Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
статья по логопедии

Удовиченко Елена Вадимовна

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

как одно из условий подготовки ребенка к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

как одно из условий подготовки ребенка к школе.

 

     Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, это способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Поэтому фонематический  слух является важнейшим стимулом формирова-ния нормированного произношения.

   В  логопедии  традиционно принято  рассматривать при  формировании  фонематического  слуха  следующие  процессы:

- фонематическое восприятие,

-фонематические представления,

-фонематический анализ,

-фонематический синтез.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематические представления -  сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука.

         Фонематический слух играет важную роль в овладении звуковой сторо-ной языка. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение.  Фонематический слух начинает формироваться на первом году жизни и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с ФФН не овладевают грамотным чтением и письмом. К пяти годам практически завершается процесс фонематического развития, Ребенок не только слышит, но и правильно произносит практически  все звуки родного языка. Однако осознание звуковой стороны слова  наступает к 6-7 годам с усвоением письменной формы речи. На этом этапе основное значение приобретают операции фонематического анализа и синтеза. Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные  отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением. Если проанализировать  чем может быть обусловлена   артикуляторно- акустическая  дисграфии,  главной причиной является нарушение фонемного распознавания, несформированностью фонематических  дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам ). Нарушения фонематического слуха могут быть  и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии.  Несформированность фонематического слуха  встречается и при правильном произнесении звуков. Дети с фонематическим недоразвитием (при относительно сохранном звукопроизношении) чаще всего не получают специальной коррекционной помощи в дошкольных учреждениях. К сожалению, симптомы нарушений фонематического слуха диагностируются  только в школе, составляя основной контингент логопедического пункта.

  Недоразвитие фонематических процессов встречается и при ФФН,  и  при ОНР,  и как самостоятельное  нарушение речи. Таким образом, необходима целенаправленная работа  для обеспечения  своевременной  подготовки  детей к обучению грамоте и предупреждению  возникновения  нарушений письменной речи. Одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи является преодоление нарушений  фонематического слуха.

Основными задачами развития фонематических процессов являются:

-  обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи;

-  выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

-  формирование фонематических представлений;

-  формирование фонематического анализа и синтеза;

-  развитие навыков самоконтроля произношения звуков.

Этапы  развитие фонематического восприятия (развитие узнавания и  дифференциации фонем на слух).

   1.Различение правильного и неправильного  звучания слова. «Правильно ли я сказала?» (прослушать слово, произнесенное правильно или с, намеренно сделанными, ошибками.)

   2.  Различение слов, похожих по звучанию ( «мак –рак», «бочка –точка».

   3. Различение слов-паронимов (показать, где крыша, а где  крыса…)

   4. Выделение звука из ряда заданных   звуков и слогов.  Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «Ш».

     5. Выделение звука из ряда заданных слов. Дидактическая игра «Поймай звук!»  - Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Ш».

     6. Выделение звука из состава словосочетаний, фраз, текстов.

 Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Ш».                

 Фонематический анализ:

 - определение места звука в слове: «Где находится звук «Ш» в слове «шуба»: в начале, середине или конце слова?»;

-  определение положения звука по отношению к другим звукам: «Определите  положение каждого звука в слове «шар» по отношению к другим звукам»;

-  определение предыдущего и последующего звуков определенному звуку в слове;

-  определение последовательности звуков в слове (называние звуков в порядке их следования в слове, например, «ш-а-р»;

-   определение порядка следования звуков в слове  который по счету звук «ш» в слове «мышка»?

Фонематический синтез:

-  Составить  слово из предложенных звуков   ( К, О, Т).

-  Составить слово из звуков в свободной последовательности. А,М, К -какое слово получилось?

-  Определить  количество звуков в слове  (ДОМ – 3 звука).

Фонематические представления (обобщения).

    Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука способствует формированию фонематического представления о нем и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития. Фонематические представления формируются  у детей постепенно: сначала на основе развитого фонематического восприятия, а затем на основе развитых фонематического анализа и синтеза.

     Можно использовать самые разнообразные приемы по формированию фонематического восприятия :

-  отбор картинок в названии которых имеется заданный звук;

-  раскладывание  картинок на 2 группы в зависимости от имеющихся звуков;

-  придумывание слов, включающих заданный звук;

-  выделение «лишнего» звука в ряду звуков;

-  какое слово получится, если заменить  звук на оппозиционный; 

-  определение неправильностей в стихах;

-  выбор нужного слова с опорой на содержание;     

-  разгадывание  ребусов;

-  отгадывание слов путем подстановки пропущенного звука;

-  какого звука не хватает в слове – игра доскажи словечко и др.

    Таким образом, необходима целенаправленная  продолжительная работа по  формированию фонематических процессов  для обеспечения  своевременной  подготовки  детей к обучению грамоте и предупреждению  возникновения  нарушений письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднен...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»...