Формирование операций фонематического анализа и синтеза
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

В статье говорится об этапах формирования операций фонематического анализа и синтеза, предлагаются примерные игры и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование операций фонематического анализа и синтеза.

Анализ слова на составляющие его звуки представляет сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико – синтетической деятельности.     У детей с речевыми нарушениями именно эта форма языкового анализа и синтеза оказывается наиболее нарушенной.

Л.Ф. Спирова обследовала детей с правильной речью и с фонематическим недоразвитием перед поступлением их в школу. По её данным выделение гласного звука в начале слова оказалось доступным 78% обследованных детей с правильной речью и только 46,2% детей с фонематическим недоразвитием. С выделением согласного звука в начале слова справилось 53% детей с правильной речью и только 18% детей с фонематическим недоразвитием. Особенно трудно оказалось детям с недостатками произношения выделить гласный звук в конце слова. С этой задачей справилось только 3% детей, в то время как дети с правильной речью дали 20% правильных ответов.

Учащиеся, приступающие к обучению грамоте с еще незаконченным процессом фонемообразования, с трудом овладевают чтением и письмом.

Очень распространенными ошибками при дислексии (нарушении процесса чтения) являются искажения звуко-слоговой структуры слова и побуквенное чтение; а при дисграфии (нарушении письма) – пропуски, перестановки букв, слогов, вставки лишних букв, обусловленные недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

В связи с этим при коррекции дислексии и дисграфии особенно большое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по формированию функций фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм фонематического анализа и синтеза и с учетом последовательности формирования этой функции в онтогенезе.

  Этапы формирования функций фонематического анализа и синтеза:

  1.  Формирование элементарной формы анализа и синтеза

(выделение (узнавание) звука на фоне слова).

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит а) от его характера, б) положения в слове, в) от произносительных особенностей звукового ряда.

Известно, что ударные гласные выделяются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, выделяются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки выделяются легче из начала слова, чем из его конца, а взрывные, наоборот, легче выделяются из конца слова.

С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его из конца слова. Это объясняется тем, что гласный звук часто воспринимается не как самостоятельный, а как оттенок согласного звука.

 Необходимо учитывать особенности произношения, а также восприятие звуков речи детьми. Для многих детей, особенно с нарушениями речи, начало слова является наиболее благоприятной ситуацией как для выделения ударного гласного, так и для выделения длительного (щелевого) согласного звука.  Выделение шипящих и сонорных звуков в некоторых случаях затрудняется из-за дефектного произнесения этих звуков, которые являются сложными по артикуляции. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых (М, Н, Х, В и др.).

1. Вначале необходимо уточнить артикуляцию согласного,  т.е. определить положение артикуляторных органов с помощью зрительного восприятия и кинестетических ощущений. При этом обращается внимание на звучание, характерное для каждого звука.

2.  Определить наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.

          3. Определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: 

односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Причем заданный звук должен находиться  и в начале, и в середине, и в конце слова (кроме звонких согласных).

Наличие звука определяется а) сначала и на слух и на основе собственного произношения,  б) затем только по слуху или только на основе собственного произношения,  в) затем по слухопроизносительным представлениям, в умственном плане.

Звук связывается со зрительным образом буквы.

Рекомендуются следующие задания:

  1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
  1. Повторить   вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.
  2. Выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву.
  3. Подобрать к букве картинки, в названиях которых имеется данный звук.
  4. По сюжетной картинке назвать слова с данным звуком.
  5. Назвать животных (овощи, растения и др.), в названиях которых есть данный звук.
  6. Придумать слова с данным звуком.

После того, как у детей будет сформировано умение определять наличие согласного, находящегося в начале или в конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находиться в середине. Сначала это простые слова (например, коса – при выделении звука С), затем слова со стечением согласных (например, марка – при выделении звука Р). Вначале слово произносится по слогам с интонированием заданного звука и подкрепляется соответствующей картинкой.

          2.  Выделение первого и последнего звука из слова.

а)   Вычленение первого ударного гласного из слова.

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: Малыш плачет (а-а-а). Волк воет (у-у-у). При уточнении артикуляции гласного звука используется зрительное восприятие артикуляции, обращается внимание на положение губ (вытянуты трубочкой, свободно раскрыты, в улыбке и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

Рекомендуются следующие задания:

  1. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, иней, улица, аист.
  2. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
  3. Подобрать слова, которые начинаются на гласные А, О, У.
  4. Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные. Предлагаются картинки: мышка, улица, астра, азбука, окна.
  5. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова.

Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного.

Итак, определение ударного гласного в начале слова проводится в трех вариантах: а) на слух, когда слово произносится логопедом, б) после произнесения слова ребенком, в) на основе слухопроизносительных представлений, например, по заданию отобрать картинку на соответствующий звук.

б)  Вычленение первого согласного из слова.

Вычленение первого согласного звука из слова осуществляется детьми гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога на составляющие его звуки. При этом особую трудность вызывает прямой открытый слог ( па, ло, шу). Так, например, первым звуком в слове шуба ребенок называет слог шу. Причиной этого является нерасчлененность восприятия слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, т.е. для вычленения изолированного согласного и гласного, определения последовательности их в слове. В связи с этим из прямого открытого слога ( па) согласный вычленяется труднее, чем из обратного слога (ап), при произнесении которого каждый звук артикулируется более независимо один от другого.

Развитие умения вычленять первый звук из слова проводится после того, как у детей  а) сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и  б) узнавать звук, находящийся в начале слова.

Так, например, сначала дети определяют, что в слове муха есть звук М, который  слышится  в начале слова и является первым звуком этого слова.  Далее  логопед  еще  раз  предлагает  прослушать  это  слово и назвать  1-й звук.

И в заключение дается задание – подобрать слова,  в которых звук М слышится в начале.

Примерные задания по вычленению первого согласного звука:

  1. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  2. Подобрать названия животных (цветов, птиц и др.), которые начинаются с заданного звука.
  3. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  4. Заменить первый звук слова на другой звук, и получить новое слово  (* в слове кость заменить звук К на звук Г ).
  5. Вписать первую букву  в схему  слова  под  картинкой.
  6. Лото  «Какой первый звук?»  Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р, и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  7. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

в)  Определение  конечного  согласного  в  слове.

         Определение  конечного  согласного проводится сначала на обратных слогах ( ум, ам, ус, ом). Затем предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами (ам – сам,  ом – сом, уп – суп и т.д.) Определяется конечный согласный вначале в слоге, затем в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно  в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произнесении слова,  далее  на основе слухопроизносительных, фонематических, представлений.  Действие считается закрепленным, если ученик, предварительно не называя слово, научается определять конечную согласную.

При определении конечного согласного используются те же виды заданий, что и при определении в слове первого гласного и согласного звуков.

г)  Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Работа по определению места звука в слове начинается с гласных, а затем переходят к согласным звукам.

Сначала предлагается определить место ударной гласной в односложных и двусложных словах: например, место звука А в словах аист, два, мак.

При этом гласные произносятся протяжно, интонируются, используются картинки.

Виды заданий на определение места согласного звука в слове

  1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук *Л:         в первый ряд – картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова;  третий – картинки,  в названии которых звук слышится на конце слова.
  2. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.
  3. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова.
  4. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.
  5. Назвать животных (овощи, растения, посуду и др.), в названии которых заданный звук находится в начале ( в конце, в середине) слова
  6. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука или оканчиваются им.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа  (определение последовательности, количества и места звуков в слове).

При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: 1. Составление предварительного представления о задании;      2. освоение действия с предметами; 3.  освоение действия в плане громкой речи; 4.  перенос действия в умственный план.

В связи с этим можно выделить следующие этапы в формировании функции фонематического анализа, как умственного действия.

1.  Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определенного количества клеточек (по числу звуков в слове). По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками.

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, ученик понимает, что он выполнил действие неправильно. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, лук. Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом.

Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней – схема из трех клеточек. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове лук?»       «Звук Л», - отвечают дети и фишкой закрывают первую клеточку. Слово повторяется детьми и логопедом.  «Какой звук слышится в слове после Л?»  - «Звук У». Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после У в слове лук. Ученики определяют, что что после звука У слышится звук К, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звук).

2.   Формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков    (т.е. все делается устно, без опоры на картинку).

 3.   Формирование  действия  фонематического  анализа  в  умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

Примерные задания:

  1. Предлагается отобрать картинки, в названии которых определенное количество звуков, например, пять. При этом картинки не называются.
  2. Придумать слово на заданный звук, с определенным количеством звуков.
  3. «Узнай названия диких животных по следующим буквам»: лпеорад, егбемто, некугур, оснорог.
  4. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего, например: дом – мак – кот – топор –рот …
  5. Какие слова можно составить из букв следующих слов: крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка), ствол (стол, вол).
  6. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
  7. Разгадать зашифрованное слово (или пословицу). Из названий картинок выделить первый звук. Назвать полученное слово.
  8. Придумать слова к графической схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...

Формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен материал, раскрыввющий необходимость формирование операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников....

РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять посл...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднен...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...