Главные вкладки

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Сабсай Елена Леонидовна

    Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_1.docx25.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    детский сад №54 комбинированного вида

    Красносельского района Санкт-Петербурга

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым  нарушением речи

    Тема : «Дифференциация звуков д-дь. Буква Д».

    Направления развития (образовательная область): речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

    Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

    Образовательные технологии: игровые технологии, технология наглядного моделирования, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.

    Составлен:

    учителем-логопедом

    Сабсай Еленой Леонидовной.

    2014 г

    Цель:  -учить дифференцировать звуки д – дь, познакомить с буквой "д".

    Задачи:

    - закрепление правильного произношения звуков д –дь;

    - закрепление понятий: гласный- согласный; твёрдый – мягкий; звук- буква; слово,    предложение;

    -  развитие навыков фонематического анализа;

    -  развитие умения нахождения места звука в слове;

    - обучение звуковому анализу слов типа: дом, Дима;

    - развитие фонематических представлений;

    - обучение  слоговому синтезу (чтение прямых и обратных слогов);

    - совершенствование  мелкой моторики пальцев рук;

    - совершенствование умения подбирать прилагательные к существительным;

    - обучение детей составлять предложения с использованием прилагательных;

    - обучение детей проводить анализ предложения на слова;

    - развитие коммуникативных  навыков у детей;

    - развитие умений оценивать свою деятельность и деятельность других детей;

    - воспитание у детей интереса к занятиям;

    - формирование положительной учебной мотивации;

    - развитие навыков самоконтроля.

    Оборудование: предметные картинки, звуковые линейки «рыбки», кружки синего и зелёного цветов, буквы разрезной азбуки, наборное полотно, сигналы синего и зелёного цветов, компьютерная игра "Учимся говорить правильно", ноутбук, проектор, слайд-шоу "Предметные картинки со звуками Д - Дь".

    Ход работы:

    Деятельность логопеда

    Деятельность

    детей

    I.Организационный момент и сообщение темы занятия.

    Глазки смотрят на Елену Леонидовну,

    Ушки слушают Елену Леонидовну.

    Мы с Вами учимся красиво и правильно говорить.

    II.Развитие навыков фонематического анализа.

    - Скажите, пожалуйста, что мы слышим ушками?

    - Какие бывают звуки?

    - Какие звуки называются речевыми?

    - На какие группы делятся речевые звуки?

    - Какие звуки мы называем гласными, перечислите их.

    - Каким цветом обозначаются гласные?

    - Какие звуки мы называем согласными?

    -Какие бывают согласные?

    - Каким цветом они обозначаются?

    - Сейчас я буду называть согласный звук твёрдо, а вы мягко: б, т, м, к.

    Молодцы!

    -Сейчас посмотрите на доску (включается на логопедическая игра "Учимся говорить правильно"), выполняем задание "Звуки-двойняшки"

    - Сейчас я произнесу звук, а вы скажите гласный он или согласный. Д

    Почему?

    Где вы почувствовали преграду?

    - Д- это согласный твёрдый или мягкий?

    - Теперь произнесите этот звук мягко?

    Молодцы!

    - Дь – это мягкий согласный звук.

    - Д – это твёрдый согласный звук.

    -Что мы составляем из звуков?

    - У каждого слова есть: начало

    Конец

    Середина

    Детям раздаются звуковые линейки и зелёный и синий кружки.

    Логопед называет слово, а дети определяют место звука в слове на линейке, и твёрдость и мягкость звука.

    Слова: дом, звезда, Денис, садовник, девочка, дерево, дети, орден.
    Молодцы!

    - Теперь сами придумайте слово со звуком Д или Дь и укажите его место в своём слове.

    -Теперь внимательно смотрите на доску и возьмите синий и зелёный сигналы, перед вами слайд-шоу. Вы смотрите на картинку и поднимаете нужный сигнал, в соответствии с тем какой звук найдёте в слове. Если Д - синий сигнал, если Дь- зелёный сигнал.

    III.Звуковой анализ слов.

    - Сейчас давайте  разберём все звуки, из которых состоит слово ДОМ.

    ДОМ, – какой звук первый? Какой кружок нужно положить?

    - Какой звук второй? Каким цветом обозначим?

    - Какой звук в слове последний? Каким цветом обозначим?

    - Сколько звуков в слове всего?

    - Сколько гласных?

    Назовите его?

    - Сколько согласных?

    Назовите их?

    Молодцы!

    Аналогично разбирается слово  ДИМА.

    Молодцы! Теперь давайте с вами немножко отдохнём.

    IV. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

    - Расскажем стихотворение про дождик.

    Один, два, три, четыре, пять.

    Вышел дождик погулять.

    Шёл немножко по привычке.

    А куда ему спешить?

    Вдруг читает на табличке:

    «По газонам не ходить!»

    Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

    И ушёл. Газон засох.

    V.Развитие фонематических представлений.

    - Сейчас я каждому из вас дам картинку. Вы должны определить, где находится на вашей картинке звук Д или ДЬ.

    VI.Подбор прилагательных к существительному.

    - Какие слова у вас на картинках: - предметы;

    -действия;

    - признаки.

    - Задайте вопрос своему слову и объясните почему?

     - Теперь подберите как можно больше слов-признаков к своему слову-предмету.

    VII.Работа с предложением. Анализ предложений.

    - Теперь подберите к своему слову- предмету, слово-действие.

    - Молодцы! Мы с вами подобрали  много слов. А теперь давайте составим с ними предложение. Кто помнит, что такое предложение.

    - Составьте, пожалуйста, предложение с придуманными словами, чтобы в нём было слово-предмет, слово-действие, слово-признак.

    Молодцы! Все справились с заданием.

    VIII.Соотношение звука и буквы. Слоговой синтез.

    - Сейчас мы с вами вспомним, что такое буква.

    Найдите на разрезной азбуке букву Д. Помните, что твёрдый и мягкий согласный, обозначается одной буквой. Значит, звуки Д иДЬ будут обозначаться одной буквой.

    - Составьте слоги с любой гласной буквой и буквой Д , прочитайте их. Молодцы!

    IX. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

    -Сейчас давайте вспомним, о каких звуках мы сегодня говорили на занятии.

    - Какие слова разбирали?

    -На какие звуки придумывали слова?

    - Чем каждый из вас занимался на занятии?

    - Поставьте друг другу оценки за занятие.

    Молодцы! Все работали хорошо.

    Дети хором повторяют.

    Звуки.

    Речевые и неречевые.

    Те, которые говорят люди.

    Гласные и согласные.

    Гласные звуки: а, о, у, и, ы, э. Эти звуки можно петь, тянуть; при их произношении воздух свободно изо рта, без преград.

    Красным цветом.

    Согласные звуки нельзя петь, при их произношении образуются преграды.

    Согласные бывают твёрдые и мягкие.

    Твёрдые согласные обозначаются, синим цветом, а мягкие – зелёным.

    Бь, ть, мь, кь.

    Дети играют в компьютерную игру, в соответствии с указаниями диктора.

    Согласный.

    Его нельзя петь и тянуть, потому что встречается преграда.

    Между языком и верхними зубами.

    Твёрдый

    Дь

    Слова.

    Это первый звук слова

    Это последний звук слова

    Там находятся все остальные звуки в слове.

    Дети отвечают.

    Дети смотрят слайд-шоу и поднимают соответствующие сигналы.

    Д – согласный твёрдый. Обозначим, синим кружком.

    О – гласный звук. Обозначим, красным цветом.

    М – согласный твёрдый. Обозначим, синим цветом.

    3

    1

     О

    2

    Д, М.

    Дети сочетают рассказывание стихотворения с движениями пальцев рук.

    Дети выполняют задание по очереди.

    Слова-предметы.

    Дети задают вопрос: кто? Или что? и объясняют почему? (живой-неживой)

    Дети выполняют задание по

    очереди.

    Дети выполняют задание.

    Предложение- это несколько слов, связанных между собой по смыслу.

    Дети придумывают и говорят свои предложения. Каждый ребёнок анализирует своё предложение на слова

     Т.е. называет слово-предмет,

    действие,

    признак.

    Это то, что мы пишем и читаем.

    Один ребёнок находит и раздаёт всем.

    Дети составляют из разрезной азбуки слоги и читают их.

    Дети отвечают на вопросы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

    Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

    Цель:Коррекционно-образовательная:·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...

    конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    данные конспекты разработаны для воспитателей  с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...

    КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете

    В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для ...

    РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

    Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять посл...

    «Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».

          Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...