Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя связной речи в старшей логопедической группе Тема: «Карлсон в гостях у Малыша»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сабирова Инна Михайловна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя связной речи в старшей логопедической группе Тема: «Карлсон в гостях у Малыша»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karlson_v_gostyah_u_malysha1.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя связной речи в старшей логопедической группе

Тема: «Карлсон в гостях у Малыша»

(лексическая тема «Мебель»).

Составила: воспитатель Сабирова И.М.

Цель: Обогатить словарный запас детей по теме "Мебель", развивать речевые навыки и формировать правильное отношение к предметам быта.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о назначении предметов мебели (стул, диван, кровать, шкаф, комод, буфет и т.д.).
  • Научить правильно использовать слова в родительном падеже, обозначающие части мебели (спинка, подлокотник, ящик, ножка и т.д.).
  • Продолжать обучать детей образовывать множественное число существительных (например, "не один диван" – "много диванов").
  • Познакомить с относительными прилагательными (деревянная, металлическая, пластмассовая, кожаная и т.д.).
  • Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;

2. Развивающие задачи:

  • Развивать связную речь через описание предметов мебели по заданной схеме.
  • Продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве (на/под/за/в и т.д.) при выполнении игровых заданий.
  • Способствовать развитию внимания, памяти и мышления через решение проблемных ситуаций (починка мебели, выбор подходящего предмета).
  • Развивать артикуляционный аппарат и фонематический слух через игры со звуками и словами.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
  • Прививать интерес к окружающему миру через знакомство с разнообразием материалов и конструкций мебели.
  • Формировать чувство ответственности за помощь другим людям (героям сказки).

Оборудование: КТ, картинки предметные с изображением мебели, презентация к занятию, мяч, схема описания предметов мебели.

Предшествующая работа:

рассматривание альбома «Мебель», дидактическая игра «Угадай, что изменилось» (по теме «Мебель»), словесная игра «Скажи ласково», «Один-много», отгадывание загадок по теме, разучивание физминутки «Мебель».

План реализации целей и задач:

  1. Вводная часть:
  • Создание эмоционального настроя через знакомство с персонажами (Карлсон и Малыш).
  • Активизация словаря по теме "Мебель" через показ изображений и обсуждение их функций.
  1. Основная часть:
  • Игровые ситуации ("Где что лежит", "Какой детали не хватает") помогают закрепить знания о расположении предметов и частях мебели.
  • Игра с мячом способствует формированию навыков словообразования (прилагательные от существительных).
  • Физкультминутка обеспечивает эмоциональную разгрузку и поддерживает активность детей.
  • Игра "Один-много" развивает понимание образования числительных и существительных множественного числа.
  • Описание мебели по схеме тренирует связную речь и учит давать характеристики предметам.
  1. Итоговая часть:
  • Рефлексия позволяет детям осмыслить свои действия и результаты работы.
  • Гимнастика для глаз способствует профилактике усталости после работы с интерактивной доской.
  • Подведение итогов помогает закрепить основные выводы занятия.

Ожидаемые результаты:

  • Дети знают и могут правильно называть предметы мебели, их части и материалы их которых изготовлены предметы.
  • Они умеют описывать мебель, используя предложенные схемы.
  • У них сформировано представление о необходимости бережного отношения к вещам.
  • Развиты навыки ориентировки в пространстве, внимания и памяти.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Объявление темы занятия.

Воспитатель: 1. Вводная часть.

Групповой сбор (Звон колокольчика)

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Точно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь отвечать, не шуми,

Только руку подними.

Воспитатель:

— Ребята, у нас на занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся. Но сегодня к нам пришел еще один необычный гость, посмотрите – кто это? (появляется на слайде 1). Это Карлсон.  Из какого мультфильма он к нам пришел, кто помнит? Конечно, из мультфильма «Карлсон и Малыш». Расскажите, какой Карлсон в мультфильме? (веселый, добрый, любопытный, озорной т.д.)

Воспитатель: Послушайте историю, которая произошла с ним. Как-то раз Карлсон прилетел в гости к Малышу. (Слайд 2)

В комнате было много предметов, а каких, мы с вами узнаем, (Слайд 3) (воспитатель прикрепляет к доске изображения предметов мебели: стул, диван, кровать, буфет, стол, шкаф, комод. Дети называют предметы)

Воспитатель:

Для чего нужен стул? (Стул нужен, для того чтобы сидеть.)

Для чего нужен диван? (Диван нужен, для того чтобы сидеть и лежать.)

Для чего нужна кровать? (Кровать нужна, для того чтобы лежать, спать.)

Для чего нужен буфет? (Буфет нужен, для того чтобы ставить в него посуду.)

Для чего нужен стол? (Стол нужен, для того чтобы за ним сидеть и есть, писать, рисовать.)

Для чего нужен шкаф? (Шкаф нужен, для того чтобы вешать, класть в него одежду.)

Для чего нужен комод? (Комод нужен, для того чтобы класть в него белье, вещи.)

Воспитатель:

- Как одним словом называются эти предметы? (Мебель.) 

  1. Основная часть.

Д/и «Где что лежит».

Воспитатель: Малыш и Карлсон стали играть. И они так весело играли, что разбросали по комнате все игрушки. (Слайд 4). Давайте поможем нашим героям найти их. Посмотрите внимательно и скажите, где находятся игрушки. (Воспитатель располагает на доске изображения игрушек: один мячик на шкафу, второй мячик под столом, машинка на кровати, кукла на стуле, пирамидка в буфете, паровозик под диваном.)

Воспитатель задает вопросы:

- Где лежит кубик? (Кубик лежит между шкафом и столом.)

- Где сидит мишка? (Мишка сидит под столом.)

- Где находится машинка? (Машинка находится на диване)

- Где лежит мячик? (Мячик лежит на стуле.)

- Где стоит лошадка? (Лошадка стоит в шкафу.)

- Где лежит пирамидка? (Пирамидка лежит за диваном.)

- Где лежит книга? (Книга лежит на полу.)

Д/и «Какой детали не хватает у мебели?»

Воспитатель: Малыш и Карлсон продолжили играть и так увлеклись, что, представьте себе, сломали мебель. (Слайд 5) (Воспитатель вывешивает картинку «Малыш и Карлсон в разгромленной комнате» и изображения сломанной мебели.)

Воспитатель: Посмотрите на картинки и скажите, что сломали Малыш и Карлсон, чего не хватает у разных предметов мебели.

 - У стула не хватает спинки.

- У дивана не хватает сиденья.

- У стола не хватает ножки.

- у комода не хватает ящика.

- у шкафа не хватает дверцы.

- у кресла не хватает подлокотника.

Ребята, а можно ронять, царапать, ломать мебель? (нет)

Воспитатель: Ребята, где нашим героям. взять новую мебель? (Купить в магазине.)

- Как называется магазин, в котором продается мебель? (Магазин, в котором продается мебель, называется мебельный магазин.)

Мы с вами отправимся в мебельный магазин, чтобы помочь Малышу и Карлсону выбрать новую мебель.

Физкульминутка

Утром в магазин пойдем,

Мебель там приобретем:

Высокий шкаф

И табурет,

Кровать – на ней нам будет спать.

Купим стул

И стол большой.

И отвезем мы все домой.

Ходьба на месте.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

Приседают.

Кладут сложенные ладони под левую щеку.

К прямой правой ладони присоединяют левую ладонь, чтобы получился «стул».

Разводят руки в стороны.

Крутим руль.

Д/ и «Один - много».

Воспитатель: И вот мы пришли в магазин. (Слайд 6). А в нем посмотрите сколько мебели, не

Один диван, а много … (диванов) (Слайд 7).

Один стол, а много … (столов)

Один стул …  (стульев)

Одна кровать … (кроватей)

Один шкаф, а много … (шкафов)

Д/и «Какая, какой» (игра с мячом)

Воспитатель: Кто знает, из чего делают мебель? (Дети становятся в круг, воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку)

- Если мебель из стекла, то она, какая? (мебель из стекла - стеклянная)

- Если мебель из дерева, то она, какая? (мебель из дерева - деревянная)

- Если мебель из металла, то она, какая? (мебель из металла - металлическая)

 - Если мебель из пластмассы, то она, какая? (мебель из пластмассы - пластмассовая)

- Диван из кожи - значит он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный)

Д/и «Мебельный магазин» (описание предмета по схеме).

Воспитатель: Для того чтобы продавец продал нам нужную мебель, мы должны правильно ее описать. В этом нам поможет схема описания. (Воспитатель предлагает выбрать карточку с изображением предмета мебели. Пользуясь схемой, нужно этот предмет описать). 

Посмотрите на картинки подсказки:

  1. Что это? Как называется этот предмет?
  2. Какого цвета предмет?
  3. Из какого материала сделан?
  4. Какой формы, размера?
  5. Из каких частей состоит?
  6. Для чего нужен этот предмет? Как он используется?

Ход игры.

Воспитатель: Сейчас я с помощью считалки выберу того, кто будет первым.

Считалка (выбирается игрок) 

Вот пришли мы в магазин,

В магазине нет корзин.

В магазине этом

Крупные предметы:

Стол, диван и табуреты,

Шкаф, сервант и стеллажи.

Что ты выберешь, Скажи?

На столе лежат картинки разной мебели + бейдж продавца для воспитателя.

Продавец: Здравствуйте. Какую мебель Вы хотите купить? У нас много мебели.

Покупатель: Я хочу купить диван. Коричневый, большой, кожаный. Диван мне нужен для того, чтобы сидеть и лежать на нем.

Продавец: У нас есть такой диван. Вот, пожалуйста.

Воспитатель: Вот вы и помогли выбрать Малышу и Карлсону мебель. Они очень обрадовались и пригласили в гости своих друзей. (Слайд 8). Вы, все, молодцы!

Воспитатель: Ребята, мы много работали с интерактивной доской, давайте сделаем гимнастику для глаз.

3. Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят наши глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

4.Итог занятия.

Воспитатель: Ну вот наши глаза отдохнули.

- Ребята, скажите кто был у нас в гостях? Карлсон.

- Какую помощь мы оказали Карлсону? Мы помогли купить в магазине новую мебель.

- Как нужно относиться к мебели? К мебели нужно относиться аккуратно, не ломать, не пачкать.

- Что вам понравилось?

- Что вызвало трудности?

Карлсон говорит спасибо (Слайд 9) и дарит раскраски

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Точно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь отвечать, не шуми,

Только руку подними.

    СЧИТАЛКА

   Вот пришли мы в магазин,

В магазине нет корзин.

В магазине этом

Крупные предметы:

Стол, диван и табуреты,

Шкаф, сервант и стеллажи.

Что ты выберешь, Скажи?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят наши глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Цели: 1) уточнение и закрепление знаний о предметах мебели; 2) расширение и активизация словаря по теме; 3) развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

        Задачи:

        образовательные: 

        - уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели, ее назначении;

        - расширять словарный запас по лексической теме;

        - упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций (предлоги без, в, на, под, за);

        - использовать в речи сложноподчиненные предложения цели;

        - составлять описательные рассказы о мебели;

        - закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;

        развивающие:

        - развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, предпосылки словесно-логического мышления;

        - развивать творческие способности, воображение воспитанников;

        - развивать навыки речевого общения (умение вступать в диалог, отвечать на вопрос полным ответом);

        воспитательные:

        - воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;

        - продолжать формировать функции контроля и самоконтроля;

        - воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели.

Утром в магазин пойдем,

Мебель там приобретем:

Высокий шкаф

И  табурет,

Кровать – на ней нам будет мягко спать.

Купим стул

И стол большой.

И отвезем мы все домой.

Ходьба на месте.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

Приседают.

Кладут сложенные ладони под левую щеку.

К прямой правой ладони присоединяют левую ладонь, чтобы получился «стул».

Разводят руки в стороны.

Крутим руль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема "Насекомые"

Развитие лексико-грамматических категорий. Закрепление знаний о насекомых. Активизация словаря. Развитие связной речи и слухового внимания....

КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1.  Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2.  Закреплять практическое употребление в ре...

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».....

Конспект НОД по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Мамин день 8-е Марта.»

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В конце конспекта содержатся фотографии, отражающие хо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт"   Цель: развитие лексико-грамматического строя ...