СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помогающие введению данных понятий в активный словарь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii_gorizonty_detstva.docx | 325.83 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Кузина Анна Викторовна,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 119»
город Нижний Новгород
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте, [3, с. 513]. Исходя из данного определения, следует отметить, что дети с ОНР – это особая группа детей, нуждающаяся в коррекции фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Для того чтобы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР максимально были сформированы речевые навыки, а в дальнейшем сформированные навыки переросли в умения, которые дети смогут применять полноценно уже в школьном возрасте, необходимо такое построение коррекционных логопедических занятий, чтобы каждый ребенок овладел всеми компонентами речевой системы. При этом следует отметить, что ключевым моментом в системе коррекционной работы при ОНР является развитие фонематического восприятия и формирование навыков фонематического анализа и синтеза, так как именно данный навык является базовым для обучения детей в начальной школе.
Звуковой анализ и синтез должны основываться на устойчивом фонематическом восприятии, а полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
Главной целью логопедической работы над данным навыком является осознанный анализ и синтез звукового состава слова ребенком.
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний, [1, с. 6].
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза – это длительный и сложный процесс, характеризующийся определенной терминологией и понятиями, недоступными или сложно воспринимаемыми для детей с ОНР. Следовательно, дети с ОНР дополнительно нуждаются в слуховой и зрительной опоре при формировании навыков фонематического анализа и синтеза. В связи с этим у меня возникла необходимость введения специальных понятий в самостоятельную речь детей путем применения доступных и разнообразных опорных символов и схем, помогающих воспринимать, запоминать и применять материал детьми.
Детям с ОНР старшего дошкольного возраста труден фонематический анализ, как на уровне слов, так и анализ на уровне предложений с моделированием или с написанием соответствующих схем.
Дети с ОНР наиболее тяжело овладевают следующими понятиями:
- звук и буква;
- гласные звуки;
- согласные звуки (глухие, звонкие, твердые, мягкие согласные звуки);
- позиция звука в слове (понятия «начало, середина, конец слова»);
- слог;
- слово;
- предложение.
Исходя их этого, я ввожу систему опорных символов и схем, как разработанных мной, так и общепринятых, помогающих при формировании данных понятий.
Понятие «Звук» (речевой) вводится, опираясь на неречевые звуки (звуки природы, музыкальных инструментов, звуки животных и так далее), и на дифференциацию неречевых и речевых звуков. Введение данного понятия я подкрепляю изображением губ и рта (рисунок 1).
Понятия звук и буква вводятся параллельно, и здесь обязательна схема для их дифференциации, в которой закрепляется правило: «Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы пишем и видим» (рисунок 2).
При полной артикуляторно-акустической характеритиске звука вводятся термины: гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, глухой, звонкий). Прежде всего, у детей с ОНР большую трудность вызывают непосредственно понятия гласный и согласный, для их понимания я ввожу следующие символы: гласный звук - - изображение мальчика, поющего в микрофон (рисунок 3), согласный звук - изображение мальчика, который говорит (рисунок 4).
Также, для обозначения конкретных гласных используются следующие зрительные символы, в основе которых лежит соотнесение артикуляции соответствующего гласного звука с геометрической формой (разработано Т.А. Ткаченко) (рисунок 5).
Согласные звуки воспринимаются детьми с ОНР сложнее, чем гласные, поэтому для их обозначения используются общепринятые символы – цветные кружочки синего цвета с колокольчиком для твердых и звонких согласных, синие кружочки без колокольчика для твердых и глухих, зеленые кружочки с колокольчиком даются для обозначения мягких и звонких согласных, зеленые кружочки без колокольчика – для мягких и глухих (рисунок 6).
Рисунок 1. Звук Рисунок 2. Звук и буква Рисунок 3. Гласный звук
Рисунок 4. Согласный звук Рисунок 5. Гласные звуки Рисунок 6. Цветные фишки
При этом для более точного понимания терминов «звонкий-глухой» дается изображение колокольчика для звонкого звука, и перечеркнутого колокольчика – для глухого (рисунок 7).
Для понимания терминов «твердый и мягкий» звук я предлагаю изображение молотка с синей рукояткой, забивающего гвоздь - для обозначения твердого согласного (рисунок 8) и изображение перышка на зеленом фоне – для обозначения мягкого согласного (рисунок 9).
Труднее детям с ОНР дается усвоение понятий позиционного звукового анализа и синтеза, то есть определение позиции звука в слове – в начале, середине и в конце слов. При этом работа над пониманием позиции звука в слове ведется параллельно с развитием пространственной ориентировки и анализом цифрового ряда из цифр 1, 2, 3 (какая первая, вторая, третья цифра, какая цифра стоит перед цифрой 2, после цифры 2, между цифрой 1 и 3). На данном этапе я ввожу самодельные игрушки – символы «Звуковая гусеница» (у гусеницы выделяется начало, середина и конец) (рисунок 10) и «Звуковой поезд» (локомотив с цифрой 1, и 2 вагона с цифрами 2 и 3) (рисунок 11).
Рисунок 7. Глухой и звонкий Рисунок 8. Твердый согласный звук Рисунок 9. Мягкий согласный звук
согласные звуки
Рисунок 10. Звуковая гусеница Рисунок 11. Звуковой поезд
На этапе фонематического анализа на уровне слога и слова формируются два понятия «слог» и «слово» (данное понятие используется во всех видах анализа), дается определение, что слог – это часть слова, а слово – это все, что мы произносим и можем назвать, я ввожу символ яблока и части яблока как понятия часть и целое (рисунок 12) и яблока, разрезанного на 3 части как понятия трех слогов в одном слове «яблоко» (рисунок 13) .
И также даются понятия слово-предмет (символ – схематическое изображение человечка-девочки), слово-признак (символ – изменение рисунка и цвета платья), слово-действие (символ-девочка идет) (рисунок 14).
Понятие «предложение» - объединение слов, связанных между собой по смыслу. Здесь я ввожу символ держащихся за руки детей, что характеризует линейное построение предложений (рисунок 15).
Таким образом, дополнительные зрительные опорные символы и схемы являются незаменимыми помощниками для детей с ОНР при овладении такими сложными мыслительными операциями, как анализ и синтез.
Рисунок 12. Слог и слово Рисунок 13. Слог
Рисунок 14. Слово-предмет, слово-признак, Рисунок 15. Предложение
слово-действие
Список литературы:
Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2018.
- Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С.Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....
Развитие навыков счета и счетных операций у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, посредством авторского дидактического пособия "Поиграем-посчитаем"
Математика, несмотря на свою сложность, вызывает неподдельный интерес у дошкольников. Как известно, формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР сопровождается значительными тр...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии критического мышления в образовательном процессе ДОУ
Сегодня основным направлением педагогики является новое качество образования, ориентированное на формирование у детей способностей развиваться всю жизнь. Технология критического мышления являетс...
Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Данный материал разработан для учителей-логопедов. Показано практическое использование методов моделирования в образовательной деятельности по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синте...
План самообразования РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ МИНИАТЮР» НА 2021-2022 уч. год
изучение влияния двигательно-речевых миниатюр на развитие устной речи у дет старшего дошкольного возраста с ОНР...
Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза....
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...