План самообразования РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ МИНИАТЮР» НА 2021-2022 уч. год
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Степанова Нюргуяна Николаевна

изучение влияния двигательно-речевых миниатюр на развитие устной речи у дет старшего дошкольного возраста с ОНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2022.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВАИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «ОСТРОВ СОРКОВИЩ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА:

«РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ МИНИАТЮР»

НА 2021-2022 уч. год

ВОСПИТАТЕЛЬ: СТЕПАНОВА НЮРГУЯНА НИКОЛАЕВНА

Тема: «Развитие устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством

использования двигательно-речевых миниатюр»

Актуальность темы определяется двумя факторами. Во-первых, в связи с принятием ФГОС дошкольному образованию перед дошкольными образовательными организациями стоит серьезная задача не только подготовки детей к школе, но и включает владение речью как средством общения культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д.

Во-вторых, в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста не всегда удается сохранить поразительную языковую чувствительность детей к словотворчеству. Хотя человек практически всю жизнь познает новые явления и обозначающие их слова, учится разбираться оттенках слов, фонетика и грамматика, по мнению многих ученых-языковедов, осваиваются в основном от двух до пяти лет.

Цель: изучение влияния двигательно-речевых миниатюр на развитие устной речи у дет старшего дошкольного возраста с ОНР Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения и анализа необходимой литературы данной проблеме.
  2. Разработать и апробировать систему занятий с детьми и родителями по развитию устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования двигательно-речевых миниатюр.
  3. Провести сравнительный анализ развития разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце учебного года на примере детей подготовительной логопедической группы «Почемучки» МБДОУ ЦРР -д/с № 7 «Остров сокровищ» г. Якутска.
  4. Оформить в группе уголок, накопить необходимый материал по теме самообразования.
  5. Работать в тесном сотрудничестве с другими специалистами и использовать миниатюры разнообразных занятиях, в повседневной жизни детей, на прогулках, при проведении вечер развлечений и праздничных утренников.

Предполагаемый результат: В процессе внедрения в речь двигательно-речевых миниатюр постоянного их использования в повседневной жизни ребенка, на прогулках, на различных занятиях педагогами разных направлений активизируется словарь, развивается связная речь благодаря разнообразию заданий и активной двигательной деятельности укрепляются мышцы ребенка, улучшается координация движений, становится более широкой их амплитуда, постепенно исчезает зажатость плечевых и локтевых суставов, раскрепощаются кисти и палы появляется большая подвижность и гибкость суставов ног и всего туловища. Все это способствует интенсивному развитию общей и тонкой моторики и речи детей с ОНР.

Перспективный план работы по самообразованию: I        этап: Теоретический

  • выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса - в течение всего периода;
  • изучение научно-методической литературы:

Авдеева Ю.В. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет, 2012

Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет. Развитие речи и воображения», 2010

Лифиц Е.А. «Развитие речи, движения и мелкой моторики», 2010

Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», 1971

Селеверстов В.И. «Речевые игры с детьми», 1978

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно», 2001

Рудик О.С. «С детьми играем - речь развиваем», 2012

Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка. Проблемы и задачи исследования речи детей», 1985

Красильникова Л.В. «Развитие речевой активности детей 6-7 лет», 2010

  • изучение опыта работы воспитателей логопедических групп посредством интернет сообществ (maam.ru, nsportal.ru и т.д.) - в течение всего периода.
  • изучение статей в журналах по данной теме «Дошкольное воспитание» и т.д. - в течение всего периода.
  1. этап: Практический
  • проведение диагностики речевых нарушений у детей логопедической группы – начало и  конец учебного года.
  • изготовление пособий и дидактических игр - в течение всего периода.
  • создание, пополнение и обновление предметно-развивающей среды в речевом уголке течение всего периода.
  • использовать двигательно-речевые миниатюры на разных занятиях, во время режим моментов, при проведении логопедических пятиминуток, включить их в комплексы гимнастики после сна, в сценарий вечеров развлечений и т.д. - в течение всего периода.
  • проведение анкетирования, консультаций и индивидуальных бесед с родителями д логопедической группы (учитель-логопед и воспитатели) - в течение всего периода
  • разучивание текстов и движений с детьми - в течение всего периода.

Работа с родителями:

  • организовать совместно с учителем-логопедом консультацию на тему «Роль двигательно-речевых миниатюр в развитии речи ребенка» - октябрь 2021 г.
  • организовать выставку дидактических игр для речевого развития детей, сделать мини-сборник с двигательно-речевыми миниатюрами - в течение всего периода.
  • провести открытое занятие для родителей с использованием миниатюр - конец учебного 2022 г.

Система занятий по развитию речи с использованием двигательно-речевых миниатюр                          Сентябрь                

Дата

Тема содержания

Программное содержание

Используемая

двигательно-речевая;

миниатюра

1 неделя

Детский сад

Познакомить с помещением детского сада, расширить представления о труде работников детского сада.

Развивать внимание и понимание речи.

«Мой сад»

Цель: развив внимание и понимание речи, эмоциональной сферы.

2 неделя

Предметы туалета

Уточнить обобщающее понятие «предметы туалета», уточнить и активизировать словарь по данной теме

«Щетки»

Цель: развивать KI мелкой моторики памяти, воображения. Использовать середине занятия посредством беседы о КГН.

3 неделя

Овощи

Закрепить и расширить представления об овощах, сборе урожая, заготовке овощей на зиму

«Огород»

Цель: развитие внимание к ело выделять название предметов, их признаки

4 неделя

Фрукты

Закрепить и расширить представления о фруктах, сборе урожая, заготовке фруктов на зиму

«Апельсин»

Цель: развив; внимание к ело выделять название предметов, их признаки

Октябрь

1 неделя

Ягоды

Сформировать представление о

«Чаепитие»

ягодах (название, внешние

Цель: развив.

признаки, обобщающее слово)

внимание, память

подражательные

движения.

знания названии, строения грибов и окраски шляпки, где растут, какие бывают грибы

«но дорожке в лес» Цель: работа звуками [Р], [Г].

3 неделя

Осень

Активизировать словарь по теме. Закрепить знание основных признаков осени, учить подбирать синонимы к глаголам.

«Перелетные птицы: Цель: развитие слухового внимания пружинные движения ног.

4 неделя

Деревья

Закрепить знание названий деревьев, их строение, учить различать хвойные и лиственные деревья

«По дорожке в лес» Цель: повторе текста, развитие внимания, движений

Ноябрь

1 неделя

Игрушки

Учить вслушиваться в обращенную речь. Выделять названия предметов, действий, признаков

«Платье для куклы» Цель: развитие пам5 речи, эмоциональной сферы

2 неделя

Одежда, обувь, головные уборы

Закрепить знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов. Учить подбирать синонимы.

«Сапожок»

Цель: снятие внутреннего мышечного зажима эмоционального напряжения

3 неделя

Дом и его части

Расширить представления о домах, архитектуре, строительных материалах.

«Строим дом»

Цель: развив

подражательные

движения

4 неделя

Мебель

Закрепить знание названий мебели, ее отдельных частей и обобщающее слово. Расширить знания о назначении мебели, различных ее видов.

«Чаепитие»

Цель: развивать внимание, память, подражательные движения.

Декабрь

1 неделя

Семья

Расширить знания о семье, закрепить знания о родственных отношениях в семье.

«Маме помогаю» Цель: воспитывать чувство любви к своим близким и родным желание помочь развитие общих движений

2 неделя

Зима

Углубить представления о зиме, состоянии погоды зимой, явлениях зимней природы.

«Мороз»

Цель: развитие общих движений, ориентировка пространстве, работа над звуками [3], [С]

3 неделя

Зимующие птицы

Закрепить знания о зимующих птицах, обобщающее слово. Учить подбирать действия к предмету

«Скворечники»

Цель: развить воображения подражательных действий

~г nv^vjjyi

vjnivmnw рсиилсчспий

rcitmwpwib представления и

«снежинки»

новогоднем празднике. Рассказать

Цель: развитие

как встречают Новый год в разных

основных движений

странах

ориентировка

пространстве, развитие

памяти и внимание,

воображения.

Январь

1 неделя

Рождественские

каникулы

-

-

2 неделя

Рождественские

каникулы

-

-

3 неделя

Домашние птицы и их детеныши

Познакомить с названиями домашних птиц и их детенышей, внешним видом, повадками, с условиями жизни

«Скворечники»

Цель: повторение текста, развитие воображения, подражательных движений

4 неделя

Домашние животные и их детеныши

Расширить и углубить представления о домашних животных и их детенышах

«Лошадки»

Цель: работа над звуком [Ц], развитие воображения подражательных движений

Февраль

1 неделя

Домашние животные и их детеныши

Расширить и углубить представления о домашних животных и их детенышах

«Теленок»

Цель: развитие воображения подражательных движений

2 неделя

Дикие животные наших лесов

Закрепить представления о диких животных, учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.

Закрепить знание названий детенышей животных

«Три медведя» Цель: развитие внимания, движений.

3 неделя

День Защитника Отечества

Систематизировать знания о Дне защитника Отечества, героях ВОВ

«Защитники

Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики.

Март

1 неделя

Транспорт

Расширить представление о транспорте, сформировать представления о воздушном, водном и наземном транспорте

«На шоссе»

Цель: работа над звуком [Ш], развитие координации.

2 неделя

Женские профессии

Дать представление о профессиях мам. Закрепить знания о празднике 8 марта

«Мамочка»

Цель: самомассаж подушечек пальцев нажимы, растирания

3 неделя

Продукты питания

Расширить представления о продуктах питания, закрепить знание названий блюд

«Суп для куклы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения

-г П^диш

посуда

Уточнить и расширить представления о посуде, материале, из которого она сделана. Учить различать кухонную, столовую и чайную посуду, называть части посуды

«Посуда»

Цель: развитие внимания, памяти, общих движений

5 неделя

Весна

Уточнить представление о характерных признаках весны (увеличение светового дня, таяние снега) Ознакомить с названиями весенних месяцев.

«Шаловливые

сосульки»

Цель: снятие внутреннего мышечного зажима и эмоционального напряжения

Апрель

1 неделя

Город

Обобщить и расширить представления и знания о родном городе, его истории и достопримечательностях

«Парк аттракционов) Цель: развитие общих движений, ориентировки в пространстве

2 неделя

Перелетные птицы

Закрепить знания о птицах, понятия перелетные, водоплавающие

«Птички»

Цель: развитие мелкой моторики

3 неделя

Весна

Уточнить представление о характерных признаках весны (увеличение светового дня, таяние снега) Закрепить названия весенних месяцев.

«Солнышко»

Цель: развитие памяти, внимания, работа над звуками [Ш], [Ж]

4 неделя

Комнатные растения

Показать, что весной происходит бурный рост комнатных растений, обобщить представления об уходе за комнатными растениями

«Цветок»

Цель: развитие координации движения

Май

1 неделя

Электроприборы

Сформировать представление о том, что электроприборы сделаны людьми. Определить назначение основных электроприборов в доме, учить как с ними обращаться

«Стирка»

Цель: развитие общих движений

2 неделя

День Победы

Расширить знания о празднике День Победы

«Защитники

Отечества»

Цель: повторение текста, развитие мелкой моторики

3 неделя

Насекомые

Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, вредных и полезных насекомых

«Жук»

Цель: развитие

Ориентировки в

пространстве

4 неделя

Цветы

Закрепить знания названий цветов. Учить различать садовые и полевые цветы

«Цветы»

Цель: работа на звуком [Ц], координация движения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

Мастер-класс Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий. Музыкальный бизикуб.

Мастер-класс нацелен на расширение представлений педагогов о дидактическом пособии "Музыкальный бизикуб", о методах и приёмах, развивающих музыкально-творческие способности дошкольников млад...

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

План по самообразованию педагога «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Х.Кюизенера»

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиск...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2021-2022 учебный год

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

отчет по самообразованию "Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и...