарь.

Существительные: белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец, кит, нерпа, ласты, клык.

Прилагательные: белый, неуклюжий, толстый, длинноусый, длиннорогий, острозубый, толстолапый, густой, жесткий.

Глаголы: плавать, нырять, предохранять, питаться, вскармливать, бегать, жиреть.

Игры и упражнения:

 

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных  именительного и родительного падежей): тюлень – тюлени – много тюленей и т.д.
  2. «Сосчитай животных» (согласование числительных с существительными): один морж, два моржа … пять моржей и т.д.
  3. «Чей, чья, чьи?» (образование притяжательных прилагательных): хвост песца (чей хвост?) – песцовый; шкура медведя (чья шкура?) – медвежья; рога оленя (чьи рога?) – оленьи и т.д.
  4. «Подбери признаки» (активизация прилагательных, согласование прилагательных с существительными): морж (какой?) - …, нерпа (какая?) - …, кит (какой?) - … и т.д.
  5. «Какое животное?» (образование сложных прилагательных): у моржа длинные усы, значит, он (какой?) – длинноусый; у оленя длинные рога, значит, он (какой?) – длиннорогий; у медведя толстые лапы, значит, он (какой?) – толстолапый; у песца острые зубы, значит, он (какой?) – острозубый.

5. «Назови семью» (словообразование  существительных): морж –

    моржиха - моржонок и т.д.

6. «Четвертый лишний» (дифференциация понятий): морж, тюлень,

        белка, нерпа и т.п.

ТЕМА: «Зимующие птицы»

Словарь.

Существительные: птица, ворона, галка, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, дятел;  кормушка, корм, помощь и т.д.

Прилагательные: зимующий, насекомоядный, хищный, красногрудый, резвый, холодный, сильный, легкий, длинноклювый, коротколапый и т.д.

Глаголы: зимовать, прилетать, замерзать, клевать, кормить, питаться, сыпать, ворковать, чирикать, каркать, стрекотать и т.д.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): синица – синицы – много синиц и т.д.
  2. «Назови ласково» (образование  уменьшительно-ласкательной формы существительных): воробей – воробышек, воробьишко и т.д.
  3. «Сосчитай птиц» (согласование количественных и порядковых числительных с существительными): один голубь, два голубя … пять голубей; первый голубь, второй голубь, третий голубь и т.д.
  4. «Кто больше назовет зимующих птиц» (расширение словарного запаса).
  5. «Скажи наоборот» (образование антонимов): у воробья туловище мелкое, а у вороны …; у воробья хвост короткий, а у вороны …; у вороны клюв большой, а у воробья …; у воробья лапки тонкие, а у вороны … и т.п.
  6. «Какая птица?» (образование сложных прилагательных): у сороки белые бока, значит она (какая?) – белобокая; у снегиря красная грудка, значит он (какой?) – красногрудый и т.п.
  7. «Подбери признаки» (активизация прилагательных): синица (какая?) - …, воробей (какой?) - … и т.д.

8. «Подбери действия» (активизация глаголов): воробей (что

     делает?) – скачет, прыгает, летает, клюет и т.д.    

9. «Кто как голос подает?» (активизация глаголов): голубь воркует,

        ворона каркает, воробей чирикает, сорока стрекочет.

ТЕМА: «Игрушки»

Словарь.

Существительные: игрушка, мяч, кукла, кубики, мишка, машина, пирамидка, матрешка, конструктор; название частей тела у куклы: туловище, руки, ноги, голова, лицо, глаза, ресницы, брови и т.д.

Прилагательные: большой, маленький, круглый, железный, деревянный, меховой, пластмассовый, грузовой, яркий, нарядный, красный, коричневый, полосатый, резиновый и т.д.

Глаголы: играть, катать, ловить, строить, разбирать, бросать, собирать, ехать, убирать и т.д.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных  именительного и родительного падежей): мяч – мячи – много мячей и т.д.
  2. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): мяч – мячик, кукла – куколка, мишка – мишенька, мишутка и т.д.
  3. «Назови какая (из чего сделана)» (образование относительных прилагательных): игрушка из резины – резиновая, из пластмассы - …, из дерева - …, из железа - …, из меха - … и т.д.
  4. «Сосчитай игрушки» (согласование числительных с существительными): один мяч, два мяча … пять мячей; одна машина, две машины … пять машин и т.п.
  5. «Чего не стало?» (образование существительных единственного числа в родительном падеже): не стало мяча (пирамидки, куклы, машины т.д.).
  6. «Подбери признак» (активизация прилагательных, согласование прилагательных с существительными): мяч (какой?) - …, кукла (какая?) - …, конструктор (какой?) - …, машина (какая?) - … и т.д.
  7. «Подбери действия к предмету» (активизация глаголов): мяч (что делает?) – летит, прыгает, катится, скачет, падает и т.д.
  8. «Чья игрушка?» (согласование притяжательных местоимений с существительными): это чья машина? это моя машина (мой мячик, мои кубики) и т.д.

ТЕМА: «Наша армия»

Словарь.

Существительные: армия, защитник, солдат, воин, танкист, моряк, пограничник, артиллерист, десантник, пулеметчик, боец, танк, отчизна, Родина.

Прилагательные: смелый, храбрый, сильный, выносливый, быстрый, меткий, отважный, внимательный, опасный, трудный.

Глаголы: охранять, нападать, защищать, воевать, стрелять, прыгать, драться, сражаться, летать, следить, заботиться, любить.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): танкист – танкисты – танкистов и т.д.
  2. «Посчитай» (согласование количественных числительных с существительными): один солдат, два солдата … пять солдат; один танк, два танка … пять танков и т.п.
  3. «Кто что делает?» (активизация глаголов): пограничник охраняет границу, танкист управляет танком, моряк …, десантник … и т.д.
  4. «Подбери признаки» (активизация прилагательных): солдат (какой?) – смелый, сильный, выносливый и т.д.
  5. «Подбери слова-приятели (образование синонимов): Отчизна – Родина; солдат – боец; смелый – храбрый и т.п.

ТЕМА: «Наш город»

Словарь.

Существительные: город, Елец, площадь Ленина, улица, Вознесенский собор, церковь, куранты, вечный огонь, музей, памятник, парк, мост, река Сосна, ельчане, герб, сквер, стадион, университет, завод, фабрика, театр, вокзал.

Прилагательные: городской, чистый, красивый, замечательный, древний, великолепный, позолоченный, прекрасный, широкий, длинный, короткий и т.д.

Глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться, смотреть, любоваться, показывать.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): город – города – много городов; улица – улицы – много улиц и т.д.
  2. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): улица – улочка, город – городок, мост – мосток, сквер – скверик и т.д.
  3. «Назови какой, какая» (активизация прилагательных): город Елец (какой?) - …, площадь Ленина (какая?) - …, Вознесенский собор (какой?) - … и т.д.
  4. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): эта улица узкая, а эта … (широкая); этот мост высокий, а этот … (низкий); эта дорога длинная, а эта … (короткая) и т.д.

ТЕМА: «Мамин праздник»

Словарь.

Существительные: весна, март, праздник, мама, бабушка, сестра, подарок, поделка, рисунок, цветы.

Прилагательные: женский, родная, любимая, заботливая, ласковая, красивая, внимательная, серьезная, молодая, стройная, добрая и т.д.

Глаголы: заботиться, любить, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, отдыхать, жалеть, поздравлять, дарить, шить, вязать, мастерить, вышивать и т.д.

Игры и упражнения:

  1. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): мама – мамулечка, мамочка, маменька; бабушка – бабулечка; сестра – сестричка, сестреночка.
  2. «Назови признаки» (активизация прилагательных): мама (какая?) - …, бабушка (какая?) - …, сестра (какая?) - … и т.д.
  3. «Кем работает твоя мама?» (образование творительного падежа существительных): мама работает врачом (поваром, учителем и т.д.).
  4. «Подбери действия» (активизация глаголов): мама (что делает?) – убирает, гладит, стирает, готовит и т.д.

ТЕМА: «Весна. Приметы весны. Прилет птиц»

Словарь.

Существительные: весна, оттепель, солнце, облака, сосулька, капель, проталина, ручей, лужи, ледоход, почка, подснежник, грач, гнездо, грачиха, насекомое, бабочка, муха, скворечник.

Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий, белоногий, ранний, быстрый, журчащий, перелетный, нежный и т.д.

Глаголы: наступать, пригревать, таять, капать, ломаться, появляться, течь, журчать, прилетать, просыпаться, вить, расцветать, строить.

Игры и упражнения:

  1. «Подбери признаки» (активизация прилагательных): солнце (какое?) - …, небо (какое?) - …, сосулька (какая?) - …, ручей (какой?) - …, лужи (какие?) - … и т.д.
  2. «Подбери действия» (активизация глаголов): солнце (что делает?) - …, снег (что делает?) - …, ручьи (что делают?) - …, почки (что делают?) - …, птицы  (что делают?) - … и т.д.
  3. «Подбери слова, отвечающие на вопросы: «кто?» или «что?» (активизация  существительных): тает (что?) - …, бегут (что?) - …, распускаются (что?) - …, прилетают (кто?) - … и т.д.
  4. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): сосулька – сосульки – много сосулек; проталина – проталины – много проталин; ручей – ручьи – много ручьев; лужа – лужи – много луж и т.д.
  5. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): ручей – ручеек, проталина – проталинка и т.д.
  6. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): тепло - …, дождливо - …, пасмурно - … и т.д.
  7. «Подбери родственные слова»: весна – весенний, веснушка, веснянка.

ТЕМА: «Моя семья»

Словарь.

Существительные: семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, тетя, дядя, родители, родственники, дети, фамилия, имя, племянник, племянница.

Прилагательные: большой, маленький, старший, младший, молодой, старый, дружный, ласковый, добрый, заботливый, внимательный, сильный, веселый, любимый.

Глаголы: жить, воспитывать, помогать, убирать, читать, готовить, стирать, варить, прибивать, чинить, подметать, вязать, жарить, печь.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): сестра – сестры – много сестер и т.д.
  2. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): дедушка – дедулечка, мама – мамочка, мамулечка и т.д.
  3. «Подбери признак» (активизация прилагательных): мама (какая?) - ..., папа (какой?) - … и т.д.
  4. «Чей, чья, чье, чьи?» (образование притяжательных прилагательных): шарф (чей?) – мамин, папин …, шапка (чья?) - …, пальто (чье?) - …, перчатки (чьи?) - … и т.д.
  5. «Кто что умеет делать?» (расширение глагольного словаря): что умеет делать мама? – стирать, готовить, убирать и т.п.
  6. «С кем ты живешь?» (составление предложений с предлогом «с»): я живу с мамой, с папой, с сестричкой и т.п.

ТЕМА: «Животные жарких стран»

Словарь.

Существительные: животное, детеныш, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, зебра, кенгуру, обезьяна, юг, охота, добыча; части тела: хобот, бивни, пасть, грива, копыта, когти, лапы, зубы, хвост и т.д.; названия детенышей.

Прилагательные: жаркий, опасный, хищный, большой, сильный, быстрый, злой, юркий, неповоротливый, полосатый, пятнистый, дикий.

Глаголы: лежать, прыгать, рычать, нападать, плавать, нырять, выслеживать, глотать, жевать, носить, кормить, ухаживать, оберегать.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): слон – слоны – много слонов и т.д.
  2. «Сосчитай животных» (согласование числительных с существительными): один лев, два льва … пять львов и т.д.
  3. «Чей, чья, чье, чьи?» (образование притяжательных прилагательных): голова (чья?) – львиная, хвост (чей?) – львиный, туловище (чье?) – львиное, уши (чьи?) – львиные и т.д.
  4. «Кого не стало?» (образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже): не стало тигра, не стало тигров и т.д.
  5. «Подбери признаки» (активизация прилагательных, согласование прилагательных с существительными): лев (какой?) - …, зебра (какая?) - … и т.д.
  6. «Назови семью» (словообразование  существительных): лев – львица – львенок; тигр – тигрица – тигренок и т.д.

ТЕМА: «Речные, аквариумные рыбы»

Словарь.

Существительные: рыба, аквариум, река, малек, икра, охота, хищник, водоросли; туловище, жабры, хвост, плавник, чешуя; золотая рыбка, гуппи, меченосец, скалярия; щука, сом, окунь, лещ, карась, ерш, пескарь; рыбак, рыболов.

Прилагательные: речной, аквариумный, хищный, прозрачный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый, серебристый, мелкий, крупный.

Глаголы: плавать, охотиться, притаиться, спасаться, ловить, питаться, размножаться, вылупляться.

Игры и упражнения:

   1. «Сосчитай рыбок» (согласование числительных с  

       существительными): одна золотая рыбка, две золотых рыбки   …

       пять золотых рыбок; один сом, два сома … пять сомов и т.д.

   2. «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище»

       (образование притяжательных прилагательных): у щуки плавник

       – щучий, голова – щучья, туловище – щучье и т.д.

  1. «Подбери родственные слова»: рыба – рыбак, рыболов, рыбный и т.д.
  2. «Подбери признаки» (активизация прилагательных): окунь (какой?) - …, сом (какой?) - …, щука (какая?) - … и т.д.
  3. «Кто где живет?» (дифференциация понятий «речные» и «аквариумные» рыбы).

ТЕМА: «Хлеб»

Словарь.

    Существительные: хлеб, рожь, пшеница, борона, зерно, колос,

мука, поле, земля, посев, уборка, трактор, сеялка, комбайн, элеватор, мельница, мельник, тракторист, комбайнер, шофер, тесто, пекарь, хлебозавод, хлебороб, хлеб, булка, батон, калач, бублик, пирожок, пряник, ватрушка, каравай, пирожное и т.д.

    Прилагательные: свежий, мягкий, черствый, пшеничный,  

ржаной, черный, белый, ароматный, хрустящий, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, тонкий, богатый, щедрый, плодородный, пышный и т.д.

Глаголы: выращивать, пахать, сеять, боронить, убирать, жать, молотить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, есть, беречь и т.д.

Игры и упражнения:

  1. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными): одно зерно, два зерна … пять зерен (колос, трактор, комбайн, булка, батон, калач и т.д.).
  2. «Кто что делает?» (активизация глаголов): хлебороб (что делает?) – выращивает хлеб; мельник (что делает?) – мелит зерно и т.д.
  3. «Подбери признаки» (активизация прилагательных): хлеб (какой?) – пшеничный, ржаной, мягкий, вкусный, ароматный и т.д.
  4. «Подбери родственные слова» (поиск однокоренных слов): хлеб, хлебный, хлебница, хлебороб, хлебозавод, хлебушек и т.д.
  5.  «Назови, какой, какая, какое»  (образование относительных прилагательных): хлеб изо ржи – ржаной, из пшеницы - …; поле с рожью – ржаное, с пшеницей - …; булка изо ржи – ржаная, из пшеницы - … и т.п.
  6. «Чего не стало?» (образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже): не стало булки – булок, батона – батонов, калача – калачей и т.д.
  7. «Что можно приготовить (спечь) из муки?» (образование существительных единственного и множественного числа в винительном падеже): из муки можно спечь булку – булки, пирожок – пирожки и т.д.

ТЕМА: «Профессии. Трудовые действия»

Словарь.

Существительные: труд, работа, профессия, воспитатель, учитель, врач, медсестра, строитель, каменщик, маляр, плотник, библиотекарь, почтальон, повар, портной, парикмахер, сапожник, инженер и т.д.; орудия труда: молоток, топор, пила, клещи, гвозди, кисть, валик, мастерок, ножницы, расческа, игла, мел, нож, кастрюля, поварешка, шприц, градусник и т.д.

Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый, добрый, внимательный, знающий, добросовестный и т.д.

Глаголы: работать, трудиться, шить, лечить, создавать, учить, строить, выдавать, разносить, сортировать, готовить, чинить, пилить, вбивать, стричь, красить, воспитывать, класть, продавать, считать и т.д.

Игры и упражнения.

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): учитель – учителя – учителей; врач – врачи – врачей и т.д.
  2. «Кому что нужно для работы?» (образование винительного падежа существительных; дательного падежа имен существительных): повару – поварешка …; ножницы – портнихе и т.д.
  3. «Кто что делает?» (активизация глаголов): строитель – строит и ремонтирует дома, учитель – учит читать, писать, считать и т.д.
  4. «Назови женские профессии» (словообразование): повар – повариха, воспитатель - …, учитель - …, продавец - … и т.д.
  5. «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени): я буду строителем и т.д.
  6. «Кто чем работает?» (образование творительного падежа существительных): маляр – кистью и т.д.
  7. «Ответь на вопрос» (употребление предлога «в»): куда ты пойдешь, если нужен врач? (нужно постричься, сшить платье, купить хлеб и т.д.).
  8. «Подбери признак» (активизация прилагательных): учитель (какой?) - …, врач (какой?) - …, библиотекарь (какой?) - … и т.д.

ТЕМА: «Насекомые»

Словарь.

Существительные: насекомое, бабочка, комар, жук, муха, муравей, стрекоза, кузнечик, пчела, оса, шмель; голова, брюшко, крылья, усы, хоботок, лапки, личинка, куколка, кокон, гусеница; цветы, пыльца, польза, вред, мед, муравейник, дупло и т.д.

Прилагательные: вредный, полезный, майский, красивый, тонкий, опасный, маленький.

Глаголы: летать, порхать, ползать, прыгать, лежать, точить, грызть,

вредить, уничтожать, перелетать, засыпать, выходить, поедать,

откладывать, жужжать, звенеть, кусаться, есть и т.д.

Игры и упражнения:

  1. «Назови ласково» (образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): комар – комарик, жук – жучок, пчела – пчелка и т.д.
  2. «Сосчитай насекомых» (согласование числительных с существительными): один комар, два комара … пять комаров; одна бабочка, две бабочки … пять бабочек и т.д.
  3. «Подбери признаки» (активизация прилагательных, согласование прилагательных с существительными): бабочка (какая?) - …, муравей (какой?) - … и т.д.
  4. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): бабочки – бабочки – много бабочек, комар – комары – много комаров и т.д.
  5. «Подбери действия» (активизация глаголов): бабочка (что делает?) – летает, порхает, сидит и т.д.
  6. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Муравей сидел около … . Божья коровка ползла по … . Жук спрятался под … . Муха села на … . И т.д.

ТЕМА: «Школа. Школьные принадлежности»

Словарь.

Существительные: школа, класс, урок, учитель, ученик, перемена, ранец, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, краски, кисточка, альбом, звонок, портфель.

Прилагательные: первый, новый, интересный, увлекательный, умный, внимательный, кожаный и т.д.

Глаголы: учиться, читать, считать, писать, узнавать, знакомиться, трудиться.

Игры и упражнения:

  1. «Что ты положишь в портфель?» (образование винительного падежа существительных): учебник, ручку, пенал и т.д.
  2. «Четвертый лишний» (классификация понятий): ручка, мяч, карандаш, пенал и т.д.
  3. «Пересчитай предметы» (согласование количественных числительных с существительными): одна тетрадь, две тетради … пять тетрадей; один пенал, два пенала … пять пеналов и т.д.
  4. «Чего не стало?» (образование единственного числа существительных в родительном падеже): не стало пенала (учебника, ручки, карандаша и т.д.).
  5. «Подбери признаки» (активизация прилагательных, согласование прилагательных с существительными): портфель (какой?) – большой, кожаный, новый и т.д.
  6. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): карандаш – карандаши – карандашей; линейка - …, альбом - …, кисточка - … и т.д.

ТЕМА: «Полевые цветы»

Словарь.

Существительные: мак, колокольчик, ромашка, клевер, кашка, лютик, незабудка, василек, одуванчик, цветок, поле, луг, букет, охрана и т.д.

Прилагательные: красивый, нежный, душистый, редкий, алый, лиловый, золотистый, голубой и т.д.

Глаголы: цвести, собирать, нюхать, дарить, рвать, уничтожать, охранять и т.д.

Игры и упражнения:

  1. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): ромашка – ромашки – много ромашек; мак – маки – много маков и т.д.
  2. «Подбери признаки» (активизация прилагательных, согласование прилагательных с существительными): одуванчик (какой?) - …, ромашка (какая?) - …, незабудки (какие?) - … и т.д.
  3. «Четвертый лишний» (дифференциация понятий): клевер, астра, кашка, одуванчик и т.п.
  4. «Чего не стало?» (образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже): не стало мака – маков; не стало колокольчика – колокольчиков и т.д.
  5.  «Сосчитай цветы» (согласование числительных с существительными): один мак, два мака … пять маков и т.д.

ТЕМА: «Лето. Времена года»

Словарь.

Существительные: лето, осень, зима, весна, солнце, погода, ветер, облака, трава, цветы, вода, река, ягоды, дождь, день, ночь, гром, гроза, грибы, овощи, фрукты.

Прилагательные: яркий, теплый, жаркий, солнечный, длинный, короткий, летний, зимний, осенний, весенний, холодный, дождливый, долгожданный, спелый.

Глаголы:  отдыхать, загорать, плавать, купаться, нырять, играть, кататься, выращивать, собирать.

Игры и упражнения:

1. «Подбери признаки» (активизация прилагательных): солнце

    (какое?) - …, небо (какое?) - …, погода (какая?) - …, облака

    (какие?) - …, дождь (какой?) - … и т.д. 

2. «Подбери действия» (активизация глаголов): солнце (что

    делает?) - …, облака (что делают?) - …, птицы  (что

    делают?) - …, дети (что делают?) - …, дождь (что делает?) - … и

    т.д.

3. «Подбери предметы к признакам» (согласование

    существительных с прилагательными): про что можно сказать

    «летний»? (летняя, летнее, летние) и т.д.

4. «Что делают летом» (активизация глаголов): отдыхают, загорают,

     плавают и т.д.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.

Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме  “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...

Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с нарушениями речи.

Данный материал помогает спланировать работу по  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с  детьми старшей группы с нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»

 Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Человек. Наше тело»

Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе. Тема «Человек. Наше тело»

Цели:1. Знакомство детей с частями тела человека.2. Закрепление словаря по данной теме.3. Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа.4. Формирование навыка ориентировки в...