Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста посредством авторских дидактических пособий в рамках реализации ФГОС.
методическая разработка

Сырескина Татьяна Владимировна

Автором делится  личным опытом работы с авторскими дидактическми пособиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области средняя общеобразовательная школа №1

 «Образовательный центр» имени 21 Армии Вооруженных сил СССР

 п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение  «Детский сад «Солнышко»

Развитие сенсорных способностей у детей раннего  дошкольного возраста  посредством авторских дидактических пособий                                в рамках реализации ФГОС.

подготовил:

Сырескина Татьяна Владимировна

п.г.т. Стройкерамика,2021г.

Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного  возраста  посредством авторских дидактических пособий  в рамках реализации ФГОС.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития,  начиная с раннего возраста. Период первых трех лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения.

Я работаю в первой младшей группе «Капелька»  ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» СП «Детский «Солнышко»  и одной из важнейших задач воспитательно-образовательной работы с детьми является сенсорное развитие. Поэтому я поставила для себя  цель – способствовать сенсорному развитию детей средствами авторскими дидактическими пособиями,  которые сочетают в себе все обучающие, развивающие,  воспитательные функции, с помощью которых осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.

Знакомя детей с содержанием авторских дидактических пособий: логокуб «Птичий двор», «Сказочный фартук»,  я использовала   различные формы работы как: индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения. Совместная с взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста. Хочу немного рассказать об авторском дидактических пособиях, используемые в своей воспитательно - образовательной работе с детьми раннего возраста:

Дидактическое пособие логокуб «Птичий двор» представляет собой шестигранный куб с размером грани  20см*20см, сделанный из плотного картона и обшитый фетровой тканью с нанесенными на нее сюжетными картинками. На каждой грани изображены домашние птицы и их детеныши. Каждая грань имеет разнообразные дополнительные детали, которые способствуют сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста: бантики разного цвета и размера, бусинки разного цвета и количества, фигурки обитателей птичьего двора, которые можно передвигать вверх или вниз, вправо или лево.

Целью данного пособия является  развитие мелкой моторики рук; расширение словарного запаса младших дошкольников; способствование  закреплению названий домашних птиц и их детенышей; закрепление основных цветов, понятие «один – много»,  «верх – низ»; развитие сенсорное восприятие; стимулирование  творческой активности детей; воспитание  любви и заботливое отношение к природе и окружающему миру.

C:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Пособия 03.2020\20200319_095148.jpg

Как игровое пособие логокуб «Птичий двор» содержит в себе несколько дидактических игр:

- «Назови правильно детеныша». Эта игра направлена на ознакомление и закрепление названий детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок).

C:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Пособия 03.2020\20200319_095307.jpgC:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Пособия 03.2020\20200319_095404.jpg

- «Один - много». Эта игра направлена на закрепление понятия «один – много» и умения образовывать множественное число имен существительных (цыпленок – цыплята, утенок - утята).

C:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Пособия 03.2020\20200319_095344.jpgC:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Пособия 03.2020\20200319_095236.jpg

- Пальчиковый театр «Курочка Ряба». Пользуясь элементами данного игрового пособия, расположенными на верхней грани куба, педагог может показать драматизацию сказки и предложить сыграть некоторые роли детям.

C:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Пособия 03.2020\20200319_122506.jpgC:\Users\Наталья Николаевна\Desktop\Пособия 03.2020\20200319_095437.jpg

Также благодаря этому авторскому дидактическому пособию можно описывать предметы, подбирать слова – действия  этим предметам, формировать умение считать предметы, группировать их по какому-либо признаку и т.д.

Дидактическое пособие «СКАЗОЧНЫЙ ФАРТУК» представляет собой фартук из ткани, сшитый на взрослого и на ребенка. Сам фартук – это игровое поле, которое можно наполнять по сюжетам народных сказок разными фетровыми персонажами, которые крепятся к полю различными способами для наиболее эффективного развития мелкой моторики рук детей с помощью липучек.

Цель пособия:  развитие  мелкой моторики рук; развитие диалогической и монологической речи младших дошкольников; закрепление основных цвета, умение ориентироваться в пространстве; развитие сенсорное восприятие; формирование представления о себе и объектах окружающего мира.

Данное авторское дидактическое пособие можно использовать как игровое поле для составления сюжета по знакомым детям сказкам, для пересказа знакомых сказок, для составления сюжетных картинок и разыгрывания с детьми придуманных ими сюжетов и т.д. С помощью такого пособия легко развивать познавательные навыки детей: закреплять основные цвета, размеры, количество, счет, обобщение, ориентировку в пространстве.

Используя маленький фартук в самостоятельной игровой деятельности, у воспитанников будут формироваться  познавательные действия, развиваться воображение, логическое мышление, память, что благотворно повлияет на становление сознания ребенка.

Создание авторских дидактических пособий своими руками очень продуктивно. Данные пособия являются готовым материалом для проведения образовательной деятельности с дошкольниками по всем образовательным областям, а так же это полифункциональный элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, который по желанию всегда можно видоизменить, дополнить и разнообразить в соответствии реализации ФГОС.

Проведенная мною  работа показала, что именно ранний  возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей, необходим  постоянным обогащение различными методами и средствами, в том числе и  авторских дидактических пособий.

Список литературы и Интернет – источников

  1. Петрова И.В. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста.                       М.:Творческий центр,2012;
  2. https://www.maam.ru/
  3. https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. ...

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....

Работа по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр »

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидатичесих игр...

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры». Консультация для родителей.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...