Развитие навыков счета и счетных операций у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, посредством авторского дидактического пособия "Поиграем-посчитаем"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Математика, несмотря на свою сложность, вызывает неподдельный интерес у дошкольников. Как известно, формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР сопровождается значительными трудностями. Дети демонстрируют неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительную зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; несформированность обобщенных представлений о количестве; трудности в усвоении правил пересчета предметов, «безытоговый» счет; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации.
Поэтому основной целью было создание многофункционального пособия, которое сочетало бы в себе максимальное количество упражнений и заданий для развития навыков счета и счетных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
- Развивать навык счета предметов до 10 в различном направлении;
- Развивать счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого.
- Развивать навык соотнесения цифры, числа и количества.
- Развивать навык порядкового счета, умения отвечать на вопрос: «Который по счету?»
- Развивать навык сравнения групп предметов, чисел.
- Развивать умение называть соседей числа;
- Формировать навык сложения и вычитания, решения арифметических задач в пределах 10;
- Закреплять состав чисел в пределах 10;
- Развивать навык написания цифр;
- Развивать речь, мыслительные операции и психические процессы.
Пособие «Поиграем – посчитаем» представляет собой три пластиковых панели, скреплённых между собой с кармашками, конвертами с цифрами, знаками и счетным материалом.
Упражнения:
1. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10.
2. Счет от заданного числа до другого.
3. Пропущенное число.
4. Расставь цифры в правильной последовательности.
5. Соседи числа.
6. Соотнесение числа и количества.
7. Найди столько же?
8. Порядковый счет.
9. Сравнение количества предметов и чисел.
10. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 на предметах, числах.
11. Составление и решение арифметических задач в пределах 10.
12. Состав числа в пределах 10.
13. Написание цифр по пунктирным линиям.
Пособие может быть использовано как в подгрупповой работе, так и индивидуальной учителем-дефектологом и воспитателями группы.
В 2019 году пособие было представлено на районный экспертно-методический совет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, п...
Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»
Передо мной как воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...
«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр»
Игровое упражнение № 1 «Квадрат»Цели:Учить создавать фи...
Семинар- практикум для воспитателей "Формирование представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских дидактических игр"
Семинар состоит из двух частей: теоритеческой и практической....
Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста посредством авторских дидактических пособий в рамках реализации ФГОС.
Автором делится личным опытом работы с авторскими дидактическми пособиями....
Тема: Развитие линейно- графических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством авторской педагогической технологии Н.Ю.Шуваевой«Рисование – линейная графика»
Сюжеты и темы занятий разнообразны, тесно связаны с поэтапным усложнением от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. 1.Сначала все движения отрабатываются в макропространстве (в спор...