Развитие навыков счета и счетных операций у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, посредством авторского дидактического пособия "Поиграем-посчитаем"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Троицкая Татьяна Сергеевна

Математика, несмотря на свою сложность, вызывает неподдельный интерес у дошкольников. Как известно, формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР сопровождается значительными трудностями. Дети демонстрируют неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительную зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; несформированность обобщенных представлений о количестве; трудности в усвоении правил пересчета предметов, «безытоговый» счет; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации.

Поэтому основной целью было создание многофункционального пособия, которое сочетало бы в себе максимальное количество упражнений и заданий для развития навыков счета и счетных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

  • Развивать  навык счета предметов  до 10 в различном направлении;
  • Развивать  счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого.
  • Развивать навык соотнесения цифры, числа и количества.
  • Развивать  навык порядкового счета, умения отвечать на вопрос: «Который по счету?»
  • Развивать  навык сравнения групп предметов, чисел.
  • Развивать умение называть соседей числа;
  • Формировать навык  сложения и вычитания, решения арифметических задач  в пределах 10;
  •  Закреплять состав чисел в пределах 10;
  •  Развивать навык написания цифр;
  •  Развивать речь, мыслительные операции и психические процессы.

Пособие «Поиграем – посчитаем» представляет собой три пластиковых панели, скреплённых между собой с кармашками, конвертами с цифрами, знаками и счетным материалом.

Упражнения:

1.     Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10.

2.     Счет от заданного числа до другого.

3.     Пропущенное число.

4.     Расставь цифры в правильной последовательности.

5.     Соседи числа.

6.     Соотнесение числа и количества.

7.     Найди столько же?

8.     Порядковый счет.

9.     Сравнение количества предметов и чисел.

10.    Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 на предметах, числах.

11.  Составление и решение арифметических задач в пределах 10.

12. Состав числа в пределах 10.

13. Написание цифр по пунктирным линиям.

Пособие может быть использовано как в подгрупповой работе, так и индивидуальной учителем-дефектологом и воспитателями группы.

В 2019 году пособие было представлено на районный экспертно-методический совет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, п...

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр»

                                    Игровое упражнение № 1 «Квадрат»Цели:Учить создавать фи...

Тема: Развитие линейно- графических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством авторской педагогической технологии Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика»

Сюжеты и темы занятий разнообразны, тесно связаны с поэтапным усложнением от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.  1.Сначала все движения отрабатываются в макропространстве (в спор...