Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной к школе группе.
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Светлана Степановна Яроцкая

    занятие с применением мнемотехники в подготовительной группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_mnemotehnika.docx16.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной к школе группе.

    Цель: научить детей составлять описательный рассказ о лисе.

    Программные задачи:

    Знакомить детей с образом жизни лисицы, ее повадками.

    Обучать детей составлению описательного рассказа. Учить их давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая к пересказу текстов.

    Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать рассказ. Совершенствовать владение детьми структурой предложения, увеличивая его за счет однородных второстепенных членов, родственных слов. Формировать представления детей о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак, слово-действие. Совершенствовать диалогическую форму речи детей.

    Развивать речевое дыхание детей, речь: работать над техникой речи, дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

    Развивать образное и логическое мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память детей.

     Воспитывать любознательность. Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать необходимость ее сохранения.

    Оборудование:

    Картины: «Лиса», «Лиса и лисята», «Лиса в норе».

    Игрушки: лиса, схема-модель у логопеда и у каждого ребенка, карандаши на всех детей. Следы лисы (на листочках), детская энциклопедия.

    Предварительная работа:

    Чтение рассказов: К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Лиса с лисятами».

    Разучивание подвижной игры «Лиса и куры».

    Ход занятия

    Логопед: Ребята! Отдыхала я на выходных в лесу и встретила необычные следы. Я их сфотографировала. Но не смогла угадать, чьи они. Помогите мне пожалуйста. Вы согласны превратиться в сыщиков-детективов.

    Дети: Да.

     Воспитатель предлагает им найти следы диких зверей в детской энциклопедии и узнать, чьи это следы. Дети приходят к выводу, что это лисьи следы.

    Логопед: Давайте, детективы, составим план наших действий. Во-первых, необходимо составить словесный портретлисы, чтобы ее опознать. А еще что надо сделать?

    Дети: Надо узнать, где живет лиса, найти ее домик.

    Логопед: Так и решим. Садитесь. Составить и запомнить портрет лисы нам поможет схема, она будет нашей помощницей.

    Воспитатель выставляет картину «Лиса».

    Логопед показывает на лисью голову и спрашивает, что это у лисы?

    Дети: Это лисья морда.

    Логопед: Давайте нарисуем в центральном кружке лисью морду.

    Логопед: Какая лисица? Назовите слова-признаки.

    Дети: Красивая, хищная, умная, осторожная, ловкая и т. д.

    Логопед ставит знак «?» в кружочке № 1. Дети делают то же.

    Логопед: Что лиса умеет делать? Назовите слова-действия.

    Дети: Прятаться, подкрадываться, ловить, обманывать, прыгать, заметать (следы), уходить (от погони).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще я знаю, что у лисы очень тонкий слух и острый нюх. Значит, она может хорошо слышать и легко искать добычу. Какие же части тела помогают лисице это делать? Назовите части тела и опишите их.

    Дети: у лисы есть мордочка, она вытянутая. На ней есть маленькие, зоркие, черные глазки, чуткий нос, пасть с острыми зубками. Ушки у лисы на макушке. Шубка у лисы теплая, пушистая. Хвост у нее пушистый, длинный, красивый, рыжий с белым кончиком, похожим на огонек.

    Логопед и дети рисуют в кружочке № 2 части тела.

    Логопед: А кто детеныши у лисы?

    Дети: У лисы – лисята.

    Логопед: Напишем в кружочке № 3 слово «Мама».

    (Дети выполняют задание)

    Логопед  выставляет картину «Лиса с лисятами».

    Логопед: Лисичка воспитывает своих малышей-лисят вместе с папой-лисом. Он ходит на охоту, приносит добычу для своей семьи, охраняет нору. Мама-лисица ухаживает за детенышами. Лисята рождаются маленькими, слепыми. Через две недели они открывают глаза, а потом начинают весело играть, возиться, баловаться. Мама-лиса преподает им лисьи уроки, учит быть их быстрыми, ловкими, осторожными, терпеливыми.

    Нарисуем в кружочке № 4 домик. Что это значит?

    Дети: Это значит, что надо рассказать. Где живет лиса.

    Логопед выставляет картину «Лиса в норе»

    Логопед: Кто из вас знает, ребята, как называется домик лисы? Для чего он ей нужен?

    Дети: Это нора. Нора нужна лисе, чтобы прятать в ней лисят. Сама лиса прячется от своих врагов.

    Логопед: Чем питается лиса?

    Ответы детей

    Логопед в кружочке №5 рисует миску

    Логопед: Как вы думаете, ребята, лисица вредный или полезный зверь?

    Ответы детей.

    Логопед: Лиса не виновата, что родилась хищницей. Если бы она не уничтожала мышей, их стало бы слишком много. А зайчишек она ловит самых слабых и больных. Вот и выходит, что лиса и пользу приносит.

    Логопед: Сыщики – детективы! Закройте глаза и вспомните словесный портрет лисы. Попробуйте пересказать его.

    Дети пересказывают текст по цепочке по опорным картинкам, используя свою схему на карточке или нарисованную воспитателем на доске. Затем один или два ребенка пересказывают рассказ полностью.

    Подвижная игра «Лиса и куры».

    Воспитатель: Молодцы детективы! Теперь я знаю чьи следы встретила в лесу. Буду внимательной в лесу и вы будьте внимательны и осторожны.

    Первый кружок (№ 1) – знак вопроса, обозначает необходимость назвать признаки этого предмета.

    Второй кружок (№ 2) – схематичное изображение частей предмета

    Третий кружок (№ 3) – слова «Мама» или «Папа», обозначают, как родители относятся к своим детенышам (если речь идет о животных).

    Четвертый кружок (№ 4) – схематичное изображение домика, обозначает название жилища (если речь идет о животных).

    Пятый кружок (№ 5) – схематичное изображение пищи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе

    Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия, где используется элементы мнемотехники.Основные задачи:·               Учить составлят...

    Конспект НОД по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной группе.

    Конспект НОД по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной группе. Тема: «Хитрая лиса, где ты?»Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)Написала и составила: ...

    Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"

    Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для ...

    Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники во второй младшей группе. Тема: Заучивание стихотворения «Фрукты».

    Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста по лексической теме "Фрукты". В конспекте содержится мнемотаблица для заучивания стихотворения....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе "Как дети Петушка спасали"

    Цель: научить детей составлять описательный рассказ о лисе.Программные задачи:Знакомить детей с образом жизни лисицы, ее повадками.Обучать детей составлению описательного рассказа. Учить их давать пол...