Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Назарова Мария Вадимовна

Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением. 

 

Часто родители сами допускают ошибки при произнесении звуков, называя их буквами с длинным названием (например, [Р] – эр, [Б] – бэ). Поэтому считаю необходимым напомнить несколько правил русского языка.

 

Предлагаю вам игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.docx22.17 КБ
Файл slayd_1.pptx267.5 КБ
Файл slayd_2.pptx316.49 КБ
Файл slayd_3.pptx579.43 КБ
Файл slayd_4.pptx798.14 КБ
Файл slayd_5.pptx381.24 КБ
Файл slayd_6.pptx691.91 КБ
Файл slayd_7.pptx1.37 МБ
Файл slayd_8.pptx1.2 МБ
Файл slayd_9.pptx1.38 МБ
Файл slayd_10.pptx1.26 МБ
Файл slayd_11.pptx629.03 КБ
Файл slayd_12.pptx398.59 КБ
Файл slayd_13.pptx1.16 МБ
Файл slayd_14.pptx965.01 КБ
Файл slayd_15.pptx1.27 МБ
Файл slayd_16.pptx33.8 КБ
Файл slayd_17.pptx34.04 КБ
Файл slayd_18.pptx991.71 КБ
Файл slayd_19.pptx427.68 КБ
Файл slayd_20.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, это способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

 Поэтому фонематический слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

В логопедии традиционно принято рассматривать при формировании фонематического слуха следующие процессы:

- фонематическое восприятие,

-фонематические представления,

-фонематический анализ,

-фонематический синтез.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематические представления - сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука.

Фонематический слух играет важную роль в овладении звуковой стороной языка. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение. Фонематический слух начинает формироваться на первом году жизни и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с ФФН не овладевают грамотным чтением и письмом. К пяти годам практически завершается процесс фонематического развития. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит практически все звуки родного языка. Однако осознание звуковой стороны слова наступает к 6-7 годам с усвоением письменной формы речи. На этом этапе основное значение приобретают операции фонематического анализа и синтеза.

Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением. Если проанализировать чем может быть обусловлена артикуляторно- акустическая дисграфии, главной причиной является нарушение фонемного распознавания, несформированностью фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам). Нарушения фонематического слуха могут быть и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии. 

Несформированность фонематического слуха встречается и при правильном произнесении звуков. Дети с фонематическим недоразвитием (при относительно сохранном звукопроизношении) чаще всего не получают специальной коррекционной помощи в дошкольных учреждениях. К сожалению, симптомы нарушений фонематического слуха диагностируются только в школе, составляя основной контингент школьного логопедического пункта.

Недоразвитие фонематических процессов встречается и при ФФН, и при ОНР, и как самостоятельное нарушение речи. Таким образом, необходима целенаправленная работа для обеспечения своевременной подготовки детей к обучению грамоте и предупреждению возникновения нарушений письменной речи. Одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи является преодоление нарушений фонематического слуха.

Часто родители сами допускают ошибки при произнесении звуков, называя их буквами с длинным названием (например, [Р] – эр, [Б] – бэ). Поэтому считаю необходимым напомнить несколько правил русского языка.

  1. Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы видим, читаем, пишем. (слайд 1 и 2)
  2. В русском языке 10 гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е и всего 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И].
  3. Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я — буквы!  Их в транскрипции быть не может!
  4. Мягкость согласных обозначается мягким знаком Ь и буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
  5. Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Могут обозначать один или два звука:

Если эти буквы стоят после согласных, то они обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].

Эти буквы согласный звук [й’] и соответствующий гласный звук (я — [й’а], ё — [й’о], ю — [й’у], е — [й’э]), если они стоят

в начале слова: яд [й’ат], ёж [й’ош], юнга [й’унг], егерь [йэ ‘гер’];

после гласных: боевик [бай’эв’ик], паяц [пай’ац];

после разделительных Ъ и Ь знаков: объем [абй’ом], обезьяна [аб’из’й’ана], съезд [сй’эст]. (слай 3 и 6)

  1. Для обозначения согласных звуков на письме — 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Но, согласных звуков гораздо больше — 36: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Причина такого несоответствия в том, что мягкость парных согласных звуков обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (Е, Ё, Ю, Я, И) или Ь.

  1. Согласные звуки делятся на звонкие и глухиеСогласные, которые произносятся с шумом и голосом — звонкие согласные звуки. Согласные, которые произносятся только с шумом, — глухие согласные звуки. (слайд 5)

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ. (слайд 5 и 6)

Предлагаю вам игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.

  • «Какой гласный звук спрятался в начале слова?» (слайд 7)
  • «Какой согласный звук спрятался в начале слова?» (слайд 8)
  • «Где спрятался гласный звук [А]?» (слайд 9)
  • «Где спрятался гласный звук [З]?» (слайд 10)
  • «Есть ли звук [Р] в слове?» (слайд 11)
  • «Определи, где звонкий звук [Г], а где глухой звук [К]?» (слайд 12)
  • «Определи, где твёрдый звук [Б], а где мягкий звук [Бь]?» (слайд 13)
  • Проведение звукового анализа слова РУКИ: Первый звук [Р] - согласный (так как ветерок встречает преграду – зубки); твёрдый (так как после него слышим [У]); звонкий (можно проверить тактильно – горлышко дрожит (колокольчик звенит)); обозначаем синим цветом. Второй звук [У] – гласный (так как голосок работает, песенка тянется, ветерок преграду не встречает); обозначаем красным цветом. Третий звук [Кь] – согласный (так как ветерок встретил преграду – язык); мягкий (так как после него слышим звук [И], который его смягчает); глухой (так как голосок не работает (колокольчик не звенит)); обозначаем зелёным цветом. Четвёртый звук [И] – гласный (так как голосок работает, песенка тянется, ветерок преграду не встречает); обозначаем красным цветом. Затем можно подвести итог: сколько всего звуков в слове, сколько согласных, сколько гласных (а от количества гласных звуков зависит количество слогов!). (слайд 14)
  • «Составь слово по первым звукам» (слайд 15)
  • «Составь слово из предложенных звуков» (слайд 16)
  • «Определить количество звуков в слове» (слайд 17)
  • «Подели слова на слоги», «Прохлопай слоги», «Соотнеси слоговую схему со словом-картинкой» (слайд 18)
  • «Составление предложений с заданным словом с опорой на схему» (без предлога, с предлогом, с разными знаками препинания и т.д.) (слайд 19)
  • «Переход от звуков к буквам» (изучение в Алфавите с опорой на картинку; обсуждение на что похожа буква; образ буквы без картинки; соединяем буквы «невидимой ниточкой» - слитное чтение ОМ (обратный слог), МО (прямой слог). В этот момент необходимо напомнить детям, что при чтении буквы мы произносим кратко (как звук – М, а не МЭ), чтобы не получались вместо ОМ – ОМЭ, МО – МЭО. (слайд 20)

Желаю Вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки и буквы русского языка

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какой гласный звук в начале слов ?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какой согласный звук в начале слов ?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Где спрятался звук [ А ]?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Где спрятался звук [ З ]?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть ли звук [ Р ] в слове ?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков [ Г ] – [ К ]

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков [ Б ] – [ Бь ]

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуковой анализ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составь слово по первым звукам З У Б

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составить слово из предложенных звуков (Б, А, К)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определить количество звуков в слове Сом (3 звука)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Помоги Буратино поделить слова на слоги и найти нужную схему

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Помоги Буратино составить предложения по схемам

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Переход от звуков к буквам

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста

     Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

Формирование навыков фонематического анализа и синтезакак одно из условий подготовки ребенка к школе....

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "...