Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Добрякова Инна Васильевна

Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.

1. Организационный момент.

2. Выделение фонемы в слове.

3. Слоговой анализ. Дидактическая игра " Собираем чемоданчик в путешествие".

4. Активизация слухового внимания ( Работа со словами квазиомонимами).

5.  Пантомима " Прогулка в лесу".

6. Совершенствование фонематического анализа и фонематических представлений.

7. Работа со слогом.

8. Подведение итогов.

Надеюсь данное занятие будет полезно начинающим педагогам ( учителям-логопедам и дефектологам) и поможет им в создании и разработке собственных коррекционных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_181.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей дошкольного возраста по обучению звуко-буквенному анализу.

Тема занятия : «Путешествие по звуковой стране».

Цель: формирование фонематической системы языка.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
  2. Воспитывать умение заботиться (стремление помочь, отзывчивость).
  3. Формирование мотивации к проявлению детьми коллективизма, любви к людям и пр.

Обучающие задачи:

  1. Научить выражать различные эмоциональные состояния людей.

Коррекционные задачи:

Неречевые:

  1. Развитие слухового и зрительного внимания детей.
  2. Развитие воображения.
  3. Развитие общей и ручной моторики.

Речевые:

  1. Активизация словаря детей.
  2. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения).
  3. Развитие функций фонематического анализа и синтеза.
  4. Развитие фонематических представлений.
  5. Повторение гласных звуков.
  6. Знакомство с понятием: «слог».
  7. Формирование умения определять количество слогов и их последовательность.
  8. Подбор правильных слов квазиомонимов.
  9. Развитие связной речи детей.

Оборудование:

  1. Предметные картинки по лексической теме : «Транспорт».
  2. Карточки с буквами.
  3. Картонные «чемоданчики-конверты» с номерами 1, 2, 3 ( по количеству слогов в ловах).
  4. 6 предметных картинок для дидактической игры : «Собираем чемодан в путешествие».
  5. Пальчиковый театр ( животные жарких стран).
  6. Предметные картинки и карточки с отдельными слогами к каждой из них.

  1. Оргмомент.

Л: «Здравствуйте, ребята».  (Дети здороваются)

Л: Ребята, мы сегодня отправимся с вами в Звуковую страну! Это далеко и пешком туда не дойти. Давайте подумаем, на чем же мы может туда добраться.

( На доске висят предметные картинки по лексической теме « Транспорт»: 1. Автобус 2. Трамвай 3. Поезд 4. Машина 5. Вертолет 6. Самолет )- Дети по очереди их называют.

Л: «Как все это называется одним словом?» (Д: «Транспорт»)

  1. Выделение фонемы в слове.

Л: «Молодцы! Водителями сегодня будете вы сами! Для этого вам нужно найти транспорт, название которого начинается на тот же звук что и ваше имя. Как вы думаете, кто из вас будет управлять автобусом? Какой первый звук в этом названии ( Д: « Первый звук [А], поэтому им управлять будет Аня»).

( Далее дети самостоятельно подбирают «свой» транспорт).

Л: « Вот мы и определились, на чем отправимся в путешествие. Вы молодцы, только будьте внимательны: после каждой остановки наш транспорт будет меняться на следующий! Перед началом путешествия нам нужно собрать чемоданы с вещами, которые могут нам пригодиться. Едем домой их собирать. На чем мы поедем сначала?»

Д: «Едем на автобусе, а водитель Аня». (Имитация езды на автобусе: «рулим», «едем», подпрыгивания на месте, мягкие покачивания из стороны в сторону).

  1. Слоговой анализ. Дидактическая игра « Собираем чемоданчик в путешествие».

(Перед детьми выкладываются пронумерованные «чемоданчики-конверты» (1,2,3)).

Л: Ребята, давайте собирать вещи в дорогу. Каждый предмет должен лежать на своем месте. Сколько в названии предмета будет слогов, в чемоданчик с таким номером мы его и поместим.

Давайте вспомним, как можно определить, сколько в слове гласных звуков?»

Д: « Слово можно «отхлопать».

Л: «Молодцы! Сколько раз хлопнули - столько в нем гласных звуков. А сколько гласных - столько и слогов».

( На стол (в перевернутом виде) выкладываются картинки по количеству детей. Каждый ребенок, переворачивая по одной картинке, отхлопывает название и кладет ее в нужный «чемоданчик»).

Л: «Вот мы и собрали наши чемоданчики. Отправляемся в путь!»

( «Едем с Таней на «трамвае» - имитация раскачивания, с Пашей на « поезде» - «Чух-чух-чух» - круговые движения руками, согнутыми в локтях).

  1. Активизация слухового внимания (работа со словами  квазиомонимами).

Л: « А вот и первая остановка. Остановка похожих слов. Ой, ребята, кто это нас здесь встречает?»

 ( Пальчиковая игрушка « панды»)

Д: « Панда!»

«Панда»: Ой, ребята! Как я рад вас всех видеть! Я долго придумывал стишки и наконец-то придумал. Но, оказалось, что я перепутал в них некоторые слова! Помогите мне пожалуйста исправить мои ошибки. Поможете?»

Д: « Да, поможем».

«Панда»:

- Вода бежит в прохладной печке… (д: «в речке»)

- Паленья полыхают в речке… (д: «в печке»)

- Все уселись мы на песенку…(д: «на лесенку»)

- И поем мы дружно лесенку… (д: « песенку»)

- На пляже тепленький лесок… (д: «песок»)

- В дали березовый песок… (д: «лесок»)

- Далеко идти мне пень… (д: « лень»)

-Лучше сяду я на лень… ( д: «пень»)

« Панда»: « Фу-х! Большое спасибо!!!

Л: «Ну, панда, хотел ты нас запутать, но детки молодцы, все ошибки твои исправили! Отдыхай, а мы поедем дальше». ( Миша на «машине»).

  1. Пантомима: « Прогулка в лес».

Л: « А вот и новая остановка. Ой, а где это мы? Это лес! Давайте прогуляемся».

( Имитация  прогулки). Л+Д:

Заблудились мы в лесу. (грустно)

Закричали все: «АУ!» (громко)

Никто не отзывается, (печально)

Лишь эхо откликается

Наше эхо возвращается к нам тихо : «Ау! Ау!»

ЭХО! ЭХО!

Вот потеха!

Это эхо каждый раз (весело) 

Передразнивает нас!

Л : « А вот и наша тропинка. На чем поедем дальше?»

Д: «На вертолете» («летим» с Викой).

  1. Совершенствование фонематического анализа и фонематических представлений.

Л: « Вылетели из леса. Приземляемся. Смотрите, а здесь живут гласные. ( Помещаются карточки с буквами на доску). Давайте их назовем. И вспомним в домике, какого цвета они живут».

Д: ( по очереди) « А, О, У, И, Ы, Э. Это гласные звуки, их можно петь, и обозначаются они красным цветом».

Л: « Посмотрите, кто это к нам прибежал?» (Пальчиковая игрушка тигра) (Дети: «Тигр»)

« Тигр»: « Ребята, я очень хочу подружиться с гласными. Помогите мне, пожалуйста».

Л: « Ребята, давайте поможем ему. Для этого нам необходимо выделить и назвать гласные звуки в начале каждого из слов, которые нам будет называть «тигр».

( Дети (на слух) определяют первый гласный в предложенных словах в начале, а затем в середине слов).

Л: « Молодцы, а теперь сами придумайте слова, которые будут начинаться на гласный звук».

(Дети придумывают слова). Прощаемся с тигром.

Л: « Молодцы. Полетели дальше». ( На «самолете» с Севой).

  1. Работа со слогом.

Л: « А вот наша последняя остановка. Нас встречает жираф». (Пальчиковая игрушка). « Он что-то потерял».

( На доску помещается предметная картинка и первый слог к каждой из них).

Картинка (маки) слог – МА.

Л: « Дети назовите картинку».

Д: «Маки».

Л: «Прочитайте первую часть слова»

Д: «МА»

Л: « Чего не хватает?»

Д: « КИ» ( логопед помещает вторую часть на доску и дети читают слово целиком).

Л: « Часть слова (согл + гл) называется слогом. Повторите, как называется часть слова?»

Д: «Слог»

( Дети выделяют в остальных картинках слоги, называют те, которых не хватает и называют 1 и 2 слог в каждом слове).

Л: « Скажите, а если в слове слоги поменять местами, что получится?»

Д: « КИ-МА»

Л: « Получилось правильное слово?»

Д: « Нет»

Л: « Можно ли переставлять слоги в словах ?»

Д: « Нельзя».

Л: « Молодцы. Путешествие было очень интересным, но пора нам возвращаться домой. Давайте вспомним, на чем мы сюда добирались»

( Имитация движений  «езды» на автобусе, трамвае, поезде, машине, вертолете, самолете).

  1.  Подведение итогов.

Л: « Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад. Давайте вспомним: где мы были, кого встречали, какие задания выполняли».

 (Дети по очереди отвечают).

Л: « Вы все большие молодцы!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Для успешного школьного обучение ребенку недостаточно уметь читать и считать, важно овладеть навыками звукового анализа, синтеза и фонематических представлений....

Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Звуки [М, М\']. Семья.

Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализав старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР ....

Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха.

Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха....

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у воспитанников среднего возраста.  Именно благодаря ему мы можем определить:какой конкре...