Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Передо мной как воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют как для воспитателей детских садов, так и для родителей значительные трудности, так как эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:
- адекватное использование ребенком вербальных и невербальных средств общения,
- владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие моторики;
- театрализованная деятельность;
- пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед работниками коррекционной группы. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Цели артикуляционной гимнастики:
- Выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).
- Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед воспитателем коррекционной группы в его работе с дошкольниками.
- Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.
- Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.
- Совершенствовать пластику движений. Улучшать координацию движений пальцев рук.
- Развивать нравственные качества личности ребёнка посредством работы со сказочными героями.
- Вырабатывать правильное речевое дыхание.
- Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения. Проблема формирования звуковой стороны речи никогда не теряет своей актуальности и практической значимости.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов воспитателя в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Его работа нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях, так как наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния. Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.
Так как игра является основным видом деятельности дошкольников я решила разработать многофункциональное игровое пособие. Пособие «Волшебная поляна» повышает интерес детей к занятиям, стимулирует развитие мелкой моторики рук; помогает развивать пространственное восприятие, воображение, память, мышление и внимание; помогает увеличивать словарный запас и активизирует речевые функции; развивает эмоциональную сферу и приводит к положительным результатам в работе по коррекции речи.
Цели:
- Формирование правильного дыхания у детей в процессе игровой деятельности; выработка плавной длительной воздушной струи.
- Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
- Укрепление и тренировка органов артикуляционного аппарата.
- Дифференциация звуков [с] и [ш] (и других)
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
- Развитие мелкой моторики рук.
Описание пособия: пособие «Волшебная поляна» предназначено для подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, материалов, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью.
Варианты игр и упражнений с использованием пособия
«Волшебная поляна»
Игра «Ветерок»
Цель: формирование правильного дыхания у детей в процессе игровой деятельности; выработка плавной длительной воздушной струи.
«Представь, что в твоём ротике живёт ветерок, подуй на цветочки, посмотри, как они колышутся». Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить упражнение несколько раз.
Игра «Солнышко»
Цель: создание игровой мотивации; показ точных движений органов артикуляционного аппарата.
Игра «Чудо-дерево»
Цель: автоматизация звука [ш] в словах.
Как у наших у ворот, чудо - дерево растёт.
Мы картинки называем, называем всё, что знаем:
И на звук [ш] подбираем.
Упражнение «Собери грибочки и сорви цветочки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, умения присоединять и отсоединять прищепки, развивать речь в процессе игры.
Игра «Чудо-деревце»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
На дерево прикрепляются с помощью липучки яблоки и груши.
Игра «Весёлый счёт»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
«Сосчитай яблоки, груши… Одна груша, две груши, три груши….»
В эту игру можно включить практически все лексические темы, которые осваиваются детьми.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В материале описывается актуальность артикуляционной гимнастики. | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛ К РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП
Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»
Подготовила: Марченко Марианна Анатольевна , воспитатель муниципального бюджетноего дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район.
Передо мной как воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют как для воспитателей детских садов, так и для родителей значительные трудности, так как эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:
- адекватное использование ребенком вербальных и невербальных средств общения,
- владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие моторики;
- театрализованная деятельность;
- пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед работниками коррекционной группы. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Цели артикуляционной гимнастики:
- Выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).
- Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед воспитателем коррекционной группы в его работе с дошкольниками.
- Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.
- Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.
- Совершенствовать пластику движений. Улучшать координацию движений пальцев рук.
- Развивать нравственные качества личности ребёнка посредством работы со сказочными героями.
- Вырабатывать правильное речевое дыхание.
- Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения. Проблема формирования звуковой стороны речи никогда не теряет своей актуальности и практической значимости.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов воспитателя в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Его работа нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях, так как наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния. Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.
Так как игра является основным видом деятельности дошкольников я решила разработать многофункциональное игровое пособие. Пособие «Волшебная поляна» повышает интерес детей к занятиям, стимулирует развитие мелкой моторики рук; помогает развивать пространственное восприятие, воображение, память, мышление и внимание; помогает увеличивать словарный запас и активизирует речевые функции; развивает эмоциональную сферу и приводит к положительным результатам в работе по коррекции речи.
Цели:
- Формирование правильного дыхания у детей в процессе игровой деятельности; выработка плавной длительной воздушной струи.
- Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
- Укрепление и тренировка органов артикуляционного аппарата.
- Дифференциация звуков [с] и [ш] (и других)
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
- Развитие мелкой моторики рук.
Описание пособия: пособие «Волшебная поляна» предназначено для подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, материалов, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью.
Варианты игр и упражнений с использованием пособия
«Волшебная поляна»
Игра «Ветерок»
Цель: формирование правильного дыхания у детей в процессе игровой деятельности; выработка плавной длительной воздушной струи.
«Представь, что в твоём ротике живёт ветерок, подуй на цветочки, посмотри, как они колышутся». Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить упражнение несколько раз.
Игра «Солнышко»
Цель: создание игровой мотивации; показ точных движений органов артикуляционного аппарата.
Игра «Чудо-дерево»
Цель: автоматизация звука [ш] в словах.
Как у наших у ворот, чудо - дерево растёт.
Мы картинки называем, называем всё, что знаем:
И на звук [ш] подбираем.
Упражнение «Собери грибочки и сорви цветочки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, умения присоединять и отсоединять прищепки, развивать речь в процессе игры.
Игра «Чудо-деревце»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
На дерево прикрепляются с помощью липучки яблоки и груши.
Игра «Весёлый счёт»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
«Сосчитай яблоки, груши… Одна груша, две груши, три груши….»
В эту игру можно включить практически все лексические темы, которые осваиваются детьми.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...
Презентация на тему: " Использование артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения" к родительскому собранию
Данная презентация знакомит родителей с артикуляционной гимнастикой. Может использоваться как мастер класс по выполнению артикуляционной гимнастики....
Развитие навыков счета и счетных операций у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, посредством авторского дидактического пособия "Поиграем-посчитаем"
Математика, несмотря на свою сложность, вызывает неподдельный интерес у дошкольников. Как известно, формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР сопровождается значительными тр...
Семинар- практикум для воспитателей "Формирование представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских дидактических игр"
Семинар состоит из двух частей: теоритеческой и практической....
Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста посредством авторских дидактических пособий в рамках реализации ФГОС.
Автором делится личным опытом работы с авторскими дидактическми пособиями....