РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
консультация по логопедии на тему

Консультация для воспитателей
 
РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
 
Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь.
НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИЁМЫ работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, которые помогут при подготовке детей к обучению в школе, основные из них:
развитие слухового восприятия на неречевом уровне;
развитие анализа и синтеза на предметном уровне;
развитие фонематического восприятия;
развитие фонематического анализа и синтеза;
установление связи между звуком и буквой.
 
Формирование слухового восприятия начинают с узнавания неречевых звуков.Для этого предлагается создавать определённую звуковую атмосферу при работе с детьми: включать музыкальные и звуковые инструменты и игрушки, использовать звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, аудизаписи шумов, песен, художественных текстов. Например:
1/взрослый предлагает детям прислушаться в тишине к различным звукам (скрип стула при покачивании; шаги во-ля; шум мела при работе на доске и др.)После чего дети должны рассказать какие звуки услышаны и какими предметами они издавались.
2/Дети встают в круг. Взрослый предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенит колокольчик.
3/Взрослый  демонстрирует детям, какие звуки издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке; газета, если её мять; толстая бумага, если её разрывать; стул, если им двигать, и т.д. Затем эти же действия и в другой последовательности и за ширмой. Дети должны подробно рассказать о том, что слышат.
4/ Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно и маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой заяц сейчас играл. Эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, мишками, обезьянами и т.д.
Одновременно с развитием слухового восприятия рекомендуется проводить упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.
С этой целью можно рекомендовать следующие приёмы работы:
расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.
-объяснить между какими кубиками находится зелёный кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик по счёту третий? Какой по счёту красный кубик?
собрать пирамидку из трёх колец. Добавить ещё два кольца. Сколько всего колец получилось?
Объяснить между какими кольцами находится жёлтое кольцо в пирамидке.
Собрать вместе с ребёнком пирамидку так, чтобы зелёное кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.
Собрать пирамидку из трёх колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо-это звук в слове «кот». Разложить совместно с ребёнком пирамидку на отдельные кольца и назвать все звуки в слове «кот»             
Работа на основном этапе направлена на развитие фонематического восприятия и формирование различных форм фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой. На данном этапе работы рекомендуется использовать разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.
Развитие фонематического восприятия, синтеза, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко-буквеного анализа мы предлагаем проводить параллельно.
Работу  необходимо начинать с обучения ребёнка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребёнку даётся и графическое изображение звука – буква. Ребёнок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, красный кружок – гласный звук) и подбирает букву из разрезной азбуки. Для более прочного усвоения связи между звуком и буквой используются буквы разрезной азбуки, окрашенные разными цветами: гласные – красный цвет; твёрдые согласные – синий; мягкие согласные – зелёный цвет.
Важно при обозначении звука буквой просить ребёнка произнести этот звук, а не азбучное название знака. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например, звук «С» обозначается буквой «С». Ребёнку предъявляется карточка с изображением буквы, напечатанная шрифтом ср. размера, соответствующий звук произносит взрослый, а затем его повторяет ребёнок. Подобные упражнения необходимо проводить с опорой на наглядный материал.
 Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза, и закреплению связи между звуком и буквой можно использовать следующие игровые приёмы:
1.Поднять руку или карточку с буквой, если в слове есть заданный звук.
2.Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук.
3.Выбрать из предложенных предметных картинок, в названии которых есть заданный звук.
4.По сюжетной картинке назвать слова, в названии которых есть заданный звук.
5.Придумать слова с заданным звуком.
6.Вспомнить животных, овощи, растения, посуду, мебель и др. в названии которых есть заданный звук.
7.игра «Поезд» (Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названии которых заданный звук находится вначале слова, во втором вагоне картинки, где звук -в середине, а в третьем, где звук находится в конце слова.
Б/ Детям предлагается поезд с тремя вагонами.  Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки, названия которых начинаются с твёрдого согласного звука. Второй вагон – красный. В этом вагоне поедут картинки – слова, которые начинаются с гласного звука. В третьем, зелёном вагоне поедут только те картинки, в названиях которых первый звук мягкий согласный.
8.Добавить слог с заданным звуком, чтобы получилось слово.
9.Определить наличие звука в слове, записать в тетради соответствующую букву, если звук в слове есть, поставить чёрточку, если его в слове нет.
10.Выделить из предложения слово с заданным звуком, подняв соответствующую букву или хлопнув в ладоши.
11.Дополнить предложение словом, содержащим заданный звук.
12.»Лото»(Детям предлагаются карточки с картинками, названия которых содержат и не содержат заданный звук. Картинку, содержащую заданный звук, нужно накрыть соответствующей буквой.)
13.Придумать слова, которые начинались бы со звука ...,а заканчивались бы звуком ... Выложить эти слова из букв разрезной азбуки.
14.Заменить первый(последний) звук в слове на другой,прочитать получившееся слово.
15.Вписать букву, соответствующую первому(последнему) звуку в слове в схему слова под картинкой.
16.Перемещать букву, соответствующую заданному звуку, в зависимости от места звука в слове по сигнальной карточке.
17.Показать сигнальную карточку, обозначающую место звука в слове.
18.Выложить количество звуков в слове при помощи фишек.
19.Выбрать из предложенных схем звукового состава ту, которая соответствует названию картинки или слова.
20.Самостоятельно придумать слова с определённым количеством звуков(слогов).
21.Подобрать слова на каждый звук, составляющих исходное слово.(Например:Л (лук, лыжи)  А(аист, азбука)  М(мак, мост)   П(парта, полка)   А(арфа, астра)
22.Преобразовать слово, добавляя звук в определённой позиции (начало, конец слова), изменяя один из звуков в слове (Например:мех – смех, осы-косы, дочка-удочка, пар-парк, стол-столб, лис-лист, коса-роса-роза-Рома-рама и т.д.)
23.Игра Буквоешка» (вставить пропавшую букву в слове, назвать слово.Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки.Слова:рот, кот, мак, бак
24» Цепочка слов» (от предложенного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее начиналось с последнего звука предыдущего: кот-топор-радуга-автобус-стол-ландыш-шарф и т.д.)
25Назвать общий звук в словах: вагон-насос, цветок-крот, трава-рубашка, шуба-мышь, сумка-мост и т.д.
26.Определить , каким звуком слова отличаются: гости-кости, шапки-тапки, вагон-загон, ушки-утки, мел-мель, и др.
27.Отгадать слово, полученное из первых букв(звуков) в названии предметных картинок.
28.К названию картинки подобрать букву, которая соответствует звуку, находящемуся между звуками «И» и «А»(Например:слово «Машина»)
29.Выделить согласный в начале слова. Соединить букву с картинкой. Собрать слово из букв разрезной азбуки.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь.

НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИЁМЫ работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, которые помогут при подготовке детей к обучению в школе, основные из них:

  • развитие слухового восприятия на неречевом уровне;
  • развитие анализа и синтеза на предметном уровне;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • установление связи между звуком и буквой.

Формирование слухового восприятия начинают с узнавания неречевых звуков.Для этого предлагается создавать определённую звуковую атмосферу при работе с детьми: включать музыкальные и звуковые инструменты и игрушки, использовать звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, аудизаписи шумов, песен, художественных текстов. Например:

1/взрослый предлагает детям прислушаться в тишине к различным звукам (скрип стула при покачивании; шаги во-ля; шум мела при работе на доске и др.)После чего дети должны рассказать какие звуки услышаны и какими предметами они издавались.

2/Дети встают в круг. Взрослый предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенит колокольчик.

3/Взрослый  демонстрирует детям, какие звуки издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке; газета, если её мять; толстая бумага, если её разрывать; стул, если им двигать, и т.д. Затем эти же действия и в другой последовательности и за ширмой. Дети должны подробно рассказать о том, что слышат.

4/ Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно и маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой заяц сейчас играл. Эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, мишками, обезьянами и т.д.

Одновременно с развитием слухового восприятия рекомендуется проводить упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.

С этой целью можно рекомендовать следующие приёмы работы:

  • расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.
  • -объяснить между какими кубиками находится зелёный кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик по счёту третий? Какой по счёту красный кубик?
  • собрать пирамидку из трёх колец. Добавить ещё два кольца. Сколько всего колец получилось?
  • Объяснить между какими кольцами находится жёлтое кольцо в пирамидке.
  • Собрать вместе с ребёнком пирамидку так, чтобы зелёное кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.
  • Собрать пирамидку из трёх колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо-это звук в слове «кот». Разложить совместно с ребёнком пирамидку на отдельные кольца и назвать все звуки в слове «кот»            

Работа на основном этапе направлена на развитие фонематического восприятия и формирование различных форм фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой. На данном этапе работы рекомендуется использовать разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.

Развитие фонематического восприятия, синтеза, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко-буквеного анализа мы предлагаем проводить параллельно.

Работу  необходимо начинать с обучения ребёнка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребёнку даётся и графическое изображение звука – буква. Ребёнок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, красный кружок – гласный звук) и подбирает букву из разрезной азбуки. Для более прочного усвоения связи между звуком и буквой используются буквы разрезной азбуки, окрашенные разными цветами: гласные – красный цвет; твёрдые согласные – синий; мягкие согласные – зелёный цвет.

Важно при обозначении звука буквой просить ребёнка произнести этот звук, а не азбучное название знака. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например, звук «С» обозначается буквой «С». Ребёнку предъявляется карточка с изображением буквы, напечатанная шрифтом ср. размера, соответствующий звук произносит взрослый, а затем его повторяет ребёнок. Подобные упражнения необходимо проводить с опорой на наглядный материал.

 Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза, и закреплению связи между звуком и буквой можно использовать следующие игровые приёмы:

  • 1.Поднять руку или карточку с буквой, если в слове есть заданный звук.
  • 2.Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук.
  • 3.Выбрать из предложенных предметных картинок, в названии которых есть заданный звук.
  • 4.По сюжетной картинке назвать слова, в названии которых есть заданный звук.
  • 5.Придумать слова с заданным звуком.
  • 6.Вспомнить животных, овощи, растения, посуду, мебель и др. в названии которых есть заданный звук.
  • 7.игра «Поезд» (Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названии которых заданный звук находится вначале слова, во втором вагоне картинки, где звук -в середине, а в третьем, где звук находится в конце слова.
  • Б/ Детям предлагается поезд с тремя вагонами.  Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки, названия которых начинаются с твёрдого согласного звука. Второй вагон – красный. В этом вагоне поедут картинки – слова, которые начинаются с гласного звука. В третьем, зелёном вагоне поедут только те картинки, в названиях которых первый звук мягкий согласный.
  • 8.Добавить слог с заданным звуком, чтобы получилось слово.
  • 9.Определить наличие звука в слове, записать в тетради соответствующую букву, если звук в слове есть, поставить чёрточку, если его в слове нет.
  • 10.Выделить из предложения слово с заданным звуком, подняв соответствующую букву или хлопнув в ладоши.
  • 11.Дополнить предложение словом, содержащим заданный звук.
  • 12.»Лото»(Детям предлагаются карточки с картинками, названия которых содержат и не содержат заданный звук. Картинку, содержащую заданный звук, нужно накрыть соответствующей буквой.)
  • 13.Придумать слова, которые начинались бы со звука ...,а заканчивались бы звуком ... Выложить эти слова из букв разрезной азбуки.
  • 14.Заменить первый(последний) звук в слове на другой,прочитать получившееся слово.
  • 15.Вписать букву, соответствующую первому(последнему) звуку в слове в схему слова под картинкой.
  • 16.Перемещать букву, соответствующую заданному звуку, в зависимости от места звука в слове по сигнальной карточке.
  • 17.Показать сигнальную карточку, обозначающую место звука в слове.
  • 18.Выложить количество звуков в слове при помощи фишек.
  • 19.Выбрать из предложенных схем звукового состава ту, которая соответствует названию картинки или слова.
  • 20.Самостоятельно придумать слова с определённым количеством звуков(слогов).
  • 21.Подобрать слова на каждый звук, составляющих исходное слово.(Например:Л (лук, лыжи)  А(аист, азбука)  М(мак, мост)   П(парта, полка)   А(арфа, астра)
  • 22.Преобразовать слово, добавляя звук в определённой позиции (начало, конец слова), изменяя один из звуков в слове (Например:мех – смех, осы-косы, дочка-удочка, пар-парк, стол-столб, лис-лист, коса-роса-роза-Рома-рама и т.д.)
  • 23.Игра Буквоешка» (вставить пропавшую букву в слове, назвать слово.Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки.Слова:рот, кот, мак, бак
  • 24» Цепочка слов» (от предложенного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее начиналось с последнего звука предыдущего: кот-топор-радуга-автобус-стол-ландыш-шарф и т.д.)
  • 25Назвать общий звук в словах: вагон-насос, цветок-крот, трава-рубашка, шуба-мышь, сумка-мост и т.д.
  • 26.Определить , каким звуком слова отличаются: гости-кости, шапки-тапки, вагон-загон, ушки-утки, мел-мель, и др.
  • 27.Отгадать слово, полученное из первых букв(звуков) в названии предметных картинок.
  • 28.К названию картинки подобрать букву, которая соответствует звуку, находящемуся между звуками «И» и «А»(Например:слово «Машина»)
  • 29.Выделить согласный в начале слова. Соединить букву с картинкой. Собрать слово из букв разрезной азбуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование операций фонематического анализа и синтеза

В статье говорится об этапах формирования операций фонематического анализа и синтеза, предлагаются примерные игры и упражнения....

«Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную приводит его к серьезному этапу –  этапу овладения письменными формами речи (чтением и письмом). Поэт...

Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...

Формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен материал, раскрыввющий необходимость формирование операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников....

Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.

Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...

мастер - класс "Развитие навыков фонематического анализа и синтеза у детей логопедической подготовительной к школе группы "

Материал для родителей детей, посещающих логопедическую группу  содержит теоретическую и практическую части, в которой представлены игры для развития и закрепления навыков анализа и синтеза слов....