Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Девицкая Ольга Станиславовна

    Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а также совершенствовать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx22.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.

    Тема: Составление описательного рассказа с опорой на схему: «Во саду ли, в огороде»

    Цели занятия:

    1.      Коррекционно-образовательные:

    -         учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему;

    -       продолжать учить согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени;

    - продолжать учить образовывать относительные прилагательные;

    - совершенствовать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

     2.      Коррекционно-развивающие:

    - развивать и активизировать словарный запас детей по теме:  «Фрукты», «Овощи»;

    - развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;

    - развивать умение строить предложения с однородными определениями;

    - развивать у детей умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;

    3.      Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей интерес к окружающему, навыки правильного питания.

     Предварительная работа: экскурсия в сад и огород; рассматривание муляжей, иллюстраций с изображением овощей и фруктов, отгадывание загадок (смотри презентацию); чтение художественной литературы.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. 

    Психогимнастика «Моё настроение»

    Логопед:  Ребята, я слышу чей-то плач! Кто-то сильно огорчён.

    (В группу входит сказочный герой Незнайка).

    Логопед: Здравствуй Незнайка, почему ты плачешь?

    Незнайка:  Заболел мой друг Пончик. И доктор Пилюлькин сказал, что для его здоровья ему нужны эти, как их там ……. Витамины. А я не знаю, что это такое и где их взять.

    Логопед:  Не расстраивайся, Незнайка, мы тебе поможем! Ребята, скажите, где живут  витамины?

    Дети: в овощах и фруктах

    Незнайка: А где они растут? В лесу? И как я их узнаю?

    Дети: Фрукты растут в саду, а овощи в огороде. 

    2.      Объявление темы.

    Логопед: Давайте пригласим Незнайку с нами на экскурсию в сад и огород и расскажем ему об овощах и фруктах.

    Сначала мы отправимся в сад. (СЛАЙД № 3)

    Ребята на чём растут фрукты?

    Правильно, на плодовых деревьях.

    1. Игра «1.2,3 – дерево назови».

    Дети становятся в круг, логопед в центре с корзиной фруктов (муляжи).

    Под музыку дети идут по кругу в правую сторону,  логопед в левую.

    Как только музыка замолчала, тот, возле которого остановился логопед с корзиной, берёт из неё фрукт.

    Дети хором: 1-2-3 – дерево назови!

    Ребёнок  отвечает:

    Груша (слайд 8) растёт на грушевом дереве.

    Слива (слайд 15)  растёт на сливовом дереве.

    Абрикос (слайд 13) растёт на абрикосовом дереве.

    И так дальше по аналогии.

    1. Логопед: А теперь, Незнайка мы расскажем тебе, как  из этих фруктов можно сварить вкусный витаминный компот! 

    Упражнение «Компот» (КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ)

    Будем  мы варить компот, фруктов нужно много. Вот.

    Делают помешивающие движения руками.

    Будем яблоки крошить,

    «крошат»

    Грушу будем мы рубить.

    «рубят»

    Отожмём лимонный сок,

    «отжимают»

    Слив положим в кипяток.

    «кладут»

    Варим, варим мы компот.

    приседают

    Угостим честной народ!

    Хлопают в ладоши

    Логопед: Незнайка, ты запомнил, что такое фрукты и где их найти? Но, чтобы не болеть, кроме фруктов, необходимо кушать овощи. Они растут в огороде или в поле.

    Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и полезные вещества. Поэтому мы отправляемся в огород, туда, где они растут и созревают. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землёй.

    Логопед:  Вот мы и в огороде. (Слайд 18)

    1. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски…»

    У Лариски - две редиски.

    У Алёшки – две картошки.

    У Серёжки-сорванца– два зелёных огурца.

    А у Вовки две морковки.

    Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки!

    По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

    Ох!

    Хлопок.

    Незнайка, наши дети очень любят овощи и часто их называют ласково:

    Игра: «У нас сегодня на обед будет…» (Незнайка

    не картошка, …….. а картошечка (слайд 25), она растёт ……

    не огурцы, а ……. огурчики (слайд 20), они растут …..

    не помидоры, ……помидорчики (слайд 19), они растут …..

    не баклажаны, а …. баклажанчики (слайд 24), они растут ……

    не лук, а …………….лучок (слайд 27), он растёт ……..

     и т.д. по аналогии.

    1. Составление детьми рассказов. 

    Логопед: Незнайка, а хочешь, ребята расскажут тебе: как выглядят, какие на вкус  и на ощупь овощи и фрукты, и что  можно из них приготовить?

    Логопед: Дети, возьмите по одной картинке (картинки лежат вниз «лицом»), посмотрите на схему рассказа (СЛАЙД 16) и опишите тот фрукт или овощ, который изображён на вашей картинке.

     Дети переходят к составлению рассказа по мнемосхеме:

    - Что это?

    - Цвет, форма.

    - Вкус.

    - Где растёт?

    - Какой на ощупь?

    Что можно приготовить?

    1. Рассказы детей.
    2. Итог:

    Логопед: Незнайка, сегодня ты много узнал о фруктах и овощах. Теперь, ты сможешь помочь своему другу – Пончику, и он снова станет здоровым!

    Незнайка: Спасибо вам, ребята! Я побежал собирать фрукты и овощи для Пончика, и сам теперь буду больше употреблять их в пищу! До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги».

    Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги»....

    Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР

    Примерное тематическое планирование игр,упражнений по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР....

    Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации «Теремок» в подготовительной к школе группе»

    Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации "Теремок" в подготовительной к школе группе...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.

    Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме  “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...

    Конспект занятия по развитию связной речи с элементами биоэнергопластики в подготовительной к школе логопедической группе.

    Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи с элементами биоэнергопластики  в подготовительной к школе логопедической группе по сказке С.Я.Маршака "Кошкин дом". Дети оче...