Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением.
Часто родители сами допускают ошибки при произнесении звуков, называя их буквами с длинным названием (например, [Р] – эр, [Б] – бэ). Поэтому считаю необходимым напомнить несколько правил русского языка.
Предлагаю вам игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.docx | 22.17 КБ |
slayd_1.pptx | 267.5 КБ |
slayd_2.pptx | 316.49 КБ |
slayd_3.pptx | 579.43 КБ |
slayd_4.pptx | 798.14 КБ |
slayd_5.pptx | 381.24 КБ |
slayd_6.pptx | 691.91 КБ |
slayd_7.pptx | 1.37 МБ |
slayd_8.pptx | 1.2 МБ |
slayd_9.pptx | 1.38 МБ |
slayd_10.pptx | 1.26 МБ |
slayd_11.pptx | 629.03 КБ |
slayd_12.pptx | 398.59 КБ |
slayd_13.pptx | 1.16 МБ |
slayd_14.pptx | 965.01 КБ |
slayd_15.pptx | 1.27 МБ |
slayd_16.pptx | 33.8 КБ |
slayd_17.pptx | 34.04 КБ |
slayd_18.pptx | 991.71 КБ |
slayd_19.pptx | 427.68 КБ |
slayd_20.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, это способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Поэтому фонематический слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
В логопедии традиционно принято рассматривать при формировании фонематического слуха следующие процессы:
- фонематическое восприятие,
-фонематические представления,
-фонематический анализ,
-фонематический синтез.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематические представления - сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука.
Фонематический слух играет важную роль в овладении звуковой стороной языка. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение. Фонематический слух начинает формироваться на первом году жизни и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с ФФН не овладевают грамотным чтением и письмом. К пяти годам практически завершается процесс фонематического развития. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит практически все звуки родного языка. Однако осознание звуковой стороны слова наступает к 6-7 годам с усвоением письменной формы речи. На этом этапе основное значение приобретают операции фонематического анализа и синтеза.
Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением. Если проанализировать чем может быть обусловлена артикуляторно- акустическая дисграфии, главной причиной является нарушение фонемного распознавания, несформированностью фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам). Нарушения фонематического слуха могут быть и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии.
Несформированность фонематического слуха встречается и при правильном произнесении звуков. Дети с фонематическим недоразвитием (при относительно сохранном звукопроизношении) чаще всего не получают специальной коррекционной помощи в дошкольных учреждениях. К сожалению, симптомы нарушений фонематического слуха диагностируются только в школе, составляя основной контингент школьного логопедического пункта.
Недоразвитие фонематических процессов встречается и при ФФН, и при ОНР, и как самостоятельное нарушение речи. Таким образом, необходима целенаправленная работа для обеспечения своевременной подготовки детей к обучению грамоте и предупреждению возникновения нарушений письменной речи. Одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи является преодоление нарушений фонематического слуха.
Часто родители сами допускают ошибки при произнесении звуков, называя их буквами с длинным названием (например, [Р] – эр, [Б] – бэ). Поэтому считаю необходимым напомнить несколько правил русского языка.
- Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы видим, читаем, пишем. (слайд 1 и 2)
- В русском языке 10 гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е и всего 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И].
- Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я — буквы! Их в транскрипции быть не может!
- Мягкость согласных обозначается мягким знаком Ь и буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
- Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Могут обозначать один или два звука:
Если эти буквы стоят после согласных, то они обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].
Эти буквы согласный звук [й’] и соответствующий гласный звук (я — [й’а], ё — [й’о], ю — [й’у], е — [й’э]), если они стоят
в начале слова: яд [й’ат], ёж [й’ош], юнга [й’унг], егерь [йэ ‘гер’];
после гласных: боевик [бай’эв’ик], паяц [пай’ац];
после разделительных Ъ и Ь знаков: объем [абй’ом], обезьяна [аб’из’й’ана], съезд [сй’эст]. (слай 3 и 6)
- Для обозначения согласных звуков на письме — 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Но, согласных звуков гораздо больше — 36: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Причина такого несоответствия в том, что мягкость парных согласных звуков обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (Е, Ё, Ю, Я, И) или Ь.
- Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Согласные, которые произносятся с шумом и голосом — звонкие согласные звуки. Согласные, которые произносятся только с шумом, — глухие согласные звуки. (слайд 5)
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ. (слайд 5 и 6)
Предлагаю вам игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.
- «Какой гласный звук спрятался в начале слова?» (слайд 7)
- «Какой согласный звук спрятался в начале слова?» (слайд 8)
- «Где спрятался гласный звук [А]?» (слайд 9)
- «Где спрятался гласный звук [З]?» (слайд 10)
- «Есть ли звук [Р] в слове?» (слайд 11)
- «Определи, где звонкий звук [Г], а где глухой звук [К]?» (слайд 12)
- «Определи, где твёрдый звук [Б], а где мягкий звук [Бь]?» (слайд 13)
- Проведение звукового анализа слова РУКИ: Первый звук [Р] - согласный (так как ветерок встречает преграду – зубки); твёрдый (так как после него слышим [У]); звонкий (можно проверить тактильно – горлышко дрожит (колокольчик звенит)); обозначаем синим цветом. Второй звук [У] – гласный (так как голосок работает, песенка тянется, ветерок преграду не встречает); обозначаем красным цветом. Третий звук [Кь] – согласный (так как ветерок встретил преграду – язык); мягкий (так как после него слышим звук [И], который его смягчает); глухой (так как голосок не работает (колокольчик не звенит)); обозначаем зелёным цветом. Четвёртый звук [И] – гласный (так как голосок работает, песенка тянется, ветерок преграду не встречает); обозначаем красным цветом. Затем можно подвести итог: сколько всего звуков в слове, сколько согласных, сколько гласных (а от количества гласных звуков зависит количество слогов!). (слайд 14)
- «Составь слово по первым звукам» (слайд 15)
- «Составь слово из предложенных звуков» (слайд 16)
- «Определить количество звуков в слове» (слайд 17)
- «Подели слова на слоги», «Прохлопай слоги», «Соотнеси слоговую схему со словом-картинкой» (слайд 18)
- «Составление предложений с заданным словом с опорой на схему» (без предлога, с предлогом, с разными знаками препинания и т.д.) (слайд 19)
- «Переход от звуков к буквам» (изучение в Алфавите с опорой на картинку; обсуждение на что похожа буква; образ буквы без картинки; соединяем буквы «невидимой ниточкой» - слитное чтение ОМ (обратный слог), МО (прямой слог). В этот момент необходимо напомнить детям, что при чтении буквы мы произносим кратко (как звук – М, а не МЭ), чтобы не получались вместо ОМ – ОМЭ, МО – МЭО. (слайд 20)
Желаю Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста
Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
Формирование навыков фонематического анализа и синтезакак одно из условий подготовки ребенка к школе....
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "...