Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие связной монологической речи у детей с ОНР

старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей».

Цель данного проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей.

Задачи:

-изучение научной литературы и практических материалов по темам: особенности дошкольников в ОНР III уровня и специфика развития связной монологической речи в детском возрасте (в частности, навыки составления описательного рассказа);

-диагностика уровня речевого развития дошкольников с ОНР III уровня при составлении описательных рассказов;

-анализ полученных результатов;

-проектирование перспективного направления и совершенствование работы в данном направлении.

Оборудование:

- пособие Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»;

- проектор;

- экран;

- доска с магнитами/стенд;

- иллюстрации.

Исследуемая проблема: педагогические условия, при которых с применением визуальных схем-моделей эффективно развивается связная речь детей с ОНР III уровня дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: формирование устойчивых навыков монологической описательной речи у дошкольников с ОНР III уровня.

В проектной деятельности приняли участие дошкольники с ОНР III уровня в возрасте 6 лет, количество участников – 10 человек.

База исследования – ДОУ

Актуальность проекта связана с двумя факторами. Во-первых, с тем, что начало дошкольного возраста у детей совпадает с их постепенным переходом от диалогической к различным формам монологической речи. Данный процесс трудоёмкий и длительный, он требует специального речевого «воспитания». Дело в том, что диалогическая речь является по своему характеру непроизвольной, она содержит много привычных реплик, привычных сочетаний слов; в диалоге ребёнок во многом опирается на собеседника, чего он не может делать в монологе, где нужно каждый раз самостоятельно обдумывать содержание высказывания, выбирать подходящие языковые средства и формы (повествование, описание, рассуждение). Во-вторых, речь идёт о дошкольниках с ОНР III уровня, которые имеют ряд специфических особенностей: речевые расстройства подразумевают под собой, что дети с нормальным уровнем слуха, интеллекта имеют нарушения в формировании различных  компонентов речевой системы (фонетика, лексика, синтаксис, грамматика). ОНР делится на уровни, которые начинаются с первого – полное отсутствие связной речи («безречевые дети»). Каждый раз специалисты скрупулёзно устанавливают диагноз, причины, которые привели к речевым нарушениям и т.д. Такие дошкольники требуют особого внимания и индивидуального подхода. В ходе специального исследования мы должны были установить, что для детей с ОНР III уровня первостепенное значение имеет качество наглядности при речевом акте.

Проблема развития связной речи у детей, в том числе у дошкольников, исследовалась многими отечественными педагогами, психологами, лингвистами: Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, А.А. Леонтьевым, Л.В. Щербой, А.А. Пешковским,
А.Н. Гвоздевым, В.В. Виноградским, К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохиным, Л.А. Пеньковской, А.М. Леушиной, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и другими. Но до сегодняшнего дня вопрос продолжает оставаться актуальным в плане создания новых или модернизированных эффективных методик и инновационных приёмов.

Исследования О.С. Ушаковой, А.А. Зрожевской и других отечественных специалистов по формированию связной речи на материале игрушек показали, что дошкольников необходимо специально обучать навыкампостроения монологической  речи с опорой на так называемые речевые «категориальные признаки». В этом аспекте целесообразно использовать такую  систему работы, которая направлена на синтез выработки речевых навыков и психических процессов, учитывая, что деятельность направлена на детей с ОНР III уровня.

Обычно в целях обучения дошкольников монологической речи используют следующие виды занятий:

- составление рассказа по картинке;

- пересказ произведений литературы и фольклора;

- составление рассказов-описаний (игрушек, животных, одежды и т.д.);

- составление рассказов-повествований на основе жизненного опыта или прочитанного;

- составление рассказывания на основе серии сюжетных картинок.

Каждый вид речевой деятельности имеет свои особенности. Необходимо учитывать, что дети с ОНР III уровня нуждаются в дополнительной помощи, аудио - и визуальных «сигналах», чётких «опорах» для речевого прогресса. Поэтому для работы с ними выбран и усовершенствован метод, представленный в пособиях Т.А. Ткаченко – в частности, «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов», где представлено семь основных опорных схем (животные, времена года, профессии, игрушки, овощи и фрукты, птицы);

Этапы реализации проекта:

1.Теоретическое проектирование - научно-исследовательскийэтап.

Цель: изучение научной литературы по теме «Развитие связной монологической речи посредством составления описательного рассказа у дошкольников с ОНР» и повышение компетентности (работы М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников», А.М. Бородич, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Методика развития речи детей дошкольного возраста», А.К. Бондаренко  «Дидактические игры в детском саду», О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников», С.Н. Цейтлин «Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи»). Систематизация накопленного материала (создание конспектов, памяток, рекомендаций, планов, подбор иллюстраций и т.д.).

Развитие монологической речи - логичной, последовательной, содержательной, организованной - имеет свои психолингвистические аспекты. Детские психологи и лингвисты отмечают, что монологическая речь возникает как бы «в недрах» диалогической речи, поэтому важно начинать данный процесс с раннего дошкольного возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы с окружающими, разглядывания игрушек, предметов, картинок. В диалоге у ребёнка развиваются основные речевые умения, которые потом переходят в монолог, в том числе речевая активность, которая у многих детей с ОНР III уровня подавлена. При этом успешность развития описательной монологической речи, по нашим наблюдениям, зависит от спектра  условий:

-речевой среды;

-социального окружения;

-семейного благополучия;

-индивидуальных особенностей личности, интеллекта;

-познавательной активности ребёнка;

- его физического состояния.

Для ребёнка с ОНР III уровня очень важно узнавание объекта по его визуальному образу, отбор основных свойств и качеств, установление отношений между видовыми и родовыми понятиями, ему нужно  уметь строить предложения по уже освоенным схемам, подбирать наиболее подходящие слова. При этом необходимо понимать, что монологическая речь «вбирает» в себя звуковую сторону языка, словарный состав, грамматический строй речи, то есть лексику, грамматику, фонетику.

2.Практический этап - созданиепредметно-развивающей среды.

На данном этапе создана предметно-развивающая среда для проведения работы по развитию монологической речи: оформлено помещение, разложены карточки-иллюстрации и т.д.

3.Творчески-продуктивный этап проведения проектных мероприятий:

-отбор материалов;

-планирование и распределение;

-проведение занятий, дидактических игр и упражнений, создание  проблемных ситуаций и т.д.);

-работа с родителями.

На данном этапе использовался следующий алгоритм: общее определение и называние объекта; перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершение - итоговая фраза, которая даёт оценкуобъекту, содержит отношение к нему. Нами установлено, что важное значение имеет продуманная постановка вопросов, которые задаются ребёнку в определённом порядке, эффект закрепления и привыкания (речевой образец, пояснение, указание, повторение, напоминание, подсказка, исправление и др.). В результате возникает чёткая структура при составлении описания, которая закрепляется в сознании дошкольника и используется им в аналогичных ситуациях.

- Называние объекта (Что это? Кто это? Как это называется?).

- Раскрытие микротем: признаки, свойства, качества, характеристики,  действия (Какой? Какая? Какое? Какие? Что у него есть? Что он может делать? И т.д.).

- Отношение к объекту, его оценка (Он мне понравился? Чем конкретно? и др.).

Нами отмечено, что наиболее охотно и успешно дети с ОНР работают с узнаваемыми КОНКРЕТНЫМИ объектами: игрушками, элементами одежды, знакомыми животными. Поэтому работу по формированию описательной монологической речи у них необходимо начинать и развивать именно с данных сфер. Кроме того, по нашим наблюдениям, схемы-модели обязательно должны быть цветными, яркими, реалистичными, чёткими. Нами использован на практике следующий приём: постепенно опорные схемы видоизменялись (кукла в платье другого цвета, мишка не коричневый, а жёлтый и т.д.) На основе данного приёма у ребёнка вызывалась  речевая реакция, и при этом объект был ему знаком. Также мы установили, что  для детей с ОНР очень важно удерживать внимание, поэтому в дидактических играх мы использовали специальные сюжетно-ролевые ситуации, игры-драматизации, настольные инсценировки: «Магазин игрушек», «Чудесный мешочек» и др. Также использовалось соотнесение реального  объекта (куклы, мишки, машинки) с его изображением на схеме-модели. Таким образом, закреплялся и активизировался словарь, формировалось мышление и опыт, речевая активность. Схема значительно облегчает составление описательного рассказа, делает его чётким, связным, последовательным. При этом мотив речевой деятельности каждый раз должен соответствовать возрасту, интересам, особенностям  детей. Сначала мы проводили индивидуальную работу по моделям. Затем осуществлялась коллективная работа, когда подбирали и предлагали способы обозначения тех или иных признаков. Таким образом, каждый новый этап выражался в повышении самостоятельностиребёнка при составлении описательного рассказа. Проделанная работа подготавливала детей к самостоятельному описательному рассказу – уже без опоры на модель.

Составляющей творческого проекта стало взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития их детей, имеющих ОНР III уровня. В индивидуальной беседе-консультации родители получили результаты речевого обследования ребёнка по четырем показателям: звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связность речи. Родители получили необходимую консультацию и раздаточный материал с просьбой изучить его дома и начать внедрение приёмов (игровые дыхательные упражнения с выработкой речевого дыхания, игры, направленные на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи, дидактические игры на развитие связного высказывания). Также было проведено анкетирование. По его результатам были разработаны рекомендации по речевому развитию детей.

4.Информационно-диагностический (аналитический) этап (установление результативности проведённойработы).

В ходе работы деятельность каждого ребёнка оценивалась по разработанной нами балльной системе:

9-10 баллов - высокий уровень,

7-8 баллов – выше среднего уровня,

5-6 баллов – средний уровень,

3-4 балла - ниже среднего уровня,

меньше 3 баллов - низкий уровень.

В итоге были составлены  индивидуальныекарты наблюдения над ходом педагогического процесса и проведён сравнительный анализ речевого развития детей.

Результаты:

-высокий уровень речевого развития – 0 % детей;

-средний и выше среднего уровням речевого развития – 0 % детей;

-уровень ниже среднего – 30 % детей;

-низкий уровень – 70 % детей.

В результате систематической работы по формированию монологической связной речи с использованием схем-моделей установлено:

- высокий уровень речевого развития – 0 % детей;

- выше среднего и средний уровень– 65 % дошкольников;

- уровень ниже среднего – 35 % детей;

-низкий уровень -0 % детей.

Таким образом, творческий проект показал себя как результативный. Он выявил такие проблемы, как недостаточный словарь, низкая концентрация внимание, низкая речевая мотивация, односложность ответов, грамматические затруднения. Использование схем-моделей значительно облегчило дошкольникам процесс овладения связной монологической речью, повысило мотивацию и активность, творческое начало.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.М., 1997.

2.Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В. и др. Воспитание детей в средней группе детского сада. 2-е изд., испр. М.:Просвещение, 1982.
3.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985.

4.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. М., 1984.

5.Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации/ Сост. В.В. Гербова. М., 2006.

6.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М., 2005.

7.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

9.Занятия по развитию речи в детском саду/ Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2001.
10.Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.
11.Развитие речи и речевого общения/ Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1995.
12.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/7511-tkachenko-ta-sxemy-dlya-sostavleniya.html

13.Ткаченко  Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. М., 2001.

14.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.

15.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004.

16.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"...

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"

В своей работе я  попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...

Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.   Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...

«Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей»

Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения. Но существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи: 1. Один из так...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т. А. Ткаченко»

Существует ряд методик развития речи дошкольника (А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, О. И. Соловьева, О. С. Ушакова и др.). Однако, при обучении детей развитию речи, использовать эти методики в полной мере н...